Новосибирск 4 °C

...И всюду страсти роковые...

12.10.2001 00:00:00

 Кто не помнит имя героини, распевавшей «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня...» Не хочешь, да вспомнишь, когда вникаешь в уголовное дело, о котором собираюсь рассказать. Именно так звали жертву, павшую от руки собственного мужа. И имя ее, и ситуация совпадают с тем, что рассказано в знаменитой поэме давным-давно. Свободный перевод народной песни скитальцев Бессарабии автор вставил не случайно. Пела и допелась героиня. Деликатно описывает гибель непокорной жены Александр Сергеевич. Алеко восклицает:«Умри ж и ты! (поражает ее)». Классик, совсем в ту пору молодой, ухватил вечную загадку сюжета про ревность, обиду, неудержимую злобу. Про то, что равно привлекало и его современников - графов, князей и людей низких сословий, и читателей любых положений и званий вот уже двести лет.

Ну, что тут, казалось бы?! Человек так создан, что может любить не один раз. И хорошо. И всегда кому-то больно, если его разлюбят. А уж если изменят! Да даже и не изменят, а просто кажется, что изменили. Из-за этого убивать?! Ведь, по сути, о чем речь? Про собственнические инстинкты некоторых мужчин. Подсудимый - увы, приходится переходить от поэзии к самой низменной прозе - объяснял психиатрам и психологам на экспертизе: «Желание убить ощутил внезапно - устал терпеть ее измены...» Но, отметили дотошные эксперты, доказательств привести не мог. Как и никто из близких, знакомых, кроме каких-то невразумительных подозрений, сплетен, ничем не подтвержденных. Может, оттого, что просто женщина была красивая, по свидетельству подруги - «веселая, трудолюбивая, по темпераменту - холерик». Так что не будем тревожить дух погибшей, у которой даже могилки, как положено, нет. Потрясает трехстрочный документ, последний в двух томах дела. Глазам своим не веришь... «Расписка. Согласно приговору по делу... получила позвонки». Дата. Подпись матери убитой.

Автор предупреждает: история столь необычная даже для нашего времени, что потрясла судей. Людям чувствительным, слабонервным лучше не читать. Не называю фамилий, не в них дело. Да и не стоит лишний раз напоминать родным о трагедии, ведь людям жить дальше. А рассказываю, потому что любопытно поведение некоторых свидетелей, их реакция. Ведь случилось все не в пустыне - в густонаселенном доме. Человек исчез, а никому дела нет. Муж рассказывает страшные вещи, а все думают - он шутит. Да и свидетелей пришлось доставлять на суд принудительным приводом. Но по порядку.

...Одиннадцатого марта прошлого года молодой мужчина (назову его Сергей) принес в милицию Ленинского района заявление о пропавшей жене. Ушла и не вернулась - 24 января. Почему так долго не обращался? Не помнил, в чем была одета, надо ведь как-то приметы описывать. В марте, выходит, вспомнил? Позже он скажет: к нему на работу пришла подруга жены и объяснила - надо обязательно заявление подать. А если бы не подруга?

Вопросов вообще возникает немало. Мать парня на первой беседе с сотрудниками милиции говорила, что «характеризует невестку только с положительной стороны». «Звала меня только на вы, мыла, готовила. Один раз заметила, как от нее уходил любовник. 24 января видела ее в последний раз, подарила мне помаду и платочек». Стопроцентно принимать в расчет ее показания нет смысла - больная головой, инвалид, состоит на учете, из-за чего сын был освобожден от службы в армии. Но совпадение дат - 24 января - наверное, не случайно. Да и вообще полтора месяца отсутствия жены и снохи, и никакой реакции близких родственников. Но были, были признаки... Да такие, что у неравнодушного человека могли бы вызвать если не беспокойство, то хотя бы чисто обывательское любопытство. К тому же нельзя было не заметить, как живут молодые супруги: «песни» семейных скандалов слышались часто. Конечно, Сергей и его жена - жильцы недавние, приехали к его матери из Узбекистана в 1999 году. Там познакомились, поженились. Когда вернулись в Сибирь, сына своего оставили с тещей. Наверное, обыватель скажет - вот уж чего нельзя было делать, и будет прав. Да все мы умные в чужих проблемах. И что сейчас это обсуждать?

...Он устроился грузчиком на Ленинском рынке, она на площади Маркса торговала у хозяина - сигареты, яйца. Но жили нехорошо, недружно. Что от соседей не могло укрыться. Одна из них потом рассказывала, что отзвуки скандалов долетали. Нередко ходила к ним звонить, так жена Сергея зазывала в свою комнату поговорить о жизни, о работе. В последнее время все чаще говорила, что уедет к матери и даже дату наметила - 10 февраля. Но исчезла раньше. Однажды соседка спросила у Сергея, где жена, почему рано уехала. А он ответил: «Ее уже больше никто никогда не увидит». «И так сказал, - подчеркивает соседка, - что мне стало как-то неприятно». Спросила, что все-таки случилось. А в ответ услышала: «О таких вещах не рассказывают». Позже где-то на улице он сам подошел и, смеясь, объявил, что собрался в Чечню. «Так что же произошло? Расскажи, облегчи душу». В конце концов он обронил: «Задушил ее как котенка... Расчленил и раскидал по помойкам». И добавил: «А голову никогда не найдут». И даже после таких откровений женщина не пришла в милицию? Объяснение - не верила: «Думала, он шутит - впечатление такое, будто ему нравится пугать людей». Пусть даже и нравится, но жена-то исчезла... По словам самого Сергея, он рассказывал страшные подробности еще двум знакомым, но «не знаю, поверили они или нет».

...На помойке неподалеку от дома, где жили супруги, дворники нашли нечто в пакете. Развернули, ужаснулись - не буду описывать находку - и... выбросили назад в контейнер. Хозяйка, у которой на рынке работал Сергей, говорила на следствии и в суде: он как-то отпросился, объяснил, что «гуляет последние деньки». Сестра матери Сергея навестила их в первых числах февраля и услышала от больной, что та «уничтожила сноху». И тоже не придала значения...

А из Узбекистана названивала мать. Отчаявшись узнать что-либо от мужа дочери и его невменяемой матери, она стала звонить подруге, потом в милицию. Если бы те, кто слышал странные «шутки» Сергея, хоть чуть озаботился судьбой исчезнувшей молодой женщины. Может быть, тот хотя бы не успел замести следы. Может быть... Но прошло более полутора месяцев. А потом все закрутилось. Видимо, все же что-то дошло до милиции в виде, как говорят, оперативной информации. Не все разглашается в судебном заседании.

В тот день, одиннадцатого марта, сразу же были обзвонены больницы, бюро несчастных случаев. Оперуполномоченные уголовного розыска обошли квартиры. Все как в кино, но, увы, вполне реально. В жилище Сергея произвели обыск. Под ванной заметили странные слабо заметные бурые небольшие пятна. На балконе кусок покрывала с пятнами, «похожими на кровь». Обнаружили его брюки с такими же пятнами и следами цемента. А также топор, ножовки по дереву и по металлу. Все эти вещественные доказательства прошли экспертизу. И самое ужасное из них, которое нашел внимательный сыщик в снегу прямо под окном одной из комнат квартиры. В протоколе зафиксирован «предмет, похожий на позвонок». Позже его использовали для производства по решению суда генетической экспертизы для установления принадлежности, извините, этого вещдока. Так вот возможность кровного родства родителей исчезнувшей и трупа неизвестного человека, фрагмент позвонка которого был исследован, составляет 99 процентов. Что обозначается категорией высшей степени вероятности. Увы, приходится прибегать к таким подробностям...

...Сергей задушил жену, когда мать гостила у знакомых. Расчленил тело в ванной. И в течение двух недель разбрасывал по окрестным помойкам. «Не помню, в какой день какую часть выносил.» И все это время останки хранил в тумбочке на балконе, даже пытался цементировать. (Он подробнейшим образом рассказал это в начале следствия. А в суде воспользовался правом, данным статьей 51 Конституции, не свидетельствовать против себя, и молчал все время процесса.)

Еще некоторые откровения из его показаний. Когда все было кончено, он решил оставить себе два ее позвонка, «чтобы доказать, что я убил свою жену». «Сварил в кастрюле и оставил». Вернулся, а мать, оказывается, поела. Позвонки он отшлифовал, покрыл лаком, они «лежали в вазочке на столе». Когда появилась милиция, он успел выкинуть «амулет» в форточку. Еще раз извиняюсь - история не для слабонервных. Но хочу заметить, почему у нас так любят, не все конечно, триллеры, ужастики и разные боевики, где еще и не то показывают? А не оборотиться ли лицом к той жизни, что вокруг! Может, станем внимательнее друг к другу? Вспомним, что есть и сострадание, и возможность понять, хотя бы выслушать, как хотела этого погибшая...

Читатель вправе подумать, а нормален ли этот человек? Психолого-психиатрические экспертизы проводились дважды - амбулаторная и стационарная. Лишь несколько выдержек. «Охотно рассказывает о содеянном, дальнейшей своей судьбой мало обеспокоен. Скрываться не собирался, по его словам, «на душе кошки скребли». «Любил, но ревновал, хотел развестись. Убил, чтобы она его не уговаривала не разводиться.» Выходит, и жить с ней не мог, и боялся поддаться на уговоры. Да, собственно, что можно знать о взаимоотношениях двоих? Она разводиться вроде не хотела, но собиралась уезжать. Почему все чаще происходят драмы, и криминальные тоже, которые любое человеческое участие могло бы предотвратить?

Вернемся к душевному здоровью. Или к его отсутствию? Как отметили эксперты, есть признаки психического расстройства, что «не лишает Сергея способности осознавать характер и опасность своих действий». (Не забудем, что экспертиза проводилась через немалое время после случившегося, можно ведь было свихнуться.) «В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. Болезненного расстройства, состояния аффекта не обнаружено». Приговор - двенадцать лет колонии строгого режима, вступил в законную силу.

...Помните, чем заканчиваются «Цыганы»? «...И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: