Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Получается, как у моряков: погибли в море и должны там остаться...»

12.10.2001
...Экипаж не успел ничего сообщить, у него и полсекунды не было. Значит, все случилось мгновенно, и все мгновенно погибли. На такой высоте достаточно одного выстрела, и все - разгерметизация, самолет разваливается сразу...

О погибшем экипаже Ту-154 рассказывает
старейший летчик авиакомпании «Сибирь» Юрий Дьяков

 ...Газету с фотографиями погибших членов экипажа Ту-154 мы взяли с собой. В медсанчасти авиагородка ее чуть из рук не рвали - здесь знали (теперь в прошедшем времени!) всех, чья жизнь оборвалась над Черным морем. Ведь без медиков пропуск в небо не получишь. А тот, к кому мы ехали, крепкий, ладный человек, молча склонился над страницей и застыл, всматриваясь в лица тех, с кем летал, общался под облаками и на земле, смеялся, может быть, спорил. Ему пришлось в тот страшный четверг взять на себя миссию, горше которой не вообразить, - сообщить отцу о гибели сына...

Юрий Федорович Дьяков, старейший (язык не поворачивается так о нем говорить) и ныне действующий летчик авиакомпании «Сибирь», недавно отметил 45 лет летной деятельности, среди его наград знак «Почетный работник транспорта». Командир воздушного корабля, пилот первого класса, двадцать две тысячи часов в воздухе. Посчитайте-ка - больше двух с половиной лет. Наверняка многие новосибирцы с ним летали, не подозревая, конечно, кто за штурвалом «тушки». К нему нас сегодня привело горе...

Юрий Дьяков. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Тяжелая утрата, - чувствуется, как непросто даются Юрию Федоровичу слова. - Столько лет летаю, первый случай в моей жизни, чтобы самолет и все погибли. Упали в море, и найти их навряд ли удастся. Получается, как у моряков: погибли в море и должны там остаться... Не знаю, как будем хоронить. От погибших летчиков хоть что-то оставалось, хоть горсть земли горелой, а тут... Может быть, стелу какую-то установят в память. Горе... У всех дети остались. Мой друг сына потерял.

Юрий Федорович сейчас в медсанчасти на профилактике, как положено. Одновременно с ним там по тому же поводу находился Геннадий Арсентьевич Савич, теперь профсоюзный работник, а раньше вместе летали. Четвертого октября в тот четверг после пяти вечера (напомню, самолет пропал с экранов радаров в 13.45 по московскому времени) вызывает Дьякова медсестра. Что-то случилось с рейсом из Тель-Авива, нужно подготовить Савича - его сын погиб... Дьяков не сразу нашел в себе силы: ведь он бортпроводника Александра Савича с пеленок знает, тот вырос на его глазах, с его детьми дружил. Сначала надо было со своим сердцем справиться. Наверное, минут тридцать прошло, пока вымолвил: «Знаешь, Гена, Саши больше нет». А тот сразу и не понял: «Да ты о чем? Он сегодня из Израиля прилетает». Хорошо, что рядом была медицина во всеоружии. Второго и последнего сына потеряли Савичи, младший десять лет назад погиб под колесами машины, а свою девушку успел оттолкнуть... Внуки остались. На опознание в Сочи вместе с отцом погибшего улетела его жена, теперь вдова, и сын Юрия Федоровича Володя - тоже летчик, второй пилот авиакомпании «Сибирь».

- Я знал их всех, кого больше, кого меньше, - рассказывает Дьяков.- Экипаж был слетанный, понимали друг друга с полуслова. В Иране по контракту работали полгода на местных линиях, а там трассы сложнейшие - горы, аэропорты совсем не первоклассные. И командир Евгений Гаров, и второй пилот Борис Левчугов со мной летали. Опытнейшие летчики, и вообще очень похожи, оба спокойные, рассудительные, уравновешенные. Надежные ребята были. Не верится, что были... Виктор Алексеев, начальник инспекции по летной службе, - талантливый человек, великолепный пилот. Один из первых освоил Ил-86, прекрасно знал Ту-154. Штурман Костя Ревтов - жизнерадостный, громогласный, веселый, открытый, прямой, мог всю правду кому угодно в лицо сказать. Самый молодой - бортинженер Валерий Лаптев, ему, наверное, едва тридцать исполнилось. Очень способный, знающий, рано начал за границу летать. Ведь на зарубежные рейсы очень строгий отбор, не только профессиональный, надо и язык знать. Штурман на маршруте самый главный человек, а на взлете и посадке пилоты - и те, и другие связь ведут на английском. Бригада бортпроводников тоже опытная. Знаю всех еще и потому, что моя дочь с ними летала, с Наташей Костенко, с Савичем, с Володей Хомяковым. Дочь сейчас не летает, живет в Швейцарии. Скучает. В понедельник к нам в гости прилетела, с друзьями повидаться, а попала на поминки... Тяжело.

- Как вы считаете, Юрий Федорович, может, что-то случилось с самолетом?

- Исключено. У нас самолеты все девяностого-девяносто первого годов, а металл стареет лет через двадцать. Есть и новые машины. И этот Ту был в полном порядке. В авиакомпании «Сибирь» отличная производственная, ремонтная базы, высокопрофессиональный технический состав.

- Среди погибших двое членов техэкипажа - Сергей Лебединский и Константин Щербаков...

- Это авиатехники для обслуживания машины на месте. Раньше всю проверку делали в порту прибытия. Теперь возим своих. Хорошо, что еще не летели двойным экипажем. На некоторых рейсах, особенно зарубежных, один экипаж летит туда, другой - обратно, а первый тут же в креслах отдыхает. Случается, что и тройным. Для экономии времени и средств. Чтобы не задерживались летчики, не стояли самолеты...

- Может, пилоты не успели отдохнуть?

- Нет. По минимуму, но десять часов у них было. Раньше сутки и более давалось. Но времена и порядки поменялись... Полет - это стресс, особенно посадка. А вы знаете, сколько летчики получают? Вот я, командир, шесть тысяч рублей. Знаете, что у нас говорят? Финансисты - у руля, летчики - за штурвалом. В летные училища сейчас почти нет конкурса, а раньше по десять человек было. Может быть, что-то теперь поменяется, после трагедии...

- Не могу не спросить, как вы считаете, что же все-таки произошло?

- Экипаж не успел ничего сообщить, у него и полсекунды не было. Значит, все случилось мгновенно, и все мгновенно погибли. На такой высоте достаточно одного выстрела, и все - разгерметизация, самолет разваливается сразу. Был случай под Читой в конце шестидесятых, узнали мы об этом, конечно, в последние годы. На Ту-104 тогда еще летали охранники. При попытке захватить самолет в схватке бросили гранату, скорее всего, злоумышленники. Ту разнесло на высоте километров десять... Вообще, с самолетами и экипажами Западной Сибири не много случалось происшествий. Году в семидесятом в Иркутске при посадке... В последние дни вспоминали Омск, 1984 год. Тогда диспетчер призаснул и посадил самолет на снегоочистительную машину. Больше двухсот человек погибли. Взрывом отбросило четверых из экипажа, и один пассажир чудом жив остался. Но на таких высотах, как над Черным морем, нет ни шанса...

- Наверняка вы здесь обсуждаете, что было - теракт или ракета.

- Я и раньше знал, что аэропорт Бен-Гурион один из самых безопасных, там проверки тщательные, суровые. Террористов на борт не пропустят. Но кто сейчас вам ответит? Пятьдесят на пятьдесят. А ракеты попадали и в наши самолеты, наши ракеты в наши самолеты. Году в семидесятом-семьдесят первом на Ан-24 летели ребятишки из Новосибирска в Братск, участники «Золотой шайбы». Под Кемеровом самолет исчез, взорвался, упал. Говорили, что метеорологический зонд виноват. Лет пять назад узнали - учебная ракета... Надеюсь, и теперь узнаем. Никто, конечно, не признается. Но фрагменты собирают, соберут, насколько возможно, самолет. Специалисты есть замечательные. Рассмотреть, думаю, сумеют, куда металл в пробоинах вогнут - наружу или вовнутрь. Где взорвалось, откуда шел удар - снаружи или изнутри. Надеюсь, все прояснится, хотя будет непросто установить причину. Если и возникнут какие-то препятствия, то Израиль все равно дело доведет до конца. Но людей не вернешь...

P.S. Мы разговаривали с Дьяковым во вторник. В тот же день вечером стали проясняться причины трагедии. То, что подразумевалось в нашем разговоре, обретает вполне реальные очертания. Эксперты приходят к единому мнению, и от этого еще больше горечи от потери...

Гаров Евгений Викторович
Алексеев Виктор Викторович















Левчугов Борис Александрович
Ревтов Константин Юрьевич















Лаптев Валерий Глебович
Хомяков Владимир Дмитриевич















Костенко Наталья Георгиевна
Воронков Игорь Викторович















Савич Александр Геннадьевич
Гусарова Елена Владимировна















Лебединский Сергей Иванович
Щербаков Константин Петрович

















Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.