Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Маршрутные тупики

15.11.2001
Октябрьский район медленно, но верно превращается в транспортную мышеловку. Раньше именно такую убогую схему маршрутов объясняли просто: частный сектор. Он здесь развит, как нигде, а большинство его улиц и сегодня выглядит так, как они смотрелись в том самом октябре 1917 года, в честь которого район и назван. Понятно, что к каждой халупе автобус не подтянешь, но...
Так что же делать - ждать «свой» транспорт или идти пешком? Фото Сергея ПЕРМИНА

 Перефразируя классика, если счастливы все районы города одинаково, то несчастен каждый район по-своему.

Лишь одна улица по качеству близка к «пятерке» - имени товарища Кирова. И понятно почему: в старину, когда ее расширяли и асфальтировали, на ней стоял обком КПСС. На твердых четыре балла может потянуть улица ныне почти забытого поэта Никитина и местами - несгибаемая Большевистская. И все. К примеру, уже по принципиальнейшей для района улице имени поэта-героя Бориса Богаткова, усердно перекапываемой каждое лето, впору разве что гонять танки в атаку.

Хотя по октябрьскому транспорту кидать словесные булыжники в соответствующий департамент мэрии и лично в вице-мэра господина Кривушкина было бы весьма несправедливо: уродливая структура движения здесь складывалась десятилетиями. Две главные улицы района - Большевистская и Кирова - тянутся параллельно, причем вторая кончается маршрутным тупиком. Перебраться с одной на другую можно или протопав километр с хвостиком пешочком по грязи и морозцу, или похлебав киселя за семь верст аж через центр, прыгая при этом кузнечиком с маршрута на маршрут. На кратчайшей дороге из района в центр - улице Пролетарской - в наличии две автобусных линии и ни одной коммерческой: итого транспорта с гулькин нос. А из остальных улиц почти весь транспорт сосредоточен на улице Бориса Богаткова - на долю остальных районных магистралей остается лишь три муниципальных автобусных маршрута и один трамвайный, правда, могучий барахолочный со счастливым номером 13. И все - остальное население здоровенного по новосибирским меркам района обречено на пешее передвижение.

Троллейбусы хоть и ходят здесь от всех четырех депо города, но всего по двум улицам. Автобусное ПАТП-8, исправно возившее октябрьцев без малого тридцать лет, в прошлом году закрыли, а автобусы и часть коллектива передали в соседний Дзержинский район - в ПАТП-9. Новая объединенная автобусная структура под руководством Валерия Швадленко трудится сегодня старательно, но как ни крути, даже для лучших коллективов один переезд все равно, что половина хорошего пожара. Кроме того, у новой «девятки» теперь Октябрьский район - лишь один из трех подшефных: не меньше внимания приходится уделять Калининскому, где ПАТП-9 единственный перевозчик, и родному Дзержинскому. Октябрьцам от этого, естественно, лучше не стало.

Есть еще одна причина, по которой Октябрьский район медленно, но верно превращается в транспортную мышеловку. Раньше именно такую убогую схему маршрутов объясняли просто: частный сектор. Он здесь развит, как нигде, а большинство его улиц и сегодня выглядит так, как они смотрелись в том самом октябре 1917 года, в честь которого район и назван. Понятно, что к каждой халупе автобус не подтянешь, но...

В последнее десятилетие строительный лед здесь тронулся, и довольно лихо: многоэтажками активно застраиваются улицы Чехова, Грибоедова, Воинская, Гаранина. А транспортный лед остался: проезжая часть улиц по-прежнему разбита, трамвай прокладывать не на что, а автобусы с троллейбусами хороший хозяин сюда просто из ПАТП и депо не выпустит - жалко. Вот и попадают новоселы как куры в ощип: новые подметки дороже проездного обходятся.

Показательна в этом плане судьба относительно нового Шевченковского жилмассива: выстроен недавно, народу более чем достаточно, даже улица есть вполне терпимая, а транспорта - ноль целых, хрен десятых, как во времена того самого кобзаря Тараса Григорьевича. Впрочем, тогда хоть на волах до ближайшего метро можно было подъехать, а бедолагам-шевченковцам сегодня только на своих двоих топать приходится - притом, что по климату у нас далеко не Украина.

Да и обидеть октябрьца, как оказывается, легко, отобрав и то немногое транспортное, что имелось. Несколько лет жителям улиц Воинской, Автогенной и прилегающих к ним верой и правдой служил автобус номер 10: сделали ему петлю-заезд к тогдашнему ПАТП-8. Затем ПАТП ликвидировали, а вслед за этим и спрямили маршрут: своих пассажиров не осталось, а гонять ради чужих старенькие машины по октябрьским ухабам как-то не хочется...

Перспективы колесного передвижения октябрьцев на будущее тоже тоскливые. Беда в том, что всякий новый маршрут мало организовать - надо его, как выражаются транспортники, прокатать, пока народ привыкнет и пойдут доходы вместо расходов. Частнику эта процедура даром не нужна: независимое поколение перевозчиков выбирает в основном уже прокатанные муниципальными коллегами линии, выбивая их оттуда, как кукушонок - других птенцов из теплого гнезда. А прокатку новых трасс в Октябрьском районе ведет только единственное оставшееся здесь ПАТП-5 во главе с Валерием Ильенко: уже пошел 45-й маршрут в Калининский район, на очереди - 63-й в Ленинский. Все это хорошо и необходимо - грустно лишь, что всего один в этом поле воин.

Резонанс
Новости
Нетипично крупные покупки, много купленных товаров за час, снятие денег в новых местах – банки вправе блокировать трансакции, которые они по новому закону посчитают сомнительными. Обостренная забота о безопасности может обернуться внезапными неприятностями для клиента. Чтобы пользоваться картой за границей, нужно предупредить банк за неделю до вылета. Что делать, чтобы избежать блокировки карты – в материале VN.ru.
В Октябрьском районе Новосибирска опасность для детей представляют тренажеры во дворах. Случаев, когда школьники получили травмы в собственном дворе, уже пять, и родители намерены обратиться в прокуратуру, чтобы добиться демонтажа металлических конструкций.
Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
Новую установку по проверке качества дорожного полотна протестировали в окресностях Барышево. Сама по себе пресс-машина не большая, но выполнить может немалый объем работы.
Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».