Вчера в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПСе) прошла научно-практическая конференция по актуальным проблемам Транссиба на современном этапе.
Конференция была подготовлена основательно. На основе ее материалов уже выпущена пухлая, в 500 страниц книга, куда вошли 352 доклада.
Но вначале было пленарное заседание. С основным докладом выступал ректор СГУПСа доктор технических наук Константин Комаров.
Участникам конференции предложили карту-схему, на которой четко просматривался Транссиб от Урала до Дальнего Востока. Это огромное ветвистое дерево. Но дорога должна развиваться.
Проблема тут вот в чем. В европейской части России паутина железных дорог имеет перекрестную структуру. Что и необходимо для перемещения грузов и пассажиров. В Сибири же грузопоток движется по одной транспортной артерии вплоть до БАМа. Нагрузка на магистраль огромная. Несколько лет назад со спадом промышленного производства задача несколько упростилась. Но вот начался экономический рост, и снова на дороге увеличились нагрузки. Самое большое напряжение испытывает участок от Омска до Новосибирска. Решение вопроса в создании двух параллельных веток, которые дополнительно свяжут страну: полярного пути по берегу Северного Ледовитого океана и Сибирского среднематерикового пути. А потом уже все три гигантские ветки надо соединять меридианальными путями. И тогда получится сеть, которая накроет все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток.
На конференции |
Дорога же может окупиться в течение 16 лет. Потому что перевозки будут высокодоходными. А магистраль пройдет по местам больших природных богатств и полезных ископаемых.
Потом присутствующим показали фильм, подготовленный тележурналистами специально к юбилею. Были отысканы и подняты уникальные кадры строительства магистрали.
Редкого мужества были люди. Не обошлось в то время без каторжников, конечно. Населения в Сибири было маловато. Но темпы строительства были исключительно высокими. По 600-700 верст в год. За 10 лет магистраль пронзила все Зауралье до Дальнего Востока.
Интересное сообщение сделал доктор философских наук профессор Альберт Черненко. Логика его выступления была такова. Россия переживает трудное время. И общество, власти должны находить оптимальный путь развития. Обострились социальные проблемы. Произошла смена социальных ориентиров. Человек, и часто не молодой, оказался совершенно в иной социальной среде. Нужны комплексные планы социального развития. И тут роль вузов трудно переоценить. Особенно таких, как СГУПС. С его уникальным профессорско-преподавательским составом. Огромный коллектив опытнейших кадров. И обучать студентов, не только давая им прочные инженерные знания, но и нравственную закалку, воспитывая гражданское чувство.
Гуманизировать учебный процес - так выразился профессор Черненко.
И еще он остановился на одной проблеме. Это защита человека законом. Не секрет, что в современном обществе она недостаточна. И тут очень велика роль общественных институтов. А что касается вузовской науки, то велика роль обществоведческих кафедр.
У студентов настроение хорошее. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Сегодня уже никого не удивишь автоматической сцепкой, автоматической стрелкой, современными видами связи. Но нагрузки растут. Нужно развивать современнейшую связь, сигнализацию, максимально переходить на электронно-вычислительную технику и т.д. Делается в этом направлении немало. Но нужно делать еще больше. И здесь велика роль науки, в том числе вузовской. СГУПС давно стал большой научной лабораторией Западно-Сибирской железной дороги. И это сотрудничество с каждым годом развивается.
Небезынтересным автору этих строк показался еще один тезис, который красной нитью проходил через многие выступления. Это «сцепка» нескольких поколений дорожников. Что есть, то есть. Трудовые династии давным-давно здесь стали явлением повсеместным. Часто можно встретить большие семьи, все члены которых трудятся на железнодорожном транспорте. Преемственность традиций здесь постоянное дело. О ветеранах заботятся, молодым дают дорогу. И очень много делается для укрепления традиций, воспитания на них подрастающих поколений. Железнодорожные музеи существуют повсеместно. А в прошлом году в Новосибирске появился уникальный музей под открытым небом, единственный за Уралом.
Немало добрых слов в этой связи было сказано в адрес руководства дороги, в частности, ее начальника Владимира Ивановича Старостенко. И нужно заметить, что на подхалимаж это похоже не было. Люди говорили искренне.