![]() |
Более десяти лет назад наши соседи - медики Алтайского края - были всерьез обеспокоены аномально высоким уровнем заболеваемости и смертности населения края от злокачественных новообразований. Чтобы понять причину, были инициированы исследования окружающей среды - воздух и воду проверяли на содержание токсинов и тяжелых металлов. Оценив масштабы загрязнений, ученые и врачи поняли: к простым последствиям промышленной деятельности такое отнести никак нельзя. Дело оказалось в географии - за юго-западной границей Алтайского края находился печально знаменитый Семипалатинский полигон.
Сейчас уже достоверно установлено, что оси следов всех сорока восьми испытательных ядерных взрывов прошли через территорию Алтайского края, особенно «отметившись» именно на юго-западе. Ученые приложили немало усилий, чтобы восстановить картину влияния взрывов: реальные дозы облучения не знал никто, поскольку данные последствий испытаний были строго засекречены. Государственная программа по изучению последствий загрязнения окружающей среды и воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население Алтайского края работала около десяти лет. Это был большой комплекс исследований, проводившихся на Алтае российскими и зарубежными учеными. В них принимали участие и сотрудники Новосибирского научного центра - Институтов цитологии и генетики, геологии, геофизики и минералогии, органической химии и многих других.
Ученые сумели «реконструировать» радиологическую обстановку пятидесятых-шестидесятых «взрывных» годов всеми возможными способами - например, измеряя содержание остатков цезия-137 на почве. Была составлена карта аномального повышения радиационного фона по годам и населенным пунктам. Исследователи выяснили интересный факт - кое-где доза облучения населения на более отдаленных от юго-запада местах была значительно выше, чем у населения, живущего у непосредственной границы с Семипалатинским полигоном. Для подтверждения данных радиационного воздействия были даже восстановлены дозы, полученные крупным рогатым скотом, - для этого вскрывали скотомогильники.
Научные итоги реализации программы представил на заседании президиума СО РАН профессор Яков Шойхет (Институт медико-биологических проблем). Результаты удручают: даже несмотря на то, что сегодня радиационная обстановка в Алтайском крае совершенно спокойная, здоровье населения ничуть не улучшилось. Идея Валентина Коптюга, принимавшего значительное участие в разработке программы исследований, заключалась в оценке дополнительного пожизненного канцерогенного риска, который получили алтайские соседи Семипалатинского полигона. Так вот: к сожалению, детям и внукам очевидцев ядерных взрывов приходится до сих пор испытывать на себе последствия радиационного облучения предыдущих поколений.
Это была первая программа подобного рода, которая полностью оценила и изучила влияние ядерных испытаний на природу и население отдельно взятой территории, но радиационный след на Алтае не закончился. Если вспомнить, с какими областями Сибири, кроме Новосибирской, граничит Алтайский край, то необходимость продолжения изучения «ядерных последствий» становится для нас особенно актуальной. Президент СО РАН академик Николай Добрецов предложил ученым советам по биологическим и химическим отраслям разработать новую программу по оценке радиационного состояния Кемеровской и Новосибирской областей. Остается надеяться, что государство сочтет нужным новую программу профинансировать.
Волной арктического холода накрыло Новосибирск в конце апреля. Ночные заморозки сопровождаются сильным ветром, снегом и гололедом. Относительно потеплеет лишь к воскресенью, 25 апреля.
Росгидрометцентр совместно с рядом научно-исследовательских институтов подготовили фоновый прогноз погоды на лето в Новосибирской области. Синоптики предполагают температуры выше нормы и предупреждают о повышенной пожароопасности.
Сегодня сложно представить Новосибирск без Академгородка. Научный центр прославил город, стал известным на весь мир брендом и спустя годы можно смело говорить о том, что проект был удачным во многих отношениях. Но, увы, не во всех. У истоков Академгородка стояли трое выдающихся учёных. И неизвестно, насколько больших результатов они бы достигли, если бы триумвират не распался, не продержавшись и десяти лет.