Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зачем в Вознесенский собор приходил министр?

16.11.2001
Сегодня в России на фоне интеграции с западным миром возрождаются реверансы государства в сторону церкви. Дружба государства и церкви налицо, дружба очень настороженная, хрупкая, но все-таки дружба.Остается надеяться, что добрые отношения государства к церкви - не вынужденный шаг в период наметившейся интеграции с европейскими странами, а искреннее желание найти в ее лице достойного помощника в деле возрождения страны.

 Никогда бы не подумал, что мне когда-нибудь придется выступать в роли ветерана, рассказывающего молодежи о славном прошлом нашей страны. Но вот совсем недавно пришлось. Накануне Дня согласия и примирения меня на улице окликнули две девчушки, лет по пятнадцати: «Скажите, а какой завтра праздник?» Слегка растерявшись от неожиданности такого, казалось бы, простого вопроса, я назвал сегодняшнюю интерпретацию дня 7 Ноября. «Ну вот, - сказала одна из девушек подруге, - а ты говорила о какой-то революции». Пришлось сказать несколько слов и о революции.

Шагая дальше по своим делам, вспомнил, как в далекие пятидесятые о революции рассказывал мой дед. Рассказывал не мне. Говорить такие вещи несмышленышу, который мог где-то рассказ этот повторить, было небезопасно. Разговоры дед вел со своим старым другом за чашкой чая с «комковым» сахаром вприкуску. На нас же, малышей, мало кто обращал внимание. Внуков у деда было много, жили мы все неподалеку друг от друга и любили приходить в дедовский дом, чтобы поиграть на огромной русской печи. Иногда к деду приезжал его знакомец из Кудряшей. С ним-то он и вел разговоры о былом. Пока мои родные и двоюродные братья играли на печи, я, примостившись неподалеку от стола, слушал дедовские рассказы. Так в семилетнем возрасте я узнал о революции, продотрядах, комбедах и коллективизации. Отношение деда к революции и коллективизации выражалось в сказанных им как-то словах: «К власти пришла шпана».

Позже, изучая в школе историю СССР, я невольно воспринимал все услышанное и прочитанное через призму рассказов своего деда, хлебнувшего германского плена, лихолетья Гражданской войны и вынужденного в период всеобщей коллективизации бежать в Новосибирск из своей деревни, ныне скрытой под водами Обского водохранилища. В шестидесятые годы, когда я немного повзрослел, у деда объявился еще один знакомец, недавно вернувшийся из заключения. Отбывал он срок в лагере, где все сидели по знаменитой 58-й статье в различных ее вариациях. Но разговоры о лагере были как бы фоном основной темы бесед - деды говорили о Боге. Интересно, что принадлежали они к разным христианским конфессиям, но спора между ними никогда не было.

Дедовский знакомец до ареста был неверующим и к Богу пришел после нескольких лет заключения. Поводом же для его обращения послужил трагический случай, происшедший в лагере в конце сороковых годов. Верующих заключенных в лагере было немало, в основном православные и протестанты разных деноминаций. Во время войны и после пригнали немало католиков. И все эти христиане по вечерам устраивали жаркие диспуты - чья вера правильная. Споры продолжались чуть ли не до утра, что не могло не сказаться на производительности труда. Лагерное начальство решило верующих проучить. Жертвой выбрали самого активного спорщика. Как-то раз этого человека спровоцировали выйти в запретную зону между рядами колючей проволоки и тут же спустили собак. Сторожевые собаки, натасканные на людей, рвали беднягу на глазах у всего лагеря. Когда все пришли в себя, все было кончено - человек был растерзан.

С тех пор богословские споры в лагере прекратились. Но люди продолжали собираться после работы и часами говорили о Христе, только в разговорах этих уже участвовал практически весь лагерь. Как и в первые времена христианства, исповедническая мученическая смерть за Христа привела к Богу людей, ранее о Боге и не помышлявших. Причем каждый исповедовал свое видение веры, никому его не навязывая, уважая при этом веру других. В лагере воцарилось истинное согласие и примирение.

Эта история, услышанная мною в детстве, со временем почти забылась, оставив лишь в глубине подсознания картину страшной гибели человека, как будто я сам был этому очевидец. Вспомнил же я ее несколько лет назад, когда в стране готовились к очередным президентским выборам. Определенным силам требовалась срочная реабилитация нашего недавнего прошлого. Тут и явилась на свет версия о добром православном вожде Иосифе Виссарионовиче. По этой версии, мудрый вождь всегда благоволил к церкви, но враги христиан обманывали его, без ведома вождя расстреливали и ссылали миллионы верующих людей, и лишь война развязала отцу народов руки, и церковь вновь заняла в стране подобающее ей почетное место. В псевдопатриотической печати даже появилось оригинальное словосочетание - «православный сталинизм». Тут-то и вспомнил я рассказ бывшего политзека о растерзанном собаками христианине. Вспомнил, что событие это произошло уже после войны, в то время, когда руководители страны на весь мир трубили о царившем в СССР согласии и примирении между церковью и государством. Но именно в это время в лагерях и ссылках томились миллионы верующих христиан, среди которых были и высшие церковные иерархи. Реверансы по отношению к церкви со стороны руководства страны объяснялись весьма прозаично - Советский Союз стоял на пути интеграции с западными партнерами по антифашистской коалиции.

Наступивший вскоре период холодной войны все расставил на свои места. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов церковь понесла огромный урон. По всей стране разрушались храмы, против активных верующих фабриковались уголовные дела. Никита Хрущев открыто объявил церкви войну и пообещал народу показать по телевизору «последнего попа». От былого согласия и примирения не осталось и следа.

Сегодня в России на фоне интеграции с западным миром возрождаются реверансы государства в сторону церкви. Немало разговоров идет о православности президента Владимира Путина и даже о наличии у него духовника. Поводом для таких разговоров стали телевизионные сюжеты, где Путин, посещая православные храмы, довольно четко и правильно накладывал на себя крестное знамение, ничуть при этом не стесняясь и не жеманясь. Во всем чувствовалось, что делает он это привычно и не для показухи.

Однако сам президент о своей принадлежности к православию никогда не высказывался. Лишь однажды В. Путин заявил публично о своей вере. Это произошло летом прошлого года во время его телеинтервью компании Си-эн-эн. Отвечая на вопрос: «Вы верите в высшие силы?», президент ответил: «Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать все вместе, то нас ждет успех... А самое главное, чего мы добьемся таким образом, - мы добьемся комфорта». Высказывания, где самой главной целью деятельности человека называется достижение комфорта, очень далеки от христианского мировоззрения.

Тем не менее дружба государства и церкви налицо, дружба очень настороженная, хрупкая, но все-таки дружба. В день 7 Ноября на фоне бушующих по всей стране митингов в новосибирском Вознесенском кафедральном соборе произошла встреча министра культуры Михаила Швыдкого и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с новосибирским духовенством. Обсуждались перспективы проведения в Новосибирске в мае будущего года Дней славянской письменности и культуры. То, что встреча представителей правительства и церкви произошла в День согласия и примирения, довольно символично и внушает надежду. Эксперименты «всерьез и надолго» в нашей стране проводились не раз. Проходило время, и то, что затевалось всерьез, оказывалось ненадолго. Остается надеяться, что добрые отношения государства к церкви - не вынужденный шаг в период наметившейся интеграции с европейскими странами, а искреннее желание найти в ее лице достойного помощника в деле возрождения страны. Для церкви же благо своей земной родины было одним из главных приоритетов. И, даст Бог, примеру церкви, не помнящей зла, последуют другие, и день 7 Ноября в скором будущем станет в России настоящим Днем согласия и примирения.

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
13.12.2017
Самые популярные запросы жителей Новосибирска в 2017 году опубликовал «Яндекс». В этом списке присутствует Владимир Городецкий, Дима Билан, Ждун, спиннеры, «Игра престолов», «Босс-молокосос» и многое другое.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Врачами и работниками пенсионного фонда представлялись пенсионерам три неизвестных женщины, похитившие у них почти миллион рублей. Полиция Новосибирска объявила мошенниц в розыск, опубликовав приметы и видеоролик.
12.12.2017
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.