Новосибирск -0.3 °C

Школа отстает от жизни?

23.10.2001 00:00:00

Фото из журнала "Огонек"

 Больные, безнравственные, наглые, жуткие скептики с сигаретой в зубах и бутылкой пива в руке. Словом, «заблудшие» овечки. Такой портрет молодого поколения рисуется после ознакомления с некоторыми статистическими данными. Собственно, все эти «комплименты» давно звучат в адрес молодежи. Думается, что свою лепту в такое положение дел внесла и нынешняя система школьного образования. Нет, не пропагандой подобного образа жизни, а отсутствием действий вообще.

В погоне за вузовским дипломом и модным набором отнюдь не школьных дисциплин (типа экономики, экологии, информатики) некоторые предметы фактически лишились статуса «базовых» и «очень важных». Их зачастую не нужно сдавать на вступительных экзаменах. Их практически не касаются, когда проводится аттестация. Да и систему оценок по ним придумать невозможно. Но один предмет, например, все обязаны знать только на «5».

Куда бежать и где спасаться?

 Основы безопасности жизнедеятельности. Казалось бы, что может быть важнее? За незнание некоторых тем этого предмета можно поплатиться здоровьем, а иногда и своим «присутствием в этом мире». Тем более что для этого есть все условия. По данным МЧС, в прошлом году степень риска в России оказалась в сто раз выше, чем такой же показатель в странах Европы.

Взяв на заметку утверждение управления образования мэрии, что ОБЖ - обязательный предмет и его отсутствие ничем нельзя оправдать, тем более что есть единая программа, «Вечерка» провела письменный опрос старшеклассников в школах и гимназиях города. За основу был взят учебный минимум 9-го класса. Получились весьма нерадостные результаты.

На первый, самый легкий, вопрос о том, что делать, когда загорится телевизор, далеко не все смогли дать верный ответ. 72% старшеклассников знали, что на телевизор нужно накинуть «что-то типа пледа», из них только 61% знали, что нужно выключить предварительно «ящик» из сети. И только один из девяти десятков опрошенных вспомнил, что ни в коем случае нельзя открывать окна и форточки, пока пожар не потушен.

Между тем, по сообщению УГПС, только с 27 сентября по 3 октября в городе и области произошло аж 172 пожара: 9 человек погибли, 23 травмированы.

Как передвигаться по улице при аварии на химически опасном объекте, мало кто представляет. Особой популярностью (73%) в таких случаях у школьников будут пользоваться простые средства защиты дыхательных органов - платочки, смоченные водой. 22% догадываются, что уносить ноги надо быстрее, из них 3% помнят, что при этом ни в коем случае нельзя поднимать пыль. И только один из опрошенных будет передвигаться по правилам: перпендикулярно направлению ветра. Были же и такие сумасшедшие предложения - идти против или параллельно ветру. Еще одна грубейшая ошибка: абсолютное большинство считает, что надо прятаться только в подвалах или метро. Противоположного мнения придерживались лишь четыре человека.

В тупик поставил ребят вопрос о действиях при радиационном заражении. 40% помнят, что что-то нужно делать с йодом, когда и что конкретно - с этим уже посложнее. 22% быстро уйдут домой и закроют все форточки и окна. О том, что в пищу можно употреблять только продукты, не подвергшиеся радиационному воздействию, знают два человека. О полоскании рта слабым раствором пищевой соды и говорить не приходится.

То, что ОБЖ не преподается, сказать нельзя. Вопрос: как? В силу специфики предмета одними лекциями не обойдешься, нужно показывать, отрабатывать на практике. Но иногда приходится «показывать на пальцах» в буквальном смысле, поскольку нет ни необходимых учебных приборов, ни условий.

Оценки за здоровье

 Что точно имеет Россия - это поколение больной молодежи. Вспоминается листок здоровья в журнале 11-го класса одной из школ Кировского района: из 25 только у одного первая группа здоровья.

По данным управления образования мэрии, нормативы и формы преподавания физкультуры за десять лет остались неизменными. Ребята ставят рекорды, пытаясь «покорить» стандарты для практически здоровых детей. По-прежнему ставятся за сдачу нормативов (а по сути - за здоровье) оценки.

Между тем, по сообщению РАМН, количество здоровых детей за последние десять лет сократилось до 2-11%. Распространенность функциональных расстройств увеличилась на 50% среди учащихся школ «нового типа». Количество последних же растет с каждым годом.

Ежедневная физзарядка канула в Лету, а 80 минут физкультуры в неделю (при необходимых 30 минутах в день) дают о себе знать: в соответствии с исследованием, проведенным научным центром здоровья детей РМН, гиподинамия преследует треть учащихся массовых школ и две трети гимназистов и лицеистов.

Проблема одна: не хватает учителей и денег

 Почему 80% подростков пьют, а 24% курят?

Уже несколько лет НГПУ проводит школьные валеологические олимпиады и КВНы. Этот же вуз готовит педагогов-валеологов. Однако предмет «основы здорового образа жизни» так и не получил прописку в школах.

80% столичных детей в возрасте 12-17 лет, по заявлению председателя комиссии Московской гордумы по соцполитике Владимира Васильева, «регулярно употребляют пиво». А Давид Заридзе, директор НИИ канцерогенеза онкологического научного центра РАМН, сообщил, что в седьмых-восьмых классах систематически курят 8-12% учащихся, в девятых-десятых - 21-24%. Из 33 миллионов детей три миллиона - официально зарегистрированные наркоманы. Интересно, что, несмотря на громкие акции из серии «Рок (попса, рэп) против наркотиков!», наркологов волнует тотальная неинформированность подростков о последствиях «дружбы с травкой».

Нетрудно догадаться, что с пивом и сигаретами дело обстоит так же. Увы, но просвещение по масштабам и качеству давно отстало от вездесущей рекламы табачной и алкогольной продукции.

Нравственность еще никто не отменял

 Что такое хорошо, а что такое плохо? Предмет, дающий ответ на извечный детский вопрос, был всегда. В дореволюционном прошлом - это Закон Божий, который охватывал все аспекты жизни человека. В стране социализма его заменила пионерская, октябрятская и комсомольская пропаганда. В смутное время конца ХХ века то вводили, то выводили из школьных дисциплин более узкий предмет - «Этику и психологию семейной жизни». Сейчас она на положении факультатива. Этот предмет берут «в нагрузку» то преподаватели математики, то учителя литературы. Да и говорить о жизни семьи в отрыве от остальных тем «человеческого бытия» более чем нелогично.

Между тем, по данным ИТАР-ТАСС, у каждой второй молодой пары брак заканчивается разводом. По данным Российского детского фонда, 18 тысяч детей - в колониях для несовершеннолетних, 12 тысяч - в следственных изоляторах. В 1999 году подростки РФ совершили 208 тысяч преступлений. Две тысячи детей добровольно «распрощались с жизнью». Нельзя все сваливать на экономическую ситуацию в стране - было и сложнее.

Нужна ли церковь школе?

 Долго возмущалось светское общество, когда пытались ввести в некоторых школах основы религии: мол, что церкви в школе делать? Убрали. Может, напрасно? Явно протестующие бы убавили свой пыл после знакомства с информацией о жертвах расплодившихся сект. Знания же, полученные на уроке, могли бы дать представление о традиционных религиях, что не позволило бы обманщикам развернуться в таких масштабах.

Пока школа продолжает отставать от жизни. Учит математике, русскому, даже экономике, забывая учить детей ориентироваться в современном мире.

А вот на спорный и сомнительный эксперимент с 12-летней системой образования, чтобы не отстать от Запада, будут потрачены немалые средства и время.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: