Новосибирск 1.7 °C

Юрий Фабрика: «У меня шестеро детей: две дочки и четыре книги»

19.10.2001 00:00:00

Юрий Фабрика. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Человек, увлеченный своим делом, всегда как-то по-особому притягателен. Даже если он занимается скучным на сторонний взгляд делом. А этот уже немолодой мужчина - сейчас экскурсовод. Экскурсоводы бывают разные. Помню, в Питере, на Мойке, одна редкой образованности дама плакала сама и заставляла плакать других. Юрий Фабрика - один из таких. В музее истории СибВО, что в Доме офицеров, он своими рассказами ветеранов войны до скупой мужской слезы доводит.

Мы с ним знакомы давно, и он всегда был очень эмоциональным человеком. Таким и остался. В молодости, когда после пединститута работал в Колывани, пел в хоре у Александра Заволокина.

Уже в зрелом возрасте, когда в омском архиве он нашел Закон Российской империи о создании первых военных округов, ему стало плохо с сердцем. Такова была для него цена находки.

Так он первый доказал, что Сибирскому военному округу в 95-м году исполнилось 130 лет. Командующий, генерал Копылов поддержал его. Так появилась его первая из четырех историческая книга. И когда его спрашивают, сколько у него детей, он отвечает, что шестеро: две дочери и четыре книги. На подходе пятая, о сибиряках - георгиевских кавалерах. Так что его можно считать многодетным.

Знаете, есть люди с особым складом характера: открытая душа. И для общения, и для знания. Знания он всегда поглощал с ненасытностью. Будь то школа, институт, высшая партийная школа, самообразование, многолетнее копание в архивах от красноярского до Государственного исторического, он все делал с ненасытностью и увлеченно. И потом столь же увлеченно делился этими знаниями с другими.

В сущности он самый настоящий просветитель. Сейчас без особых чинов. Но после работы в ВПШ и руководства областной организацией общества «Знание» в 92-м он делает неожиданный шаг: бросает хорошо оплачиваемую работу и переходит в музей, потому что его всегда тянула история. Особо - история Сибирского округа и Сибирского казачества. О них и его книги. Казаки приняли его в свои ряды и наградили сибирским казачьим крестом.

У него извилистый жизненный путь. Родился в 41-м на Украине. Вместе с родителями пережил оккупацию. В 43-м отца призвали. Он воевал, имел боевые награды. Но в 47-м за ним пришли. Мать дико выла, Юра хватал отца за сапоги. Семь лет Аркадий строил Беломорканал, валил лес в тайге. Но уцелел, вернулся домой и всю жизнь учительствовал, был директором школы.

Отсюда, скорее всего, и страсть Юрия Аркадьевича к просветительству. Он знает на несколько поколений назад своих предков и гордится ими. По материнской линии - священнослужители, по отцу - казаки.

- Юрий Аркадьевич, почему такая странная фамилия - Фабрика?

- Ничего странного нет: прадед делал повозки, его и прозвали по-украински Фабрейка. Отсюда и Фабрика.

- Почему вас заинтересовала преимущественно военная история?

- Всю жизнь с большим уважением относился к людям в военной форме: они защищали Отечество. И преимущественно они порядочные люди. А военная история России, как и Сибири, - это история страны. Казачеству уже несколько столетий. Охраняли рубежи России от Дуная до Камчатки. Жили они на земле, крестьянствовали, но крестьянами себя не считали. Это было высокоорганизованное войско.

- А почему в свое время молва о них сложилась в основном отрицательная?

- При прежней власти считалось, что история началась в 17-м году. А то была предыстория. Так нам внушали. Тут слишком много намешано идеологии. Ведь в прежней литературе, возьмите того же Аксакова, к казакам отношение весьма уважительное. Казаки не только охраняли границы, но и активно участвовали в Отечественной войне 1812 года, в Первой мировой.

Да, казачьи войска выполняли и карательные функции. Подавляли восстания Разина и Пугачева. И в 1916 году были отозваны с фронта и прошлись по азиатской части России с целью наведения порядка. Но это были государевы люди. И они служили царю верой и правдой.

Нужно помнить еще и о том, что казачество было в подавляющем большинстве православным и очень верующим.

- Но ведь среди казаков были наверняка и представители других национальностей?

- Конечно. Немало татар, калмыков, якутов, украинцев и даже евреи служили. Но в целом их масса была достаточно однородной.

- Не отсюда ли некоторый шлейф национализма, приписываемый казачеству?

- Вы сами сказали «приписываемый». Все началось после революции. Казачество в основном поддержало белое движение. Хотя были и красные казаки, с которыми позже власть, как известно, тоже расправилась.

- А почему казаки не приняли Советскую власть?

- Корень проблемы - в земле. Большевики хорошо использовали лозунг «Земля - крестьянам!» Еще у Ленина читаем, что в среднем на крестьянина в царской России приходилось по три десятины земли, а на помещика - более двух тысяч. Большевики подкупили этим лозунгом крестьянское население России. Казаки же были против уравнивания имущественных и земельных отношений. Отсюда и все известные события на юге России. И не только на юге. В 20-21-м годах вся Сибирь полыхала восстанием, от Тобольска до Алтая. Укрощено оно было с величайшей жестокостью, с применением бронепоездов и пулеметных подразделений. Как могла коммунистическая идеология мириться с этим?

- Вы ведь в прошлом тоже идеологический работник?

- Да, конечно. Но никогда не стыдился и не стыжусь этого. Коммунистическая идея для меня олицетворяется с христианской. Те же по сути принципы отношений между людьми. Я, грешным делом, даже будучи в партии, оставался верующим человеком.

- Не вы один. Я знаю немало таких людей. Но ведь раньше бы сказали - это люди с двойной моралью?

- Наверно, сказали бы. Но я угрызений совести не чувствовал.

- Почему Георгий Победоносец стал символом казачества?

- Не только казачества, но символом русской воинской доблести. Был орден Святого Георгия для офицеров, Георгиевский крест для рядовых. Кстати, полный георгиевский кавалер пользовался огромным авторитетом в обществе. Было почетное георгиевское оружие.

Это традиции всей русской армии. Их надо возрождать. Не только в казачьем движении. Но слишком много утеряно за десятилетия. Надо восстанавливать в памяти историю не только после 17-го года. Для этого и ваш покорный слуга работает и книги пишет. Сейчас вот собрал огромный материал из архивов по сибирякам, полным георгиевским кавалерам, несколько сот имен. Будем издавать. Помогают Сибирский военный округ, администрация Дома офицеров, которому, кстати, в 2003 году исполняется 75 лет. Помогает директор музея Леонид Семенович Сабодров. Казаки не оставляют вниманием.

- Любопытно, а женщины георгиевскими кавалерами становились?

- Конечно. Известная всем девушка-гусар Надежда Дурова. Но мало кто пока знает, что сибирячка Мария Леонтьевна Бочкарева за участие в военных действиях получила четыре Георгия! Я и о ней материалы нашел.

В архивах материалов - море. И находишь удивительные документы, к которым еще рука историка даже не прикасалась. Из семи лет работы в музее три года провел в архивах. По сути музей истории СибВО стал небольшим научно-методическим центром. Мы не только материалы собираем, но и постоянно по первому же звонку выезжаем для оказания помощи в другие музеи, в том числе и сельские. Эта вот страсть к познанию нашей истории начинает возрождаться. Высвечиваются выдающиеся исторические деятели, о которых мы почти ничего не знали. Например, известно нам было только то, что император Александр Второй был убит студентом Гриневицким. А я перед ним шапку готов снять. Это он раскрепостил крестьянство, это под его руководством Россия возродила былую славу после поражения в Крымской войне. Это он помогал болгарам освободиться от турецкого ига. И это он ввел систему военных округов. Величайшее было государственное решение: царь разделил страну на 15 округов и наделил своих наместников, образованнейших людей, которые прошли высшую аттестационную комиссию, огромными военными и административными полномочиями. Генерал-губернатор был и командующим округом, и главой администрации, и казаки ему подчинялись.

- И кто же был первым командующим СибВО?

- Обрусевший немец Дюгамель.

- Иногда все-таки складывается впечатление, что казачье движение слишком разнородно, и многое в нем делается не очень серьезно.

- Всяко бывает. Не без этого. Время все расставит на свои места. И нужна поддержка на государственном уровне. Я состою, например, в Союзе казаков имени генерала Скобелева. Серьезные люди и к движению относятся очень серьезно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: