Новосибирск 11.3 °C

Учителей в любом возрасте величают по имени-отчеству

05.10.2001 00:00:00

Дома и на работе - они всегда вместе: Олеся Борисовна, Лариса Петровна, Вера Алексеевна Малютины

 ...Когда в семье появляется учитель, домашним становится не до смеха. По квартире невозможно пройти, чтобы не наткнуться на кипы тетрадей, учебников и книг. Постоянные разговоры о школьниках, двойках и прогулах, телефонные переговоры с родителями. А представляете, что творится в доме, если там не один, а целых три учителя?! Квартира превращается в миниатюрный школьный полигон, на котором проводятся семейные педагогические советы.

«Мама, я хочу быть учителем, как ты» - в семье эта фраза стала уже своеобразным девизом. Фраза звучит, а девизу следуют уже на протяжении пяти поколений. Сегодня в школе N 184 Новосибирска будут поздравлять с Днем учителя не одну Малютину, а трех представителей этой славной династии.

Корни генеалогического древа учительской семьи уводят нас аж в царское время. В то время первый представитель учительского рода был директором народных училищ Новосибирска. У него родилась дочь - мама Ларисы Петровны, а сама Лариса Петровна на этот момент самая старшая из семьи.

«Мама была очень теплым и отзывчивым человеком,- вспоминает Лариса Петровна, - и, конечно, работала учительницей. Все разговоры дома неизбежно сводились только к одному - к школе, к детям. Я просто не могла выбрать другую профессию».

В школе Лариса Петровна работает уже 47 лет, она по-прежнему бодра, полна сил и уходить из школы, от учеников не собирается.

Она до сих пор помнит свой первый класс. На молодую неопытную учительницу сразу навалили и класс, и группу продленного дня, и должность пионервожатой.

«Почти все свое время я проводила на работе, с детьми. Школа стала моим вторым домом», - вспоминает Лариса Петровна.

Тем не менее начинающего педагога такая занятость не испугала. Школьная жизнь оказалась очень веселой и интересной. Не было простой и серой обыденности, каждый урок переживался, как выход на сцену. А ведь были еще и праздники, вечера, походы в лес, катание на горке. И как-то само собой получилось, что дочь Ларисы Петровны с полутора лет воспитывалась именно в школе.

Сначала над маленькой Верой дети подсмеивались, а потом привыкли к постоянному присутствию малышки. Устав, девочка ложилась прямо на парту и засыпала. А когда она училась уже в пятом классе, ей доверяли вести уроки, пока мама уходила на совещания. Что удивительно, дети всегда слушались маленькую учительницу. Конечно, после школы Вера Алексеевна решила заняться этим профессионально. Реакция мамы была неадекватной: «Только через мой труп!». Тем более что дочь захотела пойти все на тот же факультет начальных классов.

Кто не работал в школе, тот вряд ли поймет всю тяжесть работы учителей «началки». В каждом возрасте возникают, конечно, свои проблемы, но самые тяжелые именно вначале. Ведь первоклассник не умеет ничего, порой он даже не знает, где правая сторона, а где левая. Вдобавок (об этом не раз все писали и говорили) в первые дни в школе он испытывает сильный стресс, и тут важно не запугать, не отвратить его от школы. Вот вы помните свое первое сентября? И как? Правда же, главное чувство - страх пополам с любопытством. Неизвестно, что ждет меня в этом неведомом мире без мамы и папы. И многое здесь зависит от первой учительницы. Кстати, к Ларисе Петровне до сих пор приходят ее бывшие ученики. Многим уже за 30, парни побывали и в Афгане, и в Чечне, но до сих пор не забыли своей первой учительницы.

Плохое настроение оставь у школьного порога. Олеся Борисовна продолжает династию. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 Ларису Петровну, так же, как и ее дочь, и внучку, привела в «началку» любовь к маленьким детям, таким беспомощным и таким непосредственным. По работе ей приходилось замещать учителей средних и старших классов, и все же она неизменно возвращалась к своим первоклашкам. Хотя до сих пор считает, что там гораздо труднее.

- Профессионализм в нашей работе значит многое, но не все, - считает Лариса Петровна. - Настоящий педагог - это от Бога. В школе должны работать только те, у кого есть призвание и, главное, любовь к детям, готовность отдавать всю себя без остатка.

Наверное, это качество проходит красной нитью через все поколения семьи Малютиных. Вот и младшая представительница учительского рода потянулась за бабушкой и мамой. Вновь повторилась та же история. На этом примере как раз можно проверить соблюдение закона о развитии истории по спирали. Олеся повторяет путь своих родных, но, скорей всего, уже на более высоком витке спирали. Новое время, новые технологии, новое поколение. Лариса Петровна признается, что на семейных советах всегда выслушивается мнение Олеси, и даже что-то из предложенного ею берется за основу.

Все меняется, и Олесе предстоят новые трудности и радости. Сегодня воспитанием детей учителя занимаются порой больше родителей. А те в своем стремлении обеспечить семью о детях думают задним умом. Некоторые искренне считают, что раз отдал ребенка в школу, то там его и должны воспитывать. Позиция Понтия Пилата - «Я умываю руки» - зачастую оборачивается трагедией для ребенка, в которой прежде всего винят школу, а вот благодарности учителя от родителей получают редко.

- Бывает горько, бывает обидно, - признается Лариса Петровна. - Но все переживания нужно оставлять перед школьной дверью. Я навсегда запомнила слова, которые сказала нам на прощание наша преподавательница в училище: «Вы нужны для семьи здоровые, веселые, с настроением, а в школе вы должны быть просто идеалом!»

Эти слова она передала своей дочери - Вере Алексеевне, а та - третьей в семейной династии учителей - девятнадцатилетней Олесе. То есть Олесе Борисовне. Учителей принято называть по имени-отчеству.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: