Новосибирск 8.5 °C

Во Владик за «тачкой»

02.11.2001 00:00:00

Доставить машину из Японии проще всего - морем. А вот дальше...

 Большинство подержанных иномарок, заполнивших в последнее время улицы нашего города, - «японки». Как они попадают в Новосибирск? Чаще всего их перегоняют с Дальнего Востока. Дело это небезопасное и многотрудное, поэтому берутся за него немногие. Одного из таких перегонщиков - новосибирца Виктора Н. - мне удалось разговорить.

- Гонять машины я начал лет пять назад. Получилось случайно. Один мой товарищ зарабатывал так себе на жизнь, перегоняя «тачки» на заказ. Однажды предложил поехать с ним, и я из любопытства согласился. Второй раз рискнул отправиться в далекое путешествие сам, без сопровождения. И так пошло-поехало... Вскоре понял, что и я могу неплохо на этом подзаработать. За месяц можно пригнать для заказчика две машины - за это можно получить долларов триста-шестьсот. А если возить на продажу, то и того больше.

- Любопытно, а как машины попадают из Японии к нам?

- Здесь работает своя, годами отлаженная система. Многие перегонщики мечтают сами ездить в Японию, чтобы привозить оттуда машины «пачками», пять-шесть, а то и десять авто. Это так и называется - «привезти пачку». Для этого можно воспользоваться услугами фирм во Владивостоке. Едут за «тачками» обычно в северные японские порты Тояма, Осаки, Хакадатэ, Исиномаки. Стоимость путевки - 400 долларов плюс столько же за провоз одной иномарки через море.

Есть и другой путь. Можно сделать себе паспорт моряка. Но без связей достать его сложно. Мне доводилось бывать в Японии, приходилось воочию наблюдать процесс автомобильной купли-продажи.

Как только русское судно причаливает, на микроавтобусах подъезжают японцы и предлагают посмотреть машины. Они уже знают, что нашему брату нужно в их стране. Не теряя времени, садишься и едешь с ними по автостоянкам. При выборе машины надо смотреть в оба: много продается «тонувших» авто (в Стране восходящего солнца часто случаются наводнения, тайфуны). За «утопленников» японцы получают страховку, на которую покупают себе новые авто, а старые продают по дешевке. Опытные покупатели обычно знают, как распознать обман: в салоне «тонувших» машин ковровое покрытие начинает вздуваться. Если с колес снять колпаки, там можно обнаружить ил или ржавую воду, агрегаты обычно тоже ржавые. А если песок попал в двигатель - это дело вообще дохлое. Такая машина может пройти лишь несколько десятков, ну, сотню километров, потом оказывается, что ей нужен дорогостоящий ремонт. Один мой знакомый купил грузовик. Машина прошла 600 километров по российской дороге и встала как вкопанная. Пришлось прицеплять ее на буксир и тащить в мастерскую. А там сказали, что ремонту она не подлежит, потому как вся сгнила, видно, в воде была. Японцы - тоже народ ушлый: маскируют технику так, чтобы ничего не было видно. Бывает, это срабатывает - какой-нибудь лох нет-нет да клюнет.

- Как же купить хорошую машину?

- Хорошие машины продаются на японском аукционе. Но по законам страны купить там могут только ее граждане. Поэтому японцы, обычно владельцы стоянок, скупают такие авто и перепродают русским. В общем, на этом можно сорвать неплохой куш. Разница от покупки авто в Японии и продажи во Владике или Находке - от четырехсот до тысячи баксов, в зависимости от марки, года выпуска. «Пачка», к примеру, 10 машин - это 4 тыс. долларов разницы. Жить можно. Для русской таможни такие перевозки бешено выгодны. Таможенники очень заинтересованы в этих машинах, на которых накручивают огромные таможенные сборы. Бюджетные поступления Приморского края во многом зависят и от этого.

- Слышала, за счет перегонщиков процветает и приморский рэкет...

- Как только машины прибывают во Владик или Находку, местная мафия их уже ждет. Рэкетиры берут по 100 долларов с каждой машины, как дань братве, и это не предел. Таким образом, наваривают на этом все, начиная с таможни и заканчивая простыми грузчиками. Вот и получается, что «тачка», купленная в Японии за 300-500 долларов, во Владивостоке стоит уже тысячу «зеленых».

- А если берешь машину на автомобильном рынке?

- Все равно встречи с мафией тебе не избежать. Некоторых начинают «пасти» с самой гостиницы. Бывает, отнимают деньги, и машину не успеешь купить. Если никто не тронул, значит, готовься к малоприятной встрече. В Находке на выезде с территории рынка к тебе быстренько подсаживается коротко стриженый «браток» и говорит: «Парень, за то, что взял машину на нашей «земле», с тебя 100 «зеленых». Если немножко поплачешь: мол, денег нет, соглашаются и на половину.

- И что же, не заплатишь - убьют?

- Убить не убьют, но выследят и машину попортят: фары, стекло разобьют или помнут - получится, что тебе же дороже выйдет.

Уссурийск - это первый город, который проезжают перегонщики на своем пути. Он где-то в двухстах километрах от Владика. Здесь тоже орудует своя мафия. На въезде в город к тебе откуда ни возьмись садится «на хвост» джип, и здоровые ребята, сидящие в нем, делают знак, чтобы остановился. У них тоже свой прейскурант: 100-150 баксов. Но платить никому не хочется, большинство перегонщиков надеются на удачу и стараются оторваться. Кому не удается, тех забрасывают камнями. Некоторые, чтобы подстраховаться, едут с поддельным милицейским удостоверением. Но братков этим не напугаешь. Один мой знакомый сделал себе удостоверение «полковника милиции», так над ним только посмеялись и пригрозили: будешь артачиться, изукрасим «тачку» по полной. Редко, но попадаются «добрые» - те могут даже «маляву» написать - записку для «своих», типа: «Этого не трясите: заплатил нам».

- Каково состояние дороги до Хабаровска?

- Трасса хорошо асфальтированная, гладкая, хоть боком катись. Успеваешь природой полюбоваться, там ведь красивейшие места! Дорога такая, что из теплых южных широт поднимаешься резко до северных. Отсюда смена климата, природных условий.

Как только въезжаешь в Хабаровск, сразу можно нарваться на очередной рэкет. У первого же поста ГАИ замечаешь несколько машин, как правило, все они без номеров, в каждой человек по пять. Рэкетиры несут круглосуточную вахту - избежать встречи с ними мало кому удается. Гаишники закрывают на это глаза, потому как и им отстегивают перегонщики: многие просят провести до моста через Амур для безопасности. Все же их «услуги» дешевле - 400 рублей, в то время как браткам надо выложить 150-200 баксов.

- Чтобы попасть в Хабаровск, надо проехать новый, самый длинный в Азии автомобильный мост...

- Да, на его открытие приезжал сам Путин. Значение этого моста для города ощутимо. Без него город просто захлебывался. Во время зимних переправ под лед ушла не одна сотня машин. Потом опять же рэкет требовал деньги за паромную и железнодорожную (через железнодорожный мост) переправы. В ожидании парома собирались перегонщики возле переправы, возле машин. Шум, крики, ругань. Сейчас таких проблем нет.

- Какие населенные пункты приходится проезжать еще и чем они интересны?

- Например, Облучье - этот поселок расположен в 20 км от границы с Китаем. Все уличные вывески в нем на русском и английском языках.

На переправе через реку Бурея к перегонщикам подходит человек и предлагает поехать дальше железной дорогой из Благовещенска за 5,5 тыс. рублей. Зачем же убивать машину по отвратительным дорогам, лучше ее погрузить в вагон. Поезд порой приходится ждать трое-четверо суток, а то и все восемь.

Местечко, где перегонщики ждут поезд, называется Магдагачи. Население его ненавидит перегонщиков, но в то же время живет за их счет. Если бы сервис был организован на должном уровне - устроены гостиницы, кафе, - поселок бы процветал. Но там ничего этого нет. Мальчишки и девчонки за 30-60 рублей предлагают помыть машину, старушки ходят от машины к машине и продают домашнюю стряпню. Девчонки 14-15 лет «обслуживают» изголодавшихся по женскому телу перегонщиков, живут с ними месяцами, питаются на их деньги. И каждая мечтает, что кто-нибудь из этих дядей увезет ее на красивой машине в дальние дали...

- А как машины транспортируются на поезде?

- Раньше к железнодорожному составу прицепляли специальный вагон для перегонщиков. Теперь же люди едут в сетках вместе с машинами, как звери в клетках. Полтора-двое суток мучаются без горячей пищи и туалета. Кое-кто, устав от долгой, напряженной езды, загодя покупает спиртное и на платформе начинает пить. При мне один до того «накачался», что на ходу вывалился с поезда. Состав остановили, нашли его, бедолагу, где-то в стороне, всего в крови. Другие, вконец измотанные бессонными ночами, отсыпаются. Зимой важно как можно больше запастись бензином, чаще включать мотор, чтобы машина не замерзла на платформе. У одного, помню, вот так вот кончилось топливо. Так он проделал в замерзшем лобовом стекле дырочку и через отверстие глядел на мир, как сурок. Пока его соседи погреться не позвали.

- Какая для тебя самая приятная часть пути?

- Та, что ближе к дому. Байкал проезжаешь - там всего ничего остается. Даже машина, кажется, легче идет. В Иркутске трудно найти нужную дорогу, можно проплутать по городу целые сутки. Лучше попросить кого-нибудь из местных, чтобы вывели за город. А там и Красноярск недалеко, от которого до нашего Новосибирска рукой подать, при хорошей скорости можно часов за шесть добраться.

- Выходит, гнать машину с Дальнего Востока - дело трудное и рискованное?

- Да, но, несмотря на это, люди все равно едут в такую даль, случается, даже целыми семьями, с женами и детьми. Даже женщины занимаются перегонами. Но это очень опасно. Люди вкладывают в подобную покупку машины все свои сбережения. Видел одну семью, мужа и жену, которые ехали не по железной дороге, а по зимнику и буквально в ничто превратили свой грузовик. Оба плакали...

Кому-то перегон иномарки доставляет удовольствие, они находят в этом какую-то авантюру, романтику. Для меня это, прежде всего, способ заработать, чтобы содержать семью, платить за учебу дочери в институте. Ведь живем один раз, и жить хочется нормально...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: