Новосибирск 4.9 °C

Зачем в Вознесенский собор приходил министр?

16.11.2001 00:00:00

 Никогда бы не подумал, что мне когда-нибудь придется выступать в роли ветерана, рассказывающего молодежи о славном прошлом нашей страны. Но вот совсем недавно пришлось. Накануне Дня согласия и примирения меня на улице окликнули две девчушки, лет по пятнадцати: «Скажите, а какой завтра праздник?» Слегка растерявшись от неожиданности такого, казалось бы, простого вопроса, я назвал сегодняшнюю интерпретацию дня 7 Ноября. «Ну вот, - сказала одна из девушек подруге, - а ты говорила о какой-то революции». Пришлось сказать несколько слов и о революции.

Шагая дальше по своим делам, вспомнил, как в далекие пятидесятые о революции рассказывал мой дед. Рассказывал не мне. Говорить такие вещи несмышленышу, который мог где-то рассказ этот повторить, было небезопасно. Разговоры дед вел со своим старым другом за чашкой чая с «комковым» сахаром вприкуску. На нас же, малышей, мало кто обращал внимание. Внуков у деда было много, жили мы все неподалеку друг от друга и любили приходить в дедовский дом, чтобы поиграть на огромной русской печи. Иногда к деду приезжал его знакомец из Кудряшей. С ним-то он и вел разговоры о былом. Пока мои родные и двоюродные братья играли на печи, я, примостившись неподалеку от стола, слушал дедовские рассказы. Так в семилетнем возрасте я узнал о революции, продотрядах, комбедах и коллективизации. Отношение деда к революции и коллективизации выражалось в сказанных им как-то словах: «К власти пришла шпана».

Позже, изучая в школе историю СССР, я невольно воспринимал все услышанное и прочитанное через призму рассказов своего деда, хлебнувшего германского плена, лихолетья Гражданской войны и вынужденного в период всеобщей коллективизации бежать в Новосибирск из своей деревни, ныне скрытой под водами Обского водохранилища. В шестидесятые годы, когда я немного повзрослел, у деда объявился еще один знакомец, недавно вернувшийся из заключения. Отбывал он срок в лагере, где все сидели по знаменитой 58-й статье в различных ее вариациях. Но разговоры о лагере были как бы фоном основной темы бесед - деды говорили о Боге. Интересно, что принадлежали они к разным христианским конфессиям, но спора между ними никогда не было.

Дедовский знакомец до ареста был неверующим и к Богу пришел после нескольких лет заключения. Поводом же для его обращения послужил трагический случай, происшедший в лагере в конце сороковых годов. Верующих заключенных в лагере было немало, в основном православные и протестанты разных деноминаций. Во время войны и после пригнали немало католиков. И все эти христиане по вечерам устраивали жаркие диспуты - чья вера правильная. Споры продолжались чуть ли не до утра, что не могло не сказаться на производительности труда. Лагерное начальство решило верующих проучить. Жертвой выбрали самого активного спорщика. Как-то раз этого человека спровоцировали выйти в запретную зону между рядами колючей проволоки и тут же спустили собак. Сторожевые собаки, натасканные на людей, рвали беднягу на глазах у всего лагеря. Когда все пришли в себя, все было кончено - человек был растерзан.

С тех пор богословские споры в лагере прекратились. Но люди продолжали собираться после работы и часами говорили о Христе, только в разговорах этих уже участвовал практически весь лагерь. Как и в первые времена христианства, исповедническая мученическая смерть за Христа привела к Богу людей, ранее о Боге и не помышлявших. Причем каждый исповедовал свое видение веры, никому его не навязывая, уважая при этом веру других. В лагере воцарилось истинное согласие и примирение.

Эта история, услышанная мною в детстве, со временем почти забылась, оставив лишь в глубине подсознания картину страшной гибели человека, как будто я сам был этому очевидец. Вспомнил же я ее несколько лет назад, когда в стране готовились к очередным президентским выборам. Определенным силам требовалась срочная реабилитация нашего недавнего прошлого. Тут и явилась на свет версия о добром православном вожде Иосифе Виссарионовиче. По этой версии, мудрый вождь всегда благоволил к церкви, но враги христиан обманывали его, без ведома вождя расстреливали и ссылали миллионы верующих людей, и лишь война развязала отцу народов руки, и церковь вновь заняла в стране подобающее ей почетное место. В псевдопатриотической печати даже появилось оригинальное словосочетание - «православный сталинизм». Тут-то и вспомнил я рассказ бывшего политзека о растерзанном собаками христианине. Вспомнил, что событие это произошло уже после войны, в то время, когда руководители страны на весь мир трубили о царившем в СССР согласии и примирении между церковью и государством. Но именно в это время в лагерях и ссылках томились миллионы верующих христиан, среди которых были и высшие церковные иерархи. Реверансы по отношению к церкви со стороны руководства страны объяснялись весьма прозаично - Советский Союз стоял на пути интеграции с западными партнерами по антифашистской коалиции.

Наступивший вскоре период холодной войны все расставил на свои места. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов церковь понесла огромный урон. По всей стране разрушались храмы, против активных верующих фабриковались уголовные дела. Никита Хрущев открыто объявил церкви войну и пообещал народу показать по телевизору «последнего попа». От былого согласия и примирения не осталось и следа.

Сегодня в России на фоне интеграции с западным миром возрождаются реверансы государства в сторону церкви. Немало разговоров идет о православности президента Владимира Путина и даже о наличии у него духовника. Поводом для таких разговоров стали телевизионные сюжеты, где Путин, посещая православные храмы, довольно четко и правильно накладывал на себя крестное знамение, ничуть при этом не стесняясь и не жеманясь. Во всем чувствовалось, что делает он это привычно и не для показухи.

Однако сам президент о своей принадлежности к православию никогда не высказывался. Лишь однажды В. Путин заявил публично о своей вере. Это произошло летом прошлого года во время его телеинтервью компании Си-эн-эн. Отвечая на вопрос: «Вы верите в высшие силы?», президент ответил: «Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать все вместе, то нас ждет успех... А самое главное, чего мы добьемся таким образом, - мы добьемся комфорта». Высказывания, где самой главной целью деятельности человека называется достижение комфорта, очень далеки от христианского мировоззрения.

Тем не менее дружба государства и церкви налицо, дружба очень настороженная, хрупкая, но все-таки дружба. В день 7 Ноября на фоне бушующих по всей стране митингов в новосибирском Вознесенском кафедральном соборе произошла встреча министра культуры Михаила Швыдкого и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с новосибирским духовенством. Обсуждались перспективы проведения в Новосибирске в мае будущего года Дней славянской письменности и культуры. То, что встреча представителей правительства и церкви произошла в День согласия и примирения, довольно символично и внушает надежду. Эксперименты «всерьез и надолго» в нашей стране проводились не раз. Проходило время, и то, что затевалось всерьез, оказывалось ненадолго. Остается надеяться, что добрые отношения государства к церкви - не вынужденный шаг в период наметившейся интеграции с европейскими странами, а искреннее желание найти в ее лице достойного помощника в деле возрождения страны. Для церкви же благо своей земной родины было одним из главных приоритетов. И, даст Бог, примеру церкви, не помнящей зла, последуют другие, и день 7 Ноября в скором будущем станет в России настоящим Днем согласия и примирения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: