Новосибирск 4.3 °C

95 - возраст зрелости

24.10.2001 00:00:00

 В 1904 г. металлопромышленность Новониколаевска была представлена двумя чугунолитейными заведениями со 128 рабочими. Одно из них - завод «Труд», построенный предпринимателем Глотовым в конце улицы Трактовой (Большевистской) в Закаменской части города. Завод размещался в небольших деревянных зданиях и имел литейный, кузнечный и механический цеха. Литейный выпускал ежегодно до 200 тонн литья, которое обрабатывалось в кузнечном и механическом цехах. Завод, насчитывающий несколько десятков рабочих, выполнял заказы на запасные части к сельскохозяйственным машинам, изготовлял оборудование для мельниц и маслодельных заводов. В цехах предприятия размещались 8 станков.

Но официально и по закону механическая мастерская товарищества «Труд» стала предприятием после полученного свидетельства на основании постановления губернатора от 30 октября 1906 г. От этой даты и ведет свой отсчет жизнь новосибирского завода. Менялись экономические и политические формации, на смену одному поколению приходили другие, неизменным оставалось имя завода - «Труд», в течение почти века он выполнял свое предназначение. Не менялись, лишь только усложнялись и задачи завода. Вначале здесь главным производством было изготовление деталей для различных сельскохозяйственных машин и ремонтные работы для других предприятий города. Позже, уже в годы советской власти, появились первые заказы для золотых приисков. Но все-таки долгое время он оставался предприятием местного значения.

С развитием в стране золотодобывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса у завода появились большие заказы на изготовление горного оборудования. На «Труде» делали гидромониторы, всасывающие и нагнетающие насосы, элеваторы и другие механизмы. В 1932 году он был даже переведен в систему Всесоюзного объединения «Востокзолото». В 1936 году на «Труде» было своено 17 видов сложных машин для цветной и золотодобывающей промышленности.

Великая Отечественная война поставила перед заводом новые технические задачи, которые коллектив успешно решал. Здесь умели трудиться. В короткое время освоен выпуск военной продукции: камеры высокой точности для реактивных снарядов «катюш», корпуса мин. В цехах шел ремонт танков, танкеток. Для зарождающихся алмазодобывающих предприятий на Урале коллектив «Труда» в кратчайшие сроки изготовил более двухсот отсадочных машин, десятки промывочных приборов. И все это не в ущерб выпуску основной продукции: горнообогатительного оборудования.

...Накануне торжественного собрания, посвященного 95-летию завода, я ходила по цехам, беседовала с рабочими, листала рукописи истории, воспоминания ветеранов и постоянно ловила себя на мысли: «Чем отличается «Труд» от других предприятий? Что-то ведь у него есть свое, особенное?». Конечно, есть. Прежде всего традиции, жизненная основательность. Он всегда в движении, в развитии. Говорю о заводе, словно это материализованная плоть всех, кто там работает.

Вот трудные военные годы. У станков в основном женщины и подростки. Чтобы выпускать обогатительное оборудование, нужны фасонные стальные отливки, которые до войны поступали с других заводов. Выход был найден в срочном монтировании своей заводской сталеплавильной электропечи.

И так всегда: если надо, то, значит, решать проблему с перспективой. Видимо, эта основная традиция послужила причиной того, что в 1948 году продукцию завода знали более чем в 20 городах страны. Шахты, рудники, прииски Якутска, Алдана, Бодайбо, Кемерова, Иркутска, Усть-Каменогорска получали необходимое горнообогатительное оборудование. К началу 50-х годов завод становится экспортером выпускаемой продукции.

Прошла еще половина века. Чем это время обогатило предприятие, достойно ли живет коллектив сегодня? Не утрачен ли трудовой оптимизм? В ремонтно-механическом цехе работает фрезеровщиком-зуборезчиком Виктор Георгиевич Гладышев. Его ветром перестройки занесло сюда из Казахстана. Приехал в Новосибирск в начале 90-х годов. Обошел все предприятия, выбор остановил на «Труде». Почему? Да потому, что только здесь была жизнь. Остальные стояли, разворовывались, уничтожались. Не просто прижился. Он врос в завод. Здесь квартиру в рассрочку купил. Зарплата до семи тысяч доходит.

В инструментальном цехе трудится уже 32 года токарь-расточник Александр Михайлович Иванов. О таких, как он, говорят - экстракласс. А он гордится тем, что работает в инструментальном, называет его основой всего. Смеется, что раньше зарабатывал в день на бак бензина, сегодня не хватает. Время такое: уникальность высококвалифицированного токаря сейчас ценится только на родном предприятии. У государства пока другие ориентиры.

Ювелиром называют фрезеровщика Николая Степановича Зверева. Он свое мастерство оттачивал на заводе «Точмаш». Говорит: «35 лет там работал. Учеников - десятки! А где они сегодня? Никто не работает». Все верно. Не одни ученики Николая Степановича оказались не у дел. Целые заводы разорены.

Чем дольше я находилась в цехах, тем больше убеждалась в том, что не только государственная машина виновата в том, что под ее колеса перестройки попали многие заводы. Там, где у руля оказывались руководители с высоким чувством ответственности, совестливые, рачительные, там сумели выстоять, не растеряли экономический и производственный потенциал.

В сложное для завода время генеральным директором был избран Юнус Юсуфович Ислямов. Это был 1994 год. И хоть Ислямов не новичок (на «Труд» пришел 25 лет назад молодым специалистом), добывать, точнее, отвоевывать место под солнцем для завода было весьма сложно. Специфика продукции, привязанность к горнообогатительной тематике осложнялась общим кризисом.

Но выдержан и этот экзамен. Через пять лет первая награда - звание лауреата конкурса «За успешное развитие бизнеса среди предприятий машиностроения». По итогам 2000 года - сертификат за развитие экспортного потенциала. Есть награды за текущие успехи местного значения и медали Сибирской ярмарки. А 5 ноября Ю. Ю. Ислямов приглашен в Москву на вручение главной Всероссийской общественной премии «Российский национальный олимп», учрежденной правительством России, Российской академией наук, Советом Федерации и Государственной думой.

Есть, оказывается, та самая особенность, о которой я пыталась узнать. Генеральный директор, не подозревая о моих условных вопросах, в разговоре сформулировал ответ: «Мы быстро забываем о достижениях. Достигли - и дальше идем». Наверное, таков удел всех сильных. Им неведомо самолюбование. А еще сильные умеют помогать другим в трудные времена. Например, «Труд», отказывая себе в необходимом, строил «Сибсельмаш», поднимал целину, возводил коммунальный мост и корпуса «Сибтекстильмаша». Но вот пришел момент, когда пришлось задуматься о собственном развитии. Маловаты помещения, старовато оборудование. Ведь если бы таким токарям, как Н. С. Раков или Я. Д. Дроздов, братья Роледор (Владимир, Александр, Виктор) дать станки с программным управлением или обрабатывающие центры, то и результаты можно ждать более весомые. Нашли такое предприятие, которое задыхается, умирает без инвестиций. Прошел по цехам Ю. Ю. Ислямов, и тяжелое настроение не проходит от увиденного. Завод «Сибтекмаш» разорен. В кабинетах и цехах, кроме ветра, ничего нет. А он надеялся на то, что хоть какая-то часть уникального оборудования еще цела, еще послужит экономике региона.

Я чувствую, что генерального директора обескураживает, как он говорит, «циничный подход: делай и не думай о государственных интересах». Он говорит, что человек не должен довольствоваться достигнутым. И это совершенно очевидно, как и то, что он чувствует дискомфорт, когда рамки возможностей завода не позволяют дать людям больше льгот, каких-то материальных благ. Ислямов считает, что люди заслужили большего. Но, как говорится, чем можем, тем и поможем. Все ушедшие на пенсию ветераны получают ежемесячно от 50 до 400 рублей добавки. Маловато. Но и это не лишнее. 30 семей получают по льготной схеме квартиры в новом доме. Летом побывали в оздоровительном лагере 400 детей работников завода. Рабочие литейного цеха бесплатно обедают в столовой.

Генеральный директор умеет радоваться и большим, и малым победам. Он сумел сохранить из того, советского периода главное: государственную ответственность за все происходящее. Не потому ли он четыре раза в год собирает ветеранов и докладывает о ситуации на заводе. Или вот стал инициатором сегодняшней конференции. Собрал более 50 представителей предприятий-заказчиков. «Надо, чтобы как можно больше людей выступили, рассказали о том, как удалось выжить, о перспективах. Пусть расскажут, как ведет себя наша техника. Мы должны чувствовать друг друга и доверять», - так объяснил свою инициативу Ислямов. А ему есть о чем рассказать. Ведь «Труд» жив, развивается, продукция его востребована.

По экономическим показателям вот уже несколько лет, начиная с 1995 года, «Труд» устойчиво наращивает объемы выпускаемой продукции. Последние три года платежи во все уровни бюджета удваиваются. В страны дальнего и ближнего зарубежья экспортируется 44,4% продукции. На 33 процента в этом году по сравнению с прошлым вырос выпуск товаров народного потребления. Недавно сдан в эксплуатацию цех крупнотоннажного промышленного оборудования.

Впереди подготовка к 100-летию завода и задача: расширение технологических возможностей производственного потенциала за счет новых площадок.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: