Новосибирск 4.9 °C

В Риме хранится кусочек русской души - картина сибирского берестянщика

06.10.2001 00:00:00

Владимир Шишкин в окружении своих гостей и своих работ.

 Вы бывали когда-нибудь вдали от дома? Если да, то щемящее чувство грусти по родным просторам вам знакомо. Как бы ни было хорошо в этом таинственном и далеком «там», все равно нет-нет да и вспомнишь свой город, свой дворик, свою березку под окном. Да, в первую очередь при слове «Россия» всплывает в памяти ее извечный символ - белая береза.

Исстари она являлась неизменным атрибутом многих обрядов. Да и в практическом применении ей цены не было. Из березы плели лапти, делали посуду, а настоящую русскую баню просто невозможно представить себе без березового веника. Но главное - она сохраняла и передавала знания. На бересте наши ученые предки писали послания, грамоты, книги, хотя для более ценных писаний использовали выделанную телячью кожу. Сохранившиеся памятники письменности на бересте датируются 13-м веком. Сейчас, правда, больше знают о лаптях из липы и писаниях на телячьей коже. И это грустно.

Ну все, скажете вы, опять началось: жизнь не удалась, хороших людей не осталось и так далее. А вот и нет. Есть у нас в городе те, кто пытается воскресить, сохранить нашу культуру своими умелыми руками, своим талантом. Уже шесть лет существует творческая мастерская «Сибирская береста», ее главным художником и вдохновителем является Владимир Шишкин. Поклонники его мастерства присвоили ему даже титул «Король cибирской бересты». Аналогов произведениям берестяных мастеров за рубежом вы не найдете просто потому, что березы там не растут. Но и в России художников, работающих по бересте, не много. От них работы новосибирской школы отличаются необычайной прозрачностью, легкостью, естественным колоритом и малоизвестной техникой исполнения. Владимир выбрал бересту не случайно.

«Было, конечно, и стремление выделиться из мира живописи с его многочисленными жанрами и перспективами, - признался он,- но главное, конечно, другое. Хотелось таким способом возродить национальные традиции, вернуться к истокам духовного начала наших предков».

Работа с берестой не только необычна, но и трудна. Кору с березы можно снимать только в мае и июне, причем используются для этого деревья, предназначенные для сруба, так что «зеленые» могут спать спокойно. К тому же из существующих 70-80 видов берез не все подходят для работы. Предпочтение отдается более гладкой фактуре. Хотя некоторые сюжеты требуют именно шероховатости и наростов на поверхности. Кстати, как раз такие картины кажутся живыми, дышат.

«Бересте на самом деле присуща сильная энергетика,- говорит Владимир,- своей силой она делится с мастером, более того, заживляет ранки и неизбежные порезы, которые возникают при работе».

После снятия кору нужно очистить от верхних слоев, а затем разгладить. На эту процедуру уходит около полугода. И только потом она готова к непосредственному применению. Процесс очень трудоемкий и долгий, но и стоят изделия из бересты (имеются в виду настоящие произведения искусства) большие деньги. Так, набор для пива, который был представлен на прошедшей недавно выставке «Сибирская береста», может позволить себе далеко не каждый любитель этого напитка. Стоит набор 38 тыс. долларов.

Но некоторым счастливчикам эти вещи достаются бесплатно. Так, одна картина окольными путями попала аж к самому Папе Римскому. По словам Владимира, известие об этом было как гром среди ясного неба. Настолько оно казалось невероятным, что даже не верилось. Оказалось, картину изначально подарили епископу Новосибирскому Иосифу, а он уже лично вручил ее главе католической церкви. По словам епископа, Папе очень понравилось произведение русского мастера, ничего подобного он раньше не видел.

Самым серьезным испытанием для новосибирских берестянщиков стала выставка в Москве летом прошлого года. Как известно, москвичи - люди привередливые, удивить их трудно. Но результаты превзошли самые смелые ожидания. Выставка прошла с огромным успехом. Кстати, у некоторых удивление вызывал тот факт, что эти уникальные работы пришли из Сибири. Похоже, некоторые до сих пор думают, что Сибирь - глушь несусветная. Много теплых слов услышали мастера в свой адрес от таких корифеев экранного искусства, как Николай Караченцов, Константин Райкин и Наталья Белохвостикова.

Сейчас в эту мастерскую стекаются работы берестяных художников со всей Сибири. Так что не исключено, что скоро Новосибирск, кроме своего значения столицы Сибири, приобретет еще и звание духовного сосредоточия Сибирского края.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: