Новосибирск 1.8 °C

О хлебе, тарифах и выборах

05.10.2001 00:00:00

Виктор Толоконский в гостях у журналистов «Вечернего Новосибирска»

 Встречи Виктора Толоконского с журналистами «Вечернего Новосибирска» были традиционными для мэра. Остались такими же и для губернатора. На днях глава администрации области побывал в гостях в нашей редакции. Говорили о многом. А начали с хлеба.

- Точно, что в этом году урожай опять будет рекордным?

- Я думаю, что мы соберем урожай порядка 3,7-3,8 миллиона тонн. Кстати, в прошлом году, если быть совсем точным, область установила рекорд по урожайности. А в этом году рекордов будет два - и по урожайности, и по валовому сбору. Что касается урожайности, то она возрастет с 19 (в 2000 году) до почти 22 центнеров с гектара. Главное теперь - хорошая погода. Октябрь должен быть неплохим, поэтому, думаю, все будет нормально.

- А с хранением рекордного урожая проблем не будет?

- Почти десять лет наши элеваторы стояли пустые: зерна было мало, да и мало кто его туда вез. Как вы понимаете, на элеваторы поступает не весь урожай, значительная часть хранится в самих хозяйствах, в том числе семена. В этом году у нас проблема не по балансу, а по дислокации: самая большая прибавка по объему в западном и юго-западном районах, где урожай на 40-50 процентов выше. К примеру, в Чистоозерном районе раньше считали за счастье урожайность 12 центнеров с гектара, а сегодня показатель 25! Соответственно нужны емкости для складирования. Вступили в строй два новых элеватора - Евсинский, построенный совместно системой хлебопродуктов и частными инвесторами, и Бердский, который мы восстановили, вложив в ремонт 20 миллионов рублей.

- Много говорят о товарном зерне. Достаточно его будет?

- Значительно больше, чем один миллион тонн. Четыреста тысяч тонн бюджет уже купил - они проавансированы горючим, запасными частями, комбайнами.

Хочу сказать, что нам рекорды ради рекордов не нужны - ни с кем соревноваться не собираемся; важно другое - чтобы хозяйства получили большую прибыль! С этого года сельское хозяйство в области должно перейти на мощный инвестиционный режим развития.

Будем кредитовать хозяйства под залог зерна, чтобы они могли рассчитаться с механизаторами за уборку как положено: сразу по завершении выдать и зерно, и деньги. Дадим дополнительное горючее, чтобы по максимуму вспахать зябь. Кроме того, мы берем зерно сейчас под обязательство поставок горючего на посевную. Все эти схемы хозяйствам выгодны.

Да, два года нам с погодой везло. Но это не главное. Мы активно преобразовали саму систему организации работы в сельском хозяйстве, внедрили новые технологии, своевременно провели весенние полевые работы, в два раза больше, чем в минувшем году, внесли минеральных удобрений, почти на всей площади провели грамотный уход за посевами, уничтожая сорняки, подготовили самые высококлассные семена в Сибирском регионе. Все это и стало залогом нынешнего урожая.

- По молоку область вообще в российские лидеры вышла...

- В прошлом году прибавили восемь процентов, а в этом - уже двадцать. Это дополнительно сто тысяч тонн молока, а производство молока стало высокорентабельным.

- Сыр, к примеру, не подешевеет?

- Думаю, что не подешевеет, но и не сильно подорожает - это точно. Можно изменить ценовые пропорции на розничном рынке, но тогда, потеряв свое сельское хозяйство сегодня, мы вынуждены будем везти товары из-за границы завтра. А уж там ничего не сэкономишь!

Принципиально важно иметь стабильные цены.

- Стабильность - дело хорошее. Но на повестке дня опять повышение тарифов.

- Совершенно очевидно, что сделать это необходимо: если не сделаем - катастрофа. И пострадают именно те, кто живет на зарплату. Выигрывают от старых тарифов в основном богатые люди, все остальные проигрывают.

И если мы будем по-прежнему за счет людей, которые живут на заработную плату, давать дотации людям с большими доходами, мы разрушим и жилищное хозяйство, и коммунальное хозяйство, и общество. Если доход на члена семьи составляет менее полутора прожиточных минимумов, то за квартиру и коммунальные услуги можно платить не более 12 процентов совокупного дохода. Это сегодня - предел. Люди должны платить 10-12 процентов, и они не должны фактически за свой счет дотировать тех, кто живет в больших хороших квартирах и платит лишь доли процентов от реальной стоимости коммунальных услуг.

- Вы сказали о катастрофе. Как ее определить?

- А она уже есть. Посмотрите, к примеру, на состояние ЖКХ. Более того, если мы сегодня не поднимем в этой системе зарплату как минимум вдвое (а сделать это можно только за счет доходов), то вообще никто там работать не будет, и все остановится. Так что другого пути нет.

Когда ко мне пришли депутаты-коммунисты и стали объяснять, что они все понимают, но вы, мол, дайте деньги городу сейчас, а мы потом сразу после выборов тарифы поднимем, я ответил, что дело не в деньгах. Мы дадим городу больше, чем можно собрать за счет этого тарифа. Но у губернатора мешка, из которого их можно достать, нет. Взять - значит отнять у кого-то. Дотировать обеспеченного человека по жилью - значит недодать денег на образование, здравоохранение, транспорт, культуру...

Ведь бедный-то человек от этого ничего не получит! И, кстати, приведу вам еще такой пример. У нас тот, кто по-настоящему курит, на сигареты тратит больше, чем на оплату квартиры и жилищно-коммунальных услуг. Вдумайтесь в это!

- А вас не удивляет тот факт, что в последнее время некоторые телеканалы и печатные СМИ вдруг взялись объяснять новосибирцам, что у губернатора ничего не получается?

- Я противник того, чтобы платить деньги СМИ, и я не буду этого делать. Готов реализовывать общие для всех схемы поддержки СМИ, чтобы они полноценно выполняли свою социальную роль, но быть заказчиком я не собираюсь. Продаваться или нет - это дело каждого редактора, владельца какого-либо средства массовой информации. Я не против того, чтобы журналисты зарабатывали своим талантом, своим трудом, но они должны работать, не предавая себя и своих убеждений.

Есть нормальная профессиональная работа, а есть что-то другое, чему я даже не хотел бы давать определение... Вот эту грань кто-то и переступает.

Меня не надо ни хвалить, ни любить, я просто, по-честному, с пониманием своей социальной ответственности говорю с людьми.

СМИ у нас много, и позиция одного канала или, скажем, одного владельца нескольких каналов не может сегодня определять общественное мнение и настроение людей. Думаю, что люди разберутся, где ложь, а где правда.

- В вину вам ставят и оценки некоторых людей. Говорят, что слишком много эмоций...

Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Я никогда не ухожу от конкретики в работе, не могу пройти мимо равнодушия и непрофессионализма.

Да, наверное, если исходить только из соображений политического прагматизма, то я должен был промолчать на последней сессии облсовета. Ведь результаты голосования по большинству вопросов были очевидны и без моих выступлений. Но как же можно промолчать, если обсуждаются принципиальные вопросы?!

Например, назначение депутата облсовета Виктора Игнатова представителем главы администрации области в Совете Федерации. Думаю, депутаты понимали: ничто не может помешать Игнатову получить постановление о назначении. Можно было бы свысока смотреть на поведение Кузнецова и группы товарищей, но я не мог не ответить на хамство. Если бы я промолчал, я бы просто в чем-то предал бы Игнатова и поддался бы на эту провокацию. Поэтому я и сказал, что Виктор Егорович Кузнецов никогда принципиальным человеком не был.

- Почему вы выбрали именно Виктора Игнатова?

- Потому что эта работа для него как раз и подходит - я убежден в этом давно. Представитель в Совете Федерации должен иметь хорошие взаимоотношения с главой администрации области - это естественно. Мы давно работаем вместе, и я знаю, как Игнатов умеет работать.

Знание законодательства - еще одна его сильная сторона. После того как он был назначен моим помощником в Совете Федерации, буквально завалил меня бумагами - анализом законопроектов. Теперь вот в самолете читаю его заключения.

Уверен, что эта работа подходит Игнатову в полной мере. А тем, кто плохо знает закон, напомню, что принципиальное решение принимает губернатор. Так было и так будет. А с Игнатовым мы будем работать вместе.

- Теперь давайте поговорим еще об одной теме дня - о выборах.

- Думаю, что люди на выборы пойдут. И я буду их убеждать, и мои коллеги. Очень хочется, чтобы областной Совет - представительный орган - самым эффективным образом реализовывал свои функции, взял бы на себя решение многих важных задач.

Убежден, что Совет должен быть более дееспособным, более конструктивным и более нацеленным на решение конкретных социально-экономических задач. У главы администрации области нет каких-то политических предпочтений или, наоборот, отрицаний - критерий один: в Совете должны быть сильные в профессиональном и жизненном плане люди. Я бы назвал этих людей самодостаточными, и я уверен, что депутатство не нужно им для реализации каких-то частных интересов. Депутаты должны отвечать только перед своими избирателями и перед своей совестью. Они не должны быть солдатами какой-то партии или группы для того, чтобы близко к сердцу принимать проблемы жителей города и области и решать их.

- Производственники в Совете нужны?

- Безусловно. Думаю, что они и сегодня действовали бы эффективнее, если бы в Совете не было партийной группы. Они почему-то спасовали перед натиском этой группы товарищей и как-то невольно отдали работу Совета им на откуп. И получилось, что лицо Совета представляют не серьезные производственники, авторитетные, уважаемые люди, а именно партийная группа. Я не скажу, что у этой партии нет общих интересов с теми задачами, которые ставим мы, - конечно, они есть, и именно поэтому мы и будем поддерживать на выборах большую группу членов КПРФ. Но эти люди должны быть самостоятельны! Вот вам пример: идет обсуждение о налоге на вмененный доход. Нет никаких возражений, выступлений против, на словах все - за, а когда проголосовали - картина иная. Где же здесь принципиальность?! Чьи же интересы депутаты от КПРФ этим выражали: граждан? Нет! Партии? Нет! Они этим партию только дискредитируют и, очевидно, выражают интересы тех структур, которым этот налог не нравится. Это ненормально!

- А как насчет «списка согласия»?

- Нет никакого списка. А согласие заключается в том, что мы не выступаем против каких-то политических сил, - можем поддержать и члена КПРФ, и члена СПС, и хозяйственника, и предпринимателя, и бюджетника. На этих выборах я поддерживаю принципы! Но равнодушным я не буду.

Уверяю вас, что как глава администрации области сработаюсь с любым Советом. Мы договоримся. Но я ведь работать хочу, а не тратить время на словеса. Поэтому очень надеюсь, что после выборов обладминистрация и Совет будут работать в полном взаимодействии.

Вы только вдумайтесь: сессия проходит в пик уборки. Но хоть бы кто-то из депутатов поинтересовался, как она проходит, не нужна ли какая-то помощь. Почему никто не поинтересовался, как идет подготовка к зиме, почему депутаты все время уходят от вопросов, связанных с реальными проблемами жизни?! (Окончание на стр. 6).

- Что скажете насчет руки Москвы? Говорят, столица вмешивается...

- Во что?

- В выборы.

- Ни в коем случае. И знаете, это, может быть, не совсем правильно, потому что Москву должны интересовать эти выборы хотя бы по той причине, что они - важное политическое событие для региона. Но Москва не вмешивается... Можно было бы свысока смотреть на поведение Кузнецова и группы товарищей, но я не мог не ответить на хамство. Если бы я промолчал, я бы просто в чем-то предал бы Игнатова и поддался бы на эту провокацию.

А вот у нас вопросы к Москве есть. Сейчас мы обсуждаем вопрос о выделении области бюджетной ссуды. И я знаю, что у премьера Касьянова на столе уже лежит справка. Там написано, что Новосибирской области помогать не надо, потому что уголь уже запасен, и такого запаса нет вообще ни в одном регионе страны, что урожай весь уберут, что горючее есть, что детские выплачиваются... А вывод такой: надо деньги отдать туда, где беда, - в Приморье. Насчет Приморья я могу сказать: был там такой мэр Черепков, который все законы знал и пытался жить по правилам. А правила такие: есть в бюджете деньги - значит зима будет, нет - значит не будет. Но мы в своей работе исходим из того, что зимовать области придется независимо от наличия денег, - нам здесь жить, нам вместе и думать как быть.

Поэтому мы четко ставим цели во всех сферах. В первый же день я сказал, что сельское хозяйство в области должно быть рентабельным. И мы над этим работаем, добиваемся успехов.

Какие задачи поставлены перед районами и городами? Развивать свое производство, увеличивать свой налоговый потенциал. Самое главное - новые предприятия, новые производства, новые рабочие места. Впервые в сельских районах даже должность специальная введена - заместителя главы по экономике. Чтобы о развитии думали...

В здравоохранении, например, поставил задачу - никаких поборов в отношении лекарств! Все должно быть четко и ясно: что бесплатно, а что за деньги.

Мы ни с кем не воюем. И с Чубайсом я не воевал - мы боремся за принципы. Те, кто сдается, - с ними не считаются. А мы сдаваться не собираемся!

Думаю, что сегодня многие это поняли.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: