Новосибирск 1.8 °C

Легенда о Кине IV

05.10.2001 00:00:00

Анатолий Узденский блистательно играет в новом спектакле, используя свой темперамент, интеллект и актерские данные. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Трагикомедия Григория Горина «Кин IV» стала одной из наиболее ярких премьер театра «Старый Дом» последнего времени . Об этом великом английском актере XIX века много спорили как современники, так и потомки (Теолон, Курси, Дюма, Ж.-П. Сартр и др.), при жизни и после смерти актера его образ обрастал лавиной легенд, слухов и анекдотов. Были в Англии и другие великие драматические актеры, но ни один из них не пользовался такой популярностью, причем во всех слоях общества, ни у себя на родине, ни на континенте.

Тема пьесы жутко интересна. Собираясь на премьеру, вспомнил полузабытый анекдот. Английская королева, восхитившись игрой Кина IV в шекспировском «Ричарде III», позвала актера и повелела любить себя, как бы это делал Ричард III. Кин исполнил это желание повелительницы и всю ночь любил королеву со звериной страстью короля Ричарда так, что она осталась вполне довольна. В следующий раз королева посетила киновский театр, когда давали «Антония и Клеопатру». Опять восхитившись киновским Антонием, королева повторно вызвала Кина и повелела любить себя так, как Антоний любил свою Клеопатру. Актеру удалось успешно выполнить и это желание королевы. Через некоторое время королева призвала к себе Кина в третий раз и заявила, что так сильно была восхищена актером в предыдущие две ночи, что теперь желает облегчить ему задачу и хочет, чтобы он любил ее просто как великий актер Кин IV. В ответ на это Кин был вынужден заявить, что, к своему великому прискорбию, не может выполнить желания повелительницы, так как является импотентом. Вот какова была сила сценического перевоплощения Кина!

Анекдот анекдотом, но ведь на пустом месте он не возникает. Ведь в настоящее время анекдот является единственным процветающим видом народного творчества. И какова должна быть сила народной любви англичан к своему актеру, чтобы более чем через полтора века этот анекдот в такой форме дошел до далекой России?

Отношение театралов к спектаклю было весьма настороженным. Ведь всегда неприятно, когда сценическое воплощение мечты различается с самой мечтой! Но «Кин IV» на сцене «Старого Дома» их не разочаровал. Драматург Г. Горин, режиссер-постановщик Анатолий Морозов, исполнитель главной роли народный артист России Анатолий Узденский и все занятые в спектакле актеры, с одной стороны, весьма раскованно, а с другой - трепетно и осторожно подошли к сценарному исполнению имеющегося громадного острого материала.

Однако не менее чем половиной своего успеха спектакль обязан Анатолию Узденскому. Создалось ощущение, что в нашем городе наконец появился выдающийся драматический артист калибра зрелого Анатолия Мовчана (не одного из «Заводских ребят», а графа Лестера в «Марии Стюарт» и Тригорина в «Чайке»), блиставшего на новосибирской сцене в 60-х годах. Узденский не играет, а буквально купается в своей роли великого актера, выпивохи, гуляки, остроумца и, как это ни странно, высоконравственного человека. Становится понятным, почему Кин стал любимцем простых англичан. Весьма современным, идущим от самого сердца, смотрится напутствие Кина умирающему королю Георгу IV, утверждающего, что правитель прежде всего должен быть веселым: «Когда человек надрывается целый день на работе, а потом видит постные лица правителей, его тянет удавиться». Таким образом, в спектакле налицо почти стопроцентное превращение Узденского в свой персонаж. На протяжении всего спектакля Узденский очень точно и тонко ведет свою роль, вовсю используя свой темперамент, интеллект и незаурядные актерские данные.

Другой несомненной удачей спектакля является исполнение роли принца Уэльского (во втором действии короля Англии Георга IV) артистом Сергеем Безродных. Создан образ властелина, который совершенно не ценит и, в общем, не любит власть, а дорожит только развлечениями и особенно театральными эффектами. После игры Безродных начинаешь понимать древнеримского императора Нерона, который ценил актерские лавры куда выше императорских. Однако мечте принца-короля стать другом, соперником и, наконец, alter ego Кина не суждено было осуществиться, так как он всю свою жизнь оставался всего лишь незадачливым киновским учеником.

Хороша народная артистка России Халида Иванова в роли второго плана - жены посла Дании и в то же время поклонницы и возлюбленной Кина. Она успешно играет цельную волевую женщину, для которой общечеловеческие ценности значат гораздо больше великосветских условностей. Особенно хороша актриса в сцене прощания с Кином, когда под маской светской нордической невозмутимости ощущается бурный накал страстей и, как следствие, прорывается поток слез, который тем не менее никак не отражается на спокойном тоне разговора с женой Кина «о пустячках».

Не портит борозды артист Владимир Казанцев в своих многочисленных ипостасях: театрального суфлера, костюмера, слуги и друга Кина, а также королевского гвардейца.

Важную интонационную нагрузку несет на себе очень удачное музыкальное оформление спектакля, выполненное нашим земляком, теперь московским композитором Григорием Гоберником.

Повсеместно проявляется тонкий вкус создателей спектакля. Так, например, желание Кина развестись с женой, высказанное в середине второго акта, приведшее к конфликту с королем, в дальнейшем никак не упоминается и не комментируется. Этим просто и ненавязчиво расставляются смысловые акценты спектакля: по сравнению с вопросами призвания великого артиста и его роли в обществе его семейные неприятности являются второстепенными.

К сожалению, в спектакле имеется исторический ляпсус. По ходу спектакля принца Уэльского неоднократно называют братом короля, в то время как он никогда им не был. Принц Уэльский - это титул наследника английского престола, который обычно присваивается старшему сыну царствующего короля. Персонаж пьесы по рождению был принцем Уэльским - старшим сыном и наследником короля Георга III, в 1811-1820 гг., когда отец впал в полную немочь, стал регентом, а с 1820 г. после смерти Георга III - королем Англии Георгом IV, о чем написано во всех энциклопедиях. Кстати, совершенно непонятно, почему у нас повсеместно принято называть Валлийского принца принцем Уэльским? Ведь благодаря тотальному проникновению в современный русский язык англоязычных терминов мы уже в ряде случаев перестали произносить английскую букву «W» как русскую «У», например, постоянного спутника Шерлока Холмса мы уже не называем доктором Уотсоном, а доктором Ватсоном. Так почему бы со сцены Новосибирска, признанного центра науки и искусств, не начать искоренять нашу отечественную лингвистическую безграмотность?

Выходя из театра и продолжая анализировать свои впечатления от спектакля, задним числом понимаю, что спектакль, несмотря на свой узкий театральный антураж, чрезвычайно современен! Ведь слова Кина о том, что как король не может приказать остолопу перестать быть остолопом, так он не может приказать артисту перестать быть артистом, в нынешней России весьма актуальны. Правда, немного жаль, что то, что в Англии было злободневным более 150 лет назад, стало актуальным у нас лишь сейчас. Но уж лучше поздно, чем никогда. Так что, господа, непременно посмотрите «Кина IV», не пожалеете!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: