Новосибирск 1.4 °C

Тайну службы охраняют кремлевские стены и ФСБ

13.11.2001 00:00:00

Роман Конча, 1994 год

 В конце октября 30 парней из Новосибирска отправились служить в Президентский полк в Москву. Такая служба считается весьма секретной, про нее ходит много слухов и рассказов. Обо всех ее особенностях знают только те, кто там служил, а также ФСБ, которая и занимается тщательным отбором кандидатов в элитный полк. С помощью ФСБ нам удалось встретиться с тремя бывшими и нынешними военнослужащими Президентского полка.

«...С седьмого по восьмое апреля я разводил смены на посты Кремлевского караула. Сидел за пультом в карауле и руководил пропуском лиц, автотранспорта и грузов через посты караула. ...Караул прошел интересно, тем более что я нагулялся по Кремлю и Александровскому саду в такой теплый весенний день. Как жаль, что тебя нет со мной...»

Это об армии. Цитата - из письма солдата срочной службы Романа Кончи, написанного своей будущей жене Юле 9 апреля 1994 года. Роман вошел в число немногих счастливчиков, попавших в Президентский полк. Ему довелось служить в Москве в бурное время 90-х годов. Он охранял Ельцина на президентской даче в Барвихе, Белый дом в период весенних волнений.

- Служба в Президентском полку изменила всю мою жизнь, - вспоминает Роман.- В армию меня призвали с завода, я закончил машиностроительный техникум, учиться дальше не хотелось, хотя и в армию тоже. А уже после службы я понял, что надо учиться дальше, закончил НГПУ с красным дипломом, в этом году поступил в Академию ФСБ России.

- Тяжело попасть в Президентский полк?

- Вообще-то да. Приходится два раза проходить медкомиссию, собеседование с сотрудниками ФСБ. О тебе и о твоих родственниках наведут все справки. Прощупают все связи, всю твою жизнь разложат по полочкам. К тому же обязательно проверяют память, интеллект. Кстати, память у нас очень важная вещь. Помню, дежурил на Боровицких воротах, проверял пропуска, там нужно было все номера помнить, мы их, как стихи, учили наизусть. Нас часто проверяли, объявят, что такие-то номера недействительны, потом смотрят, как солдаты справляются.

- Кого из знаменитостей видел?

- С Ельциным разговаривал как раз перед записью новогоднего обращения, - рассказывает Роман, - Борис Николаевич вообще любил с солдатами поговорить. А мой друг Антон служил в Почетном карауле, кстати, он последний, кто стоял у Мавзолея, так тот Билла Клинтона видел, ну как я вас.

Когда Клинтон приезжал, весь Почетный караул переодели в форму гардемаринов и расставили на парадной лестнице Большого Кремлевского дворца. Клинтон все не мог поверить, что они живые. А перед Антоном вообще встал и две минуты смотрел ему в глаза не отрываясь, ждал, чтобы тот моргнул, но Антон выдержал. А наши в это время самолеты во Внуково охраняли. Самолет Клинтона от нас отделили чертой, за которой ходил их часовой, это была «американская территория».

- В Президентском полку служить легко?

«Отслужу как надо и вернусь!». Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - Не то чтобы легко, но интересно. Кормили хорошо, я только за первые полгода в весе на шесть килограммов прибавил. Дедовщины там нет, существует даже телефон доверия. По каждому случаю неуставных взаимоотношений проводится тщательное разбирательство, виновные привлекаются к строгой дисциплинарной и уголовной ответственности. Сибиряков там очень много, а вот москвичей последнее время стараются не брать. Когда рядом с домом, служить тяжелее.

Сейчас Роман служит в Управлении ФСБ России по Новосибирской области, каждый год старается встречаться с бывшими сослуживцами седьмого мая на День Президентского полка и с затаенной грустью вспоминает время своей службы.

А вот у двадцатилетнего Алексея Урмана все еще впереди. В конце октября его с остальными избранными увез в Москву фирменный поезд «Сибиряк». Мы поговорили с ним на перроне перед отправкой.

- Четыре года назад я с дедом сидел, смотрел телевизор, и там показывали отправку солдат в Президентский полк. Дед еще сказал тогда: «Вот бы тебе туда попасть!» Но я тогда и не мечтал об этом.

- В армию вообще хотелось?

- А у меня даже вопроса такого не возникало. Мой отец всю свою жизнь прослужил в ВДВ, сейчас он - подполковник милиции. Он всегда воспитывал, что служить обязательно надо, а когда узнал, что еще и в Президентский полк отправляют, очень обрадовался. Президентский полк - это хорошая возможность самоутвердиться. Мама, правда, против, но ей любая служба не понравится - это нормально. Она считает: «Почему до восемнадцати лет мой сын, кроме меня, никому не нужен, а после - сразу же вдруг всей стране понадобился?»

- Тяжело уезжать так далеко от дома?

- Лучше подальше служить, так меньше тоска по дому берет. У меня была возможность служить в Пашино, но я не согласился. Вот в «горячую точку» точно попасть бы не хотелось. Непонятно же, кто против кого воюет, а умирать невесть за что глупо.

Алексей, несмотря на свои годы, показался нам очень рассудительным и серьезным молодым человеком. Впрочем, с неуравновешенной психикой в Президентский полк и не попадают. Так что о таких крайних случаях, как, например, самоубийство из-за девушки, которые иногда случаются в обычных частях, там вряд ли услышишь. Впрочем, Алексею такая беда все равно не грозит, девушкой он еще обзавестсь не успел.

Новосибирец Виталий Шумаков уже год отслужил в Президентском полку
 - А так и спокойнее, когда девушка не ждет, нервотрепки меньше, - поясняет третий гвардеец, уже год отслуживший в Президентском полку, Виталий Шумаков.

Виталий прибыл в Новосибирск за пополнением для своего полка, заодно побывал дома, повидал родных.

- Виталий, какие ощущения после года службы?

- Да домой уже хочется, сейчас приехал, только разбередил все. В поезде, пока ехал, все расспросами замучили, когда узнали, откуда возвращаюсь. Для всех же Президентский полк - это как заповедная территория: Москва, президент, иностранцы... Хотя Москвой меня удивить трудно, я там часто раньше бывал в гостях, но вот то, что я побывал в Кремле, это действительно здорово - если б не служба, я бы никогда, наверное, всего этого не увидел. Больше всего мне Соборная площадь понравилась, внутрь же мало кого пускают, а тут такое чудо - своими глазами.

- С Путиным-то разговаривал?

- Видеть-то я его часто вижу, но он никогда с нами не разговаривает и в казармы не заходит.

- Как взаимоотношения внутри полка?

- Все по Уставу, вся жизнь расписана, какого-то беспредела, как в других частях, конечно, нет. А когда нам отношения выяснять, если восемь часов в день - строевая служба, потом уже ни до чего дела нет.

- Чем после армии собираетесь заняться?

- Наверное, дальше пойду учиться, высшее образование получать, а если честно, как-то пока не думал, времени нет. Для меня сейчас вся жизнь - это только моя служба.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: