Новосибирск 4.6 °C

Дорога и время

26.10.2001 00:00:00

 Вчера в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПСе) прошла научно-практическая конференция по актуальным проблемам Транссиба на современном этапе.

Конференция была подготовлена основательно. На основе ее материалов уже выпущена пухлая, в 500 страниц книга, куда вошли 352 доклада.

Но вначале было пленарное заседание. С основным докладом выступал ректор СГУПСа доктор технических наук Константин Комаров.

Участникам конференции предложили карту-схему, на которой четко просматривался Транссиб от Урала до Дальнего Востока. Это огромное ветвистое дерево. Но дорога должна развиваться.

Проблема тут вот в чем. В европейской части России паутина железных дорог имеет перекрестную структуру. Что и необходимо для перемещения грузов и пассажиров. В Сибири же грузопоток движется по одной транспортной артерии вплоть до БАМа. Нагрузка на магистраль огромная. Несколько лет назад со спадом промышленного производства задача несколько упростилась. Но вот начался экономический рост, и снова на дороге увеличились нагрузки. Самое большое напряжение испытывает участок от Омска до Новосибирска. Решение вопроса в создании двух параллельных веток, которые дополнительно свяжут страну: полярного пути по берегу Северного Ледовитого океана и Сибирского среднематерикового пути. А потом уже все три гигантские ветки надо соединять меридианальными путями. И тогда получится сеть, которая накроет все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток.

На конференции
 В вузе убеждены, что методика развития железных дорог будет именно такая. Сложится единый гигантский транспортный модуль. Полярный путь выйдет через Чукотку в Северную Америку. Для этого нужно проложить под Беринговым проливом туннель. Ориентировочная стоимость только одного туннеля около 25 миллиардов долларов. Денег таких сейчас не найти. Но есть путь частных инвестиций, путь концессий, когда участники строительства получают впоследствии право перевозки своих грузов.

Дорога же может окупиться в течение 16 лет. Потому что перевозки будут высокодоходными. А магистраль пройдет по местам больших природных богатств и полезных ископаемых.

Потом присутствующим показали фильм, подготовленный тележурналистами специально к юбилею. Были отысканы и подняты уникальные кадры строительства магистрали.

Редкого мужества были люди. Не обошлось в то время без каторжников, конечно. Населения в Сибири было маловато. Но темпы строительства были исключительно высокими. По 600-700 верст в год. За 10 лет магистраль пронзила все Зауралье до Дальнего Востока.

Интересное сообщение сделал доктор философских наук профессор Альберт Черненко. Логика его выступления была такова. Россия переживает трудное время. И общество, власти должны находить оптимальный путь развития. Обострились социальные проблемы. Произошла смена социальных ориентиров. Человек, и часто не молодой, оказался совершенно в иной социальной среде. Нужны комплексные планы социального развития. И тут роль вузов трудно переоценить. Особенно таких, как СГУПС. С его уникальным профессорско-преподавательским составом. Огромный коллектив опытнейших кадров. И обучать студентов, не только давая им прочные инженерные знания, но и нравственную закалку, воспитывая гражданское чувство.

Гуманизировать учебный процес - так выразился профессор Черненко.

И еще он остановился на одной проблеме. Это защита человека законом. Не секрет, что в современном обществе она недостаточна. И тут очень велика роль общественных институтов. А что касается вузовской науки, то велика роль обществоведческих кафедр.

У студентов настроение хорошее. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 После пленарного заседания участники конференции работали в 14 секциях. Проблемы поднимались самые различные. Остановимся на одной из них - технического развития Транссиба. Дорога хоть и великая, и обновляется с каждым годом, но износ путей, полотна порой создает «узкие» места. А развитие хозяйственного комплекса таково, что 80 процентов всех перевозимых грузов составляет продукция промышленных предприятий. Нужны инвестиции. По инициативе дорожников правительство приняло специальную программу технического перевооружения Транссиба.

Сегодня уже никого не удивишь автоматической сцепкой, автоматической стрелкой, современными видами связи. Но нагрузки растут. Нужно развивать современнейшую связь, сигнализацию, максимально переходить на электронно-вычислительную технику и т.д. Делается в этом направлении немало. Но нужно делать еще больше. И здесь велика роль науки, в том числе вузовской. СГУПС давно стал большой научной лабораторией Западно-Сибирской железной дороги. И это сотрудничество с каждым годом развивается.

Небезынтересным автору этих строк показался еще один тезис, который красной нитью проходил через многие выступления. Это «сцепка» нескольких поколений дорожников. Что есть, то есть. Трудовые династии давным-давно здесь стали явлением повсеместным. Часто можно встретить большие семьи, все члены которых трудятся на железнодорожном транспорте. Преемственность традиций здесь постоянное дело. О ветеранах заботятся, молодым дают дорогу. И очень много делается для укрепления традиций, воспитания на них подрастающих поколений. Железнодорожные музеи существуют повсеместно. А в прошлом году в Новосибирске появился уникальный музей под открытым небом, единственный за Уралом.

Немало добрых слов в этой связи было сказано в адрес руководства дороги, в частности, ее начальника Владимира Ивановича Старостенко. И нужно заметить, что на подхалимаж это похоже не было. Люди говорили искренне.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: