Новосибирск -0.4 °C

Приросла Россия Сибирью

26.10.2001 00:00:00

 Когда два с лишним века назад гениальный Ломоносов писал о том, что богатства России прирастать будут Сибирью и Ледовитым океаном, он вряд ли предполагал, что его слова станут подлинно пророческими. Велика Россия, но в ее европейской части на каждого крестьянина приходилось всего по три десятины земли. Не разбежишься. У помещиков в тысячу раз больше. Но то помещичья земля, на ней пот проливать надо почти даром. И поэтому вслед за казаками в Сибирь устремились многие тысячи, а потом и миллионы крестьян со всей России и Украины.

Необъятные земли быстро осваивались. И знающие люди понимали, что для более интенсивного освоения нужна железная дорога. Ну и, конечно, изначально ясно было, что на этих просторах, кроме леса и пушнины, наверняка есть кое-что подороже. Так оно впоследствии и оказалось. Поэтому, когда русский инженер Николай Богданов в 1837 году представил в правительство проект «Для устроения железной дороги, выгоднейшего и удобнейшего способа сообщений от границы Китайской до Нижегородской ярмарки», к нему отнеслись с вниманием. В том же году появились проекты генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева. В одном из них он писал: «Сибирь скоро будет иметь свое полное русское население до 10 или 8 миллионов человек, и тогда многие торговые лица воспользуются этим способом железной дороги собственно для своих переездок туда и обратно ради скорости, спокойствия и умеренной платы. Это даст казне новые миллионы дохода».

Потом в правительство еще не раз обращалось с подобными предложениями уральское, нижегородское и сибирское купечество. Но страшновато было. Расходы предстояли огромные. Да и Сибирь пугала своей необъятностью.

Прошло еще несколько десятилетий, и другой уже граф, тоже генерал-губернатор, Игнатов снова поставил этот вопрос перед Александром Третьим. И царь начертал на записке своего подчиненного: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края! А пора, очень пора».

1 июня 1887 года Особое совещание, состоящее из высших правительственных чинов, приняло решение о строительстве отдельных участков железной дороги в Сибири. В том же году начались изыскательские работы.

После завершения изысканий 7 июля 1892 года состоялось торжественное открытие работ по по строительству головного участка Транссиба - Западно-Сибирской железной дороги. Изыскатель Гарин-Михайловский дотошно исследует пойму Оби и выбирает наиболее приемлемый участок для строительства будущего моста.

На правом берегу реки расположилась станция Обь. Когда-то здесь было небольшое селение Гусевка. 24 дома, 104 человеческие души. На левом берегу находилось село Кривощеково.

Городок строителей стал стремительно развиваться. Возникло и паровозное депо. Появились школа, церковь. Поселок назвали сначала Новониколаевском. Но вскоре он стал уже городом. В 1900 году в нем проживало уже 25 тысяч человек. Это был прообраз будущего индустриального гиганта, научного и культурного центра всей Сибири.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: