Новосибирск 3.5 °C

Вернувшиеся из ада

09.11.2001 00:00:00

Корреспондент «ВН» познакомилась с обитателями
Реабилитационного центра для наркоманов

 Утренняя заря лишь только зарождалась. Вместе с нею лениво просыпался и город. Но это там. Здесь же, на его окраине, все было погружено в тихий сон. Нигде не было слышно ни звука, даже голые деревья, озябшие от выпавшего ночью первого снега, стояли не шелохнувшись. Но вот в окнах одной из двухэтажек ярко вспыхнул свет, и тишину нарушили звонкие молодые голоса. А еще через две-три минуты с шумом распахнулась дверь и на улицу босиком, в одних трусах вывалилась веселая ватага парней. Увидев снег, пацаны с хохотом начали швырять друг в друга снежки.

- Ребята, натирай Антона снегом! - призывно бросил кто-то. И вся ватага, лепя на ходу снежные колобки, устремилась к высокому парню крепкого телосложения лет двадцати двух.

И тут они заметили меня.

- Новенькая? - ободряюще cпросил кто-то.

Так я познакомилась с обитателями Новосибирского реабилитационного центра для наркоманов.

Пока мы шли до раздевалки, ребята успели похвалиться, что журналисты к ним заглядывают частенько, даже по телевизору показывали. И это неудивительно, ведь Реабилитационный центр открылся совсем недавно, в июле, но люди, работающие здесь, уже помогли сотне наркоманов, половина из которых живут сегодня как нормальные люди: работают, создают семьи, рожают детей. Беспроволочный телеграф излечившихся лучше любой рекламы притягивает сюда все новых и новых пациентов, отчаявшихся выкарабкаться из жуткого болота наркомании.

Идея создания этого центра впервые возникла у Алексея Кузнецова, врача-психотерапевта и нарколога, которого бывшие наркоманы считают своим спасителем.

- Я работал тогда в областном наркологическом диспансере, - рассказал Алексей Константинович. - Мы, врачи, применяли современные методики по снятию физической зависимости от «зелья». Но после выписки многие наркоманы снова садились на иглу. Физическую зависимость мы снимали, а психологическая оставалась - с нее-то и начинаются «позывы».

За опытом Алексей Константинович и его единомышленники, многие из которых - бывшие наркоманы, обратились к американцам. В Америке уже давно успешно работает программа для анонимных алкоголиков и наркоманов «12 шагов». Суть ее такова: больные алкоголизмом или наркоманией должны испытать сильнейшее эмоциональное переживание, понять, что алкоголь и наркотик - это боль, страх, смерть. Достичь результата помогает психотерапия.

- К нам приходит подавленная, закомплексованная молодежь. По ночам они не могут спать - их мучают кошмары, повсюду мерещатся чертики. Они не в силах даже как следует поесть. Но через неделю-другую, прожитую у нас, глядишь на них - совсем другие люди, - продолжает Алексей Константинович. - Секрет «превращения» прост - насыщенный дневной режим с ранним подъемом, зарядкой и уличным закаливанием, занятиями йогой, психологическими играми и лекциями и никакого отдыха лежа на кровати. А результат - здоровый крепкий сон.

В центре нет ни телевизора, ни газет. Ребята на время становятся жителями другой планеты, где все друг перед другом равны и открыты, потому что у них много общего.

Саша

 Наш разговор с Алексеем Константиновичем то и дело прерывался телефонными звонками. Звонили отчаявшиеся родители, «потерявшие» своих детей, в надежде, что здесь им смогут помочь. Всю нужную информацию им выкладывал 20-летний Саша - он здесь вместо секретаря. А для ребят - вроде старосты.

Саша здесь уже второй раз. В детстве этот парнишка рос маленьким и щуплым. В школе страдал от этого неимоверно: девчонки насмешливо звали его «птенчиком», мальчишки норовили побольней ударить. В конце концов с ним перестали считаться. И однажды парень взбунтовался. Cашкиных родителей стали частенько вызывать в школу: за драку, за срыв урока. Ему все было нипочем. С ранних лет он мнил себя взрослым: будучи мальчишкой, водился с сомнительной компанией, где пристрастился к сигарете и выпивке. Травкой начал баловаться лет в четырнадцать.

- Это я потом понял, - говорит он, - что наркота забирает целиком, вместе с телом, душой и рассудком. И если ты выкуришь «косячок» или воткнешь в вену иглу, проблемы не исчезнут. А вот привыкаешь к этому быстро, даже сам удивляешься. Кажется: захочу - брошу в любой момент. И правда - бросаешь. А когда «угостят», думаешь: как же хорошо иногда вот так расслабиться! Это затягивает: пришел, курнул, поймал кайф. Благо «точек», где можно купить наркотик, в городе предостаточно, особенно на его окраине. Если деньги есть, «пустой» не вернешься.

- А милиция куда смотрит?

Мой вопрос вызвал у Сашки смешок:

- Да ментам каждая «точка» в карман «отстегивает».

Первый раз Сашка попал в Реабилитационный центр полгода назад.

- Встретил как-то одного знакомого героинщика с огромным стажем, «конченого». Думал, он уже помер давно. А он выглядел как огурчик и с наркотой полностью завязал. Он-то и посоветовал мне обратиться сюда.

В центре Сашку отрезвили, он прошел полный курс реабилитации (35 дней). Домой вернулся другим человеком. Родители не могли нарадоваться, глядючи, с каким рвением парень взялся устраивать свою жизнь. Нашел приличную работу, а вскоре привел в дом молодую жену. И все, казалось, будет хорошо. Но не тут-то было. Сорвался. И все пошло кувырком... Из дома стали исчезать одежда, золото, хрусталь. Суточная «доза» иной раз доходила до 20 граммов крепкого наркотика. Один раз перекумарился так, что еле откачали.

И вот он снова здесь. Три месяца как не принимает наркотики и чувствует себя среди таких же, как он, вполне нормально. И по секрету сказал мне:

- Если бы не было таких, как Антоха, Леха, Юля, Денис и всей нашей братии, меня бы уже не было. Мы тут сдружились. Это единственные люди, с которыми мы говорим о наших проблемах, о том, почему я оказался здесь.

Вадим

 - На за-автрак! - громко разнеслось по коридору. Тут же в столовой забрякали чашками и ложками. На завтрак позвали и меня.

- Не отказывайтесь, а то обидятся, - предостерегающе шепнул мне Алексей, консультант центра, в прошлом - наркоман со стажем.

За столом все подсмеивались над Вадимом, парнем лет двадцати двух, у которого, рассказали ребята, всегда был зверский аппетит, и он норовил схватить большую тарелку и самый большой кусок хлеба. Глядя на него, аккуратно и модно одетого, со здоровым румянцем на лице, трудно было поверить, что он всего несколько месяцев назад прочно сидел на «игле», скитаясь по грязным подвалам и подъездам.

Еще года два назад у Вадима было все. Хорошая работа с хорошим стабильным заработком, иномарка и красивая, безоблачная жизнь. А главное, были настоящие друзья, с которыми и в огонь, и в воду. Наркота оставила его без всего.

- Видели бы вы меня тогда - не узнали: худой, зеленый, псих какой-то, - рассказывал он. - Не было ни одного дня, когда бы я не думал о героине. Без него я был не человек. В конце концов все махнули на меня рукой. Осталась одна мама. Она умоляла, плакала, чтобы я одумался. Было жаль ее. Но мысль о наркоте сидела в моем подсознании, как заноза, и все время дергала, теребила, провоцировала: «Ну попробуй один только разок». Это повторялось до бесконечности. И я снова и снова убегал из дома.

В Реабилитационный центр Вадим попал после лечения в московской наркологической клинике. Сейчас у него в самом разгаре послереабилитационный период. Он живет дома, но каждое утро с радостью мчится к своим новым друзьям.

Юля

 В центре живут не только парни, но и девушки. Двадцатичетырехлетняя Юля работает в центре консультантом. Воспоминания о прошлой жизни всегда даются ей нелегко - то и дело предательски начинает дрожать голос. Но все же ей хватило мужества рассказать свою историю.

«Мама всегда мечтала, чтобы я выросла хорошим человеком, выучилась, выбилась в люди. И я старалась, в школе была на хорошем счету. В 17 лет я познакомилась с Виталей. У него была красивая машина и много денег. Мы стали встречаться, часто ходили по ресторанам и ночным клубам и вообще жили красиво. Вскоре я поняла, что влюбилась не на шутку. В огромном городе он стал для меня самым близким человеком. Я была уверена, что встретила свою судьбу.

Вскоре мы сняли квартиру и стали жить вместе. И тогда я узнала, что мой парень наркоман. Для меня это было шоком. Я пыталась ему помочь, спрашивала, неужели наркотик сильнее любви, и плакала. Каждый раз он обещал, что это последняя доза. Но назавтра все повторялось. Так продолжалось почти два года. Когда я приходила домой и находила его в отрешенном состоянии, то брала деньги, шла в бар и напивалась. Но и это его не останавливало. Однажды он готовил очередную порцию зелья, и я сказала, что тоже хочу попробовать. Думала, отрезвлю его, а получилось, что втянулась сама. Спустя какое-то время я узнала, что беременна. Врачи предупредили: «Выбирай: если рожать, то не колоться». Я мечтала стать матерью. Но и совладать с собой не было сил, и я сделала аборт.

Потом Виталий разбил машину - пришлось ее продать. Часть денег ушла на наркотики. Следом из квартиры стали исчезать ценности. Скоро снимать квартиру стало не по карману, и мы переехали к его родителям. Стали воровать и у них.

Как-то раз я возвращалась с только что купленной дозой и увидела возле железной дороги старый, почти развалившийся дом. По всему было видно, что он служил прибежищем для таких же, как я, наркоманов и алкашей. Но мне было все равно, где я. Главное, чтобы было что колоть. Благо на дворе было лето, можно было не заботиться об одежде и питаться еще не успевшими как следует поспеть ранетками в соседнем дворе. Утром я шла на базар и воровала там все, что плохо лежало. «Добычу» продавала, а на вырученные деньги шла покупать дозу на завтра. Этот кошмар продолжался изо дня в день.

С наступлением осени деньги стало добывать все труднее и труднее. И однажды я не смогла наскрести на дозу. Тогда в голову пришла предательская мысль о самоубийстве...»

К счастью, Юля осталась жива, у нее не хватило духа дойти до последней черты - броситься под поезд. Зато хватило смелости прийти в дом родных и попросить помощи в последний раз. Родные определили девушку в наркодиспансер, где после нескольких месяцев лечения она наконец-то вздохнула свободно. Кстати, в Реабилитационном центре вместе с нею работает и Виталий.

- Только теперь мы поняли, что наркота убила в нас двоих все человеческое, парализовала нашу любовь, оставив взамен лишь пустоту, страх и боль, - с грустью призналась Юля.

Уходила я ближе к вечеру. Ребята тепло прощались со мной. И мне вдруг захотелось, чтобы у всех у них: у Сережи, отмотавшего за наркотики срок, у Руслана, потерявшего из-за наркотиков жену и дочь, у Марины, только-только сумевшей обрести душевное равновесие, у Жени, не потерявшего за много месяцев дурмана любви к своей маленькой дочке, у Валеры, Антона и всех, кто придет на их место, хватило бы мужества не оступиться снова, не опустить рук. Чтобы не зачерствели их сердца и они поверили, что в жизни есть что-то хорошее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: