Новосибирск 8.9 °C

Пусть город мой меняться не устанет

05.10.2001 00:00:00

 Город Новосибирск, как градостроительный объект, с присущей ему инфраструктурой, сложился много лет назад. Он такой - какой есть. Центр «укомплектовали» институтами и общественными зданиями, вдоль дорог выстроили вереницей жилые дома с редкими магазинами на первых этажах. Но жизнь меняется. Появилась потребность в кафе, развлекательных площадках. И начали приспосабливать под это квартиры первых этажей. Теперь их в центре практически не осталось. Зато появились современные многофункциональные торговые центры, такие как «Флагман» или «Плаза премьер» в Железнодорожном районе, в которых все сочетается само собой, изначально.

Внутри этих торговых центров - все как подобает, можно даже забыть за рассматриванием витрин бутиков, что ты на родной земле, в Новосибирске, а не где-нибудь в Европе, но вот когда выходишь наружу, на свежий воздух - сразу приходится вспомнить свое гражданство. Мало безопасных пешеходных переходов, удобных автостоянок для владельцев авто, нет ни скамеек, ни малых форм, ни эскалаторов, ни навесов. Ни-че-го. Может быть, архитекторы нашего города считают, будто «хорошее менять - только портить»? И что современной стильной архитектуре новых торговых центров противопоказано какое-либо «украшательство» и достраивание? С этим вопросом корреспондент ВН обратился к главному архитектору Железнодорожного района Евгению ДЕКОЛЕНКО. И он развеял последние сомнения: да - украшать не нужно, и нет - без благоустройства близлежащих территорий застройку, заданную генеральным планом города, окончательно сформированной считать нельзя. В этом можно разобраться на примере «Флагмана». Собственно здание торгового центра «Флагман», как и всю Вокзальную магистраль, на которой оно расположено, спроектировал архитектор Гражданпроекта Александр Агафонов. Этот зодчий и сейчас ведет авторский надзор за всей магистралью. Благоустройство ее в «устье» (там, где магистраль впадает в площадь Гарина-Михайловского) мало-мальски было сделано, а если говорить о продолжении - до проспекта Димитрова - там никакой наземной планировки пока нет. Вопрос по благоустройству этого куска магистрали не просто открыт - он распахнут!

- То, что Вокзальная магистраль не оформлена сегодня до конца, - говорит Евгений Иванович Деколенко, - ясно как Божий день. Однако нужно отдавать себе отчет в том, - продолжает главный архитектор района, - что это важный транспортный узел, развязка двух магистралей - Вокзальной и улицы Димитрова. Здесь - особенно в перспективе - будет сосредоточено огромное количество торговых мест. Поэтому архитектурно-планировочное решение этой части Вокзальной магистрали требует комплексного подхода.

Некоторые огрехи «незавершенки» видны невооруженным глазом. Например, отсутствие стоянок для автомобилей. На Димитрова генпланом города было предложено сделать многоярусную парковку. Но этот момент еще предстоит реализовывать в будущем. Так же - никак! - дело обстоит с другими «островками», примыкающими к торговым комплексам. Сегодня до конца не продуман ни один. Идеи витают, архитектурная мысль бьется у виска многих: архитекторов и инвестиционно-активных предпринимателей. Но в кучу разрозненные творческие мысли собрать пока некому. Чтобы это случилось, надо предать дело гласности.

- Если бы муниципалитет такой конкурс объявил, Евгений Иванович, вы поддержали бы его?

- Стратегию градостроительных решений определяет мэрия, - уточняет Деколенко, - их утверждают на уровне главного архитектора города. Мы же, районные архитекторы, принимаем участие в обсуждении проектов, высказываемся, но не являемся заказчиками. Одно ясно, этот узел надо «домысливать». Весь перекресток - Торговый центр и жилые здания, так называемые жилые секционные блоки А, Б, В, Г, и примыкание Комсомольского проспекта - хотелось бы оформить исходя из философского понимания торгового и транспортного ядра города - с переходами, инфраструктурой. Потом воплотить в осязаемую проектную оболочку, которую можно было бы лицезреть всем желающим. Проект следует вынести на общественное обсуждение, и после того, как в ходе его будут высказаны какие-то замечания, выходить на финишные решения.

Трудно поверить, что предложений со стороны возможных инвесторов относительно этой части города не было. Конечно, они были! Но отличались разрозненностью. Пока - без комплексного проекта, о котором говорит Деколенко, - они, скорее всего, и не могут быть соединены в единое целое. Евгений Иванович подтверждает: да, есть уже конкретные предложения. Например, от ЗАО «Экопласт» в районе «Флагмана», где Комсомольский проспект врезается в Вокзальную магистраль, сделать подземные торговые магазины. Объем существенно должен возрасти, а с увеличением торговых площадей должна развиваться и обслуживающая зона с выездом транспорта на Димитрова, чтобы сквозным объездом разгрузить площадку.

Безопасность и удобство окружающего торговые центры пространства - должна быть поставлена во главу угла. Высказывалась ли идея сотворить надземные путепроводы, галереи, соединяющие торговые центры между собой? Да, в загашниках архитекторов есть интересные картинки - светопрозрачные конструкции, легкие, поднятые над перекрестком - такой квадрат в плане, где люди поднимаются над дорогой. И ГИБДД, в свое время, вдохновившись примером Москвы, выходило с подобной инициативой одноуровневых переходов. Но дело в том, что не так-то просто «загнать» на лестницу человека. Его надо чем-то привлечь. Опять же, торговлей? И здесь громоздить друг на друга торговые ряды? Зачем же создавать такое урбанизированное пространство, каменные джунгли!

Есть и другой определяющий возможное развитие Вокзальной магистрали фактор: она узка. Шире ее уже не сделаешь. Так было заложено генпланом, дома зафиксировали ширину улиц, «красные линии» реально существуют. Но что касается использования...

- А не было ли идеи превратить эту часть Вокзальной магистрали возле «Флагмана» в пешеходную зону, как, например, хотят поступить с площадью и проспектом Маркса?

- Нет, - отвергает и этот вариант главный архитектор района, - пешеходной надо делать улицу Ленина. А Вокзальную магистраль - едва ли удастся. Она является одной из основных транспортных артерий города.

- Хорошо. А можно ли сделать под Вокзальной магистралью единое подземное пространство?

- Всю магистраль закрыть на десять лет - это не реально. Но под ней, в принципе, можно сделать подземный город, если пользоваться вот таким квадратно-гнездовым способом. У меня были предложения раскопать магистраль поэтапно. Заузить полдороги в одном месте, локально выкопать, сделать объем, поставить колонну, балкой перекрыть, засыпать, определить входы (слева-справа в полосе газонов).

- Но для чего спускаться под землю?

- Там, в этом городе под землей, можно было бы кататься на роликовых коньках, развлекаться в кегельбане, наслаждаться всем - вплоть до сауны. Городской центр, развлекательный комплекс подземный - разве не привлекательно? Можно сделать красивые спуски вниз, люкарны - это такие купола, выходящие на поверхность, которые бы в вечернее время красиво светились вдоль магистрали. А люди, спускаясь вниз и проходя по подземному пространству, любовались бы витринами круглосуточно работающих магазинов. И чем еще хороша эта затея - меньше требуется освещения (с люкарнами). Тепло - по типу термоса - будет сохраняться, как в нашем метро. Наружной отделки (как у зданий, стоящих наверху) тоже не надо. Это и экономически привлекательным может быть.

...От фантазий архитектора, проекта торгового айсберга-комплекса, вернемся к суровым будням. А что можно сделать уже сейчас? Могли бы предположительные инвесторы объединиться в каких-то усилиях по облагораживанию этой части центральной застройки нашего города? Конечно. Но дело в том, что какое-то время у строителей просто «не доходили руки» до благоустройства Вокзальной магистрали. Но город, судя по некоторым публичным высказываниям мэра Владимира Городецкого, уже просыпается.

Сейчас говорят о комплексном проекте, который может быть реализован дробно. Но вся идея должна быть воспринята общественностью, мэрией, возможными инвесторами каждой части - как единая линия.

- Эту идею надо было бы выставить на обзор, можно, в Союзе архитекторов, опубликовать в прессе - где угодно, - соглашается Евгений Деколенко, - привлечь общественность, об этом рассказать, поведать. А там жизнь сама внесет свои коррективы: найдутся заинтересованные люди, поступят еще предложения, и останется аккумулировать средства и возможности. Не исключено, что, скажем, «Экопласт» возьмется за осуществление одной из частей проекта. Главное - осознать, что и для чего мы должны делать. Необходимо не только сделать жизненное пространство нашего города цивилизованным, ухоженным и удобным. Время диктует: надо считаться и с выгодой горожан, потребляющих услуги, товары и развлечения, и со стратегическими бизнес-планами тех, кто такие радости жизни предоставляет, то есть предпринимателей. Частные инвестиции город может, в таком случае, употребить и себе, и компаниям на пользу.

P.S. Когда верстался номер, фирма «Экопласт» сообщила нам, что решила объявить конкурс на лучший проект оформления территории, прилегающей к Торговому центру «Флагман». Условия конкурса читайте в «Вечернем Новосибирске» во вторник.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: