Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Почему «Эзоп» спросил: «Куда чистый ковер повесить?»

13.10.2001
Новосибирский программист и лингвист Виктор Лысковский разработал программа «Эзоп».С помощью уникальной системы Лысковского можно точно оценить степень эмоционального и психологического воздействия любого текста на сознание и подсознание человека. Система «Эзоп» получила высокую оценку в Международном институте Эриксона.
Виктор Лысковский, создатель программы

 Для начала позвольте представиться - Наталья Владимировна Агафонова. Чувствуете что-то светлое, храброе, но несколько грубое? Именно такие скрытые ассоциации должно вызывать мое имя. А вот с точки зрения чистых эмоций оно не особенно сильно воздействует на читателя или слушателя. Не то что, например, какой-нибудь Дмитрий Владимирович Массанов. У этого имени коэффициент эмоционального воздействия прямо как у стихов Пушкина - стопроцентный.

Это не я так думаю. Так «думает» программа «Эзоп», которую разработал новосибирский программист и лингвист Виктор Лысковский. С помощью уникальной системы Лысковского можно точно оценить степень эмоционального и психологического воздействия любого текста на сознание и подсознание человека. Система «Эзоп» получила высокую оценку в Международном институте Эриксона.

Один из самых интересных и важных моментов, влияющих на восприятие текста, - скрытая информация, что-то типа 25-го кадра в кино. Психологи довольно давно определили, что практически во всех текстах, речах, обращениях помимо явного смысла присутствует сообщение, закодированное на так называемом «вторичном языке». «Эзоп» автоматически вычленяет из текста «троянские» слова и определяет степень их неосознанного воздействия.

Вот яркий пример несоответствия прямого и скрытого смысла. Анализируется простая и понятная фраза: «Корни этого уходят в глубь юных гаданий» - но создается ощущение, что это звучит как-то не так. Одна из причин - фраза на вторичном языке: «Убью гада!», которая содержится в этом предложении: «Корни этого уходят в глУБЬ Юных ГАДАний». С другой стороны, невинная фраза «Куда чистый ковер повесить» наверняка приведет вашего собеседника в приятное расположение духа. И не потому, что ковер, и не потому, что чистый, а потому, что в этой простой фразе зашифровано пожелание удачи: «кУДА ЧИстый ковер повесить?». Все очень просто, да? Текст на слова мы делим только уже в речи или на письме, а мозг воспринимает информацию целиком, без пробелов, и реагирует на все встречающиеся в сообщении знакомые словоформы.

Еще «Эзоп» подвергает анализу и звуковой ряд: определяет, как влияет звучание отдельных букв на сознание и подсознание человека. В итоге получается целый букет параметров, из которых складывается истинное лицо текста: эмоции, ассоциации, уровень агрессии, направленность на секс, политику и т.п. Попросту говоря, можно определить, чего же, собственно, хотел автор и насколько ему это удалось. И даже установить, с каким цветом ассоциируется текст. Кстати, мое имя в переводе на язык красок выглядит как сочетание красно-синего, бордового и черно-белого в придачу. В программу заложено более 32 тысяч характеристик, что намного превышает потребности для анализа любого текста.

В нашу эпоху «развитой рекламы» Виктор Лысковский не мог «не покопаться» и в ней. «Эзоп» проанализировал рекламные слоганы на новосибирском ТВ. Одна из главных задач рекламного ролика - эмоционально «зацепить» потребителя. На все сто эту задачу выполнил слоган «Колорлон. Трудно выговорить - легко найти». Он же обладает самым высоким коэффициентом суггестии (внушения). Но после анализа выяснилось, что эффект от такой рекламы получается прямо противоположный задуманному: скрытые ассоциации, вызываемые текстом, носят весьма отрицательный характер.

Зато с ругательствами все в порядке. Там цель чаще всего достигается. Если кому-то хочется напрочь уязвить оппонента, лучше всего сказать: «Паршивый жмот, подавись своим добром!». Или просто: «Пасть порву, скотина!». Эти выражения максимально насыщены эмоциями и обладают высокой степенью внушаемости.

Система «Эзоп» работает и в «обратную» сторону, то есть может составить текст с любой заданной внутренней программой воздействия. Область применения становится весьма широкой: редактура готовых текстов, создание рекламы, проведение политических кампаний, психокоррекция и гипнотерапия, научные исследования.

Резонанс
Новости
Соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области, ФАНО и СО РАН подписано 8 декабря. Подписи под документом поставили врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, руководитель ФАНО Михаил Котюков, председатель СО РАН Валентин Пармон. Церемония подписания состоялась в Доме ученых Академгородка.
Краски, пластилин, велосипеды — ​что готовы подарить на Новый год новосибирцы воспитанникам детских домов?
В Новосибирске 62-летняя жительница Бердска умерла во время пластической операции. В частной клинике инцидент не комментируют, ссылаясь на врачебную тайну, однако родственники уже подали обращение в Росздравнадзор.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников посетил НГУ в рамках проекта «Диалог на равных». Руководитель области выступил с докладом «Вклад молодежи в социально-экономическое развитие региона», ответил на вопросы студентов и лидеров органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций.
За незаконный сбор денег с родителей учеников на ремонт и нужды школы директор привлечен к административной ответственности. Решение суда — штраф в размере 30 тысяч рублей.
В этом году 700 жительниц Новосибирской области лечились от бесплодия за счет средств фонда ОМС. Какова эффективность программы ЭКО в регионе, и до какого возраста женщины могут принять в ней участие, узнали корреспонденты ОТС.