Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Успехов, маэстро!

2001-11-09

Новый главный дирижер театра оперы и балета
высоко оценивает оркестр, с которым ему предстоит работать

 Новый человек в коллективе всегда является объектом повышенного интереса со стороны коллег и руководства. Тем более если этот коллектив творческий - ведь люди искусства, как известно, наделены острым «чутьем», так что завоевать их доверие не так-то просто. Тут нужно быть и профессионалом, и человеком хорошим - только тогда есть шанс стать «своим». В этом году в Новосибирском театре оперы и балета появился новый главный дирижер - Сергей Калагин.

Его знакомство с нашим театром завязалось случайно. В марте дирижер Мариинского театра (Санкт-Петербург) Сергей Калагин по приглашению маэстро Арнольда Каца впервые приехал в Новосибирск, чтобы вместе с филармоническим оркестром исполнить Девятую симфонию Шостаковича. Сотрудничество получилось, как говорится, конструктивное. Дирижер и оркестр быстро нашли общий творческий язык, и это немаловажное обстоятельство не ускользнуло из поля зрения Арнольда Михайловича. И он порекомендовал пригласить талантливого музыканта в НГАТОиБ на вакантное место главного дирижера театра.

Новосибирский оперный - пятый театр в послужном списке Калагина. После окончания Горьковской (факультет хорового дирижирования), а затем и Ленинградской (факультет оперно-симфонического дирижирования) консерваторий он был принят на работу в качестве дирижера в Ленинградский академический Малый театр оперы и балета. С 1980 по 1989 годы Калагин дирижировал Казанским симфоническим филармоническим оркестром. За творческие удачи в 1985 году ему присваивают звание «Заслуженный артист Татарстана», кроме того, в 1982 году он становится лауреатом Первого Всероссийского конкурса дирижеров.

Несколько лет Сергей Калагин посвятил камерному музыкальному театру «Санкт-Петербург Опера», а в 1991 году встал за дирижерский пульт Мариинского театра (Санкт-Петербург).

По мнению Сергея Викторовича, каждому дирижеру необходимо пройти школу симфонического оркестра.

- С симфоническим оркестром всегда начинаешь с «белого листа», - говорит дирижер. - Концертная программа обычно делается за четыре дня, и потому дирижер должен выходить к оркестру очень хорошо подготовленным. От этого зависит, будет ли процесс работы над произведением поистине творческим. В театре совсем другая ситуация. Ни оперу, ни балет за несколько дней не поставишь. Поэтому партитуры обычно изучаются музыкантами довольно долго и тщательно. Когда же к оркестру выходит приглашенный дирижер, то процесс взаимодействия его с оркестром зачастую складывается слишком быстро и легко, а значит, глубокой работы нет. Впрочем, если говорить о каком-нибудь гипотетическом «большом дирижере», у которого есть собственное видение произведения... Только обычно «большие дирижеры» выходят прямо на спектакль, без всяких репетиций...

Сергей Викторович, видимо, из скромности, словосочетание «большой дирижер» к себе не применяет. Дирижерский репертуар лауреата Всероссийского конкурса дирижеров включает более тридцати оперных и балетных спектаклей. С оперной труппой Мариинского театра Калагин гастролировал в Италии, Германии, Франции, Израиле. В качестве симфонического дирижера он сотрудничал с крупнейшими оркестрами России и неоднократно выезжал на гастроли в США и Голландию. Как-то в Амстердаме Сергей Викторович выступал в одном из лучших залов Европы с оркестром Голландского радио. Исполняли Вторую и Тринадцатую симфонии Шостаковича. В Тринадцатой текст на стихи Евгения Евтушенко пел бас-датчанин. После концерта он сказал Калагину: «Вы, русские, - привилегированная нация. Вы можете петь и понимать каждое слово в опере «Борис Годунов». Мы все, басы, вам завидуем. Ведь эта опера - глубочайший слой в области музыкального искусства, «закопаться» в него может только русский...»

На сцене новосибирского театра Сергей Викторович дебютировал в операх «Евгений Онегин», «Иоланта», «Моцарт и Сальери» и в балете «Лебединое озеро». Кстати, оперой «Иоланта» он дирижировал впервые. Признается, что специально в ответственные моменты старается включить в свои творческие планы сочинения, которые еще не исполнял, и тем самым постоянно испытывает себя на профессионализм. Согласитесь, прекрасное качество для дирижера «с именем».

О нашем театральном оркестре Калагин отзывается с уважением. Говорит, что дирижировал во многих российских театрах, и там, к сожалению, оркестры отличаются от столичных слабым профессиональным уровнем. Это и неудивительно - ведь в провинции хорошие музыканты стараются устроить свою судьбу исключительно в симфонических оркестрах, а в театр идут те, кто послабее. В Новосибирске же, по мнению дирижера, ситуация иная - здесь очень высокий уровень подготовки музыкантов. Поэтому оркестр НГАТОиБ ни в чем не уступает симфоническому. Разве что у маэстро Каца в оркестре играют в основном мужчины. Что же касается оперной труппы театра, то дирижер уверен - нехватка басов и теноров - явление временное.

- Мы постоянно ведем поиск солистов, - говорит Сергей Викторович. - Наша цель сейчас - создать работоспособный полнокровный коллектив, и мы этого обязательно добьемся.

А пока новосибирцы имеют исключительную возможность услышать приглашенных певцов с мировым именем. Например, солистов Мариинского театра: народного артиста России Владимира Огновенко (бас) и заслуженного артиста России Георгия Заставного (баритон).

Несколько слов о репертуарной политике театра. Сергей Калагин считает, что в афише такого уважаемого театра, как НГАТОиБ, обязательно должны быть представлены оперы Верди, Вагнера, Доницетти, Беллини. Во всяком случае, в этом сезоне оперная труппа театра планирует вернуть на сцену одну из «жемчужин» - оперу Верди «Риголетто». А в конце декабря в программе IV Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске состоится премьера оперы Бизе «Кармен» (на языке оригинала). Намеченный же на конец сезона спектакль «Летучая мышь» Штрауса переносится на следующий год.

Сергей Калагин провел на посту главного дирижера НГАТОиБ всего полгода. Срок по театральным меркам небольшой, но Сергей Викторович уже успел внести в жизнь театра свои правила, основанные на профессионализме и творчестве. Нам, зрителям, остается лишь пожелать успеха во всех его начинаниях, ведь настоящему таланту всегда должен сопутствовать успех.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Мода на экстравагантные резиновые сапоги — прозрачные, с бантами, шнуровкой и отверстием для пальцев – еще не дошла до столицы Сибири. Зато у нас носят резиновые бутсы, лодочки «а-ля рюсс» и расцветку «вырви глаз». Корреспонденты VN.RU прошлись по магазинам и пообщались с обладателями и покупателями резиновых сапог.

08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Среди крупных мегаполисов самая негативная ситуация в Новокузнецке, Иркутске, Кемерове и Барнауле. Новосибирск в этот топ не попал. Среди средних городов — в Братске и Норильске, а среди малых городов — это Шелехов, Усолье-Сибирское, Лесосибирск и Черемхово.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год