Новосибирск 2.3 °C

Что сулит России ВТО?

21.11.2001 00:00:00

Некогда великой державе грозит колониальный статус

Перечитываешь старые сказки и не устаешь удивляться - до чего прозорливы были наши предки! Сколько лет прошло - может, не одна сотня, а все как про нас сегодняшних. К примеру, «Вершки и корешки» - это же типичное «соглашение о разделе продукции», и с тем же результатом, если считать медведя нашим национальным символом. А есть еще «Была у зайца изба лубяная, а у лисы ледяная» - мудрая притча о том, что не всегда стоит отворять дверь конкуренту, иначе можно и дома лишиться. Это точнехонько про ВТО.

Этот торговец из Китая таможни не боится. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Всемирная торговая организация (ВТО) формально существует с 1995 года, и все это время Россия упорно туда стремится. Слова о необходимости и желательности скорейшего вступления страны в ВТО из уст очень важных персон непрерывно транслируются средствами массовой информации. Преимущества этого шага - «поток товаров и услуг лучших мировых фирм по приемлемым ценам», «возможность России обжаловать всякого рода несправедливые действия» - считаются очевидными и совершенно бесспорными, а упоминания о вероятных издержках преподносятся как «социальный заказ» производителей неконкурентоспособной продукции. Между тем, проблема отнюдь не однозначна. ВТО - это не просто унификация таможенных правил. ВТО - это открытие собственного внутреннего рынка для всех стран-участниц и ограничение государственной поддержки национальных товаропроизводителей. Принесет ли вступление в ВТО улучшение жизни? А если не принесет, зачем вступать? Келейный характер обсуждения условий вступления в «цивилизованный мир» только добавляет сомнений. Судьбоносные для отечественной промышленности решения не должны приниматься без учета мнения ее представителей. Как раз этого-то и не происходит. Что же, имеющий уши да услышит.

Не секрет, что твердо убеждены в гибельности этого шага обувщики и швейники. Они так объясняют свою позицию: если не будут приняты самые экстренные меры по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, а уровень таможенных пошлин при вступлении в ВТО снизится - легкая промышленность перестанет существовать! Сегодня внутренние рынки практически всех стран, включая США и Японию, переполнены продукцией легкой промышленности из Китая и стран Юго-Восточной Азии, где зарплата еще меньше, чем в России, а технический уровень, как правило, довольно современный. Даже страны ЕС не выдерживают конкуренции и применяют меры сдерживания: квотирование импорта, высокие таможенные тарифы. Пока применяют, потому что Китай неуклонно продвигается к равноправному членству в ВТО, и когда это случится, на китайской улице наступит праздник. Интересно будет посмотреть, во что превратится тогда столь притягательная для многих международная организация: Китай в ВТО - что Россия в НАТО. А нам-то куда спешить? Сегодня китайцы хоть чуть-чуть боятся таможни, которой за державу обидно (хотя, надо отдать должное жителям Поднебесной, лихо навострились дурить и подкупать кого надо). При снижении таможенных барьеров они в самые кратчайшие сроки заполонят наш внутренний рынок, пустив по миру российских производителей.

Объективно, по природным условиям наш аграрный сектор не может быть столь производительным, как сельское хозяйство Аргентины, Канады или Новой Зеландии. Поэтому аграрный импортный тариф России очень либерален - 14% против 17% в ЕС, 34% - в Латвии, 53% - в Польше, 99% - в Румынии. Наш низкий тариф стимулирует наполнение рынка заморским продовольствием. Однако с точки зрения долговременных интересов России, проще говоря - если думать о завтрашнем дне, целесообразна поддержка отечественного производителя, то есть протекционизм. Дальнейшее же снижение пошлин на импортную сельскохозяйственную продукцию - нецелесообразно. Для аграриев вступление в ВТО по меньшей мере бесполезно.

В числе отраслей, заинтересованных во вступлении в ВТО, называют металлургию и химическую промышленность. Что ж, послушаем.

Заместитель директора Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина Владимир Захаров:

- Действительно, США и Европа применяют антидемпинговые меры против российской металлургической продукции. Но членство в ВТО вовсе не гарантирует отмены антидемпинговых процессов - в рамках этой организации эти процессы идут. Другой вопрос: насколько вообще конкурентоспособна сегодня продукция российской металлургии? Мы можем давить валом, но серьезно уступаем в качестве. Например, Кузнецкий металлургический комбинат считается лучшим в стране производителем рельсовой продукции. Российских потребителей качество устраивает, западных - нет. Уступаем в сортаменте - не можем, к примеру, освоить производство широкополосного проката для автомобильной промышленности. В какой-то мере это отставание породили мы сами. В свое время СССР чрезмерно увлекся экспортом продукции металлургического машиностроения. Мы поставляли оборудование в Индию, Болгарию, Румынию, построили там металлургические гиганты, более современные, чем наши предприятия. Тем временем у нас техническое отставание углублялось. Да что говорить: когда Президент России договорился на Украине о частичном погашении долгов за газ металлургической продукцией, нас просто завалили дешевой украинской трубой! Что будет, когда придут на рынок крупные транснациональные компании? Устоит, быть может, Новолипецкий металлургический комбинат, быть может, «Северсталь» - они успели модернизироваться. Остальные - вряд ли. (Уже после нашего разговора с Владимиром Николаевичем удалось разыскать интервью заместителя директора НЛМК Андрея Петросьяна «Российскому бизнес-курьеру»: «Россия остается в основном сырьевой страной, не готовой к жесткой конкуренции на внешних рынках, а открытость и незащищенность нашей экономики приведут к потере внутреннего рынка». Увы, похоже, не устоят и они).

По подсчетам председателя Российского союза товаропроизводителей, депутата Государственной думы Николая Ивановича Рыжкова, 70-80% продукции, выпускаемой в России, не сможет конкурировать с импортными аналогами. Выгоду получит очень небольшой круг экспортеров сырья, подобных господину Березовскому, большую же часть отраслей обрабатывающей промышленности ждет летальный исход. Поэтому надежды на то, что при посредстве ВТО отечественного потребителя завалят массой «качественных товаров по приемлемым ценам», чрезмерно оптимистичны - прежде чем начать потреблять, он должен где-то работать. Защищая отечественного производителя, мы защищаем отечественного потребителя.

Что касается утверждения о том, что членство России в ВТО сможет уберечь наших экспортеров от дискриминационных мер на внешнем рынке... Вы увлекаетесь спортом? Вспомните нынешние Еврокубки. Сильно помогло нашим футбольным клубам многолетнее членство России в УЕФА? Вот вам классический пример «двойных стандартов». Только на рынке конкуренция еще более жесткая. Со слабыми не считаются. А мы сегодня объективно слабее. Поэтому в нынешних условиях «торговля без границ» выгодна сильным экономикам, таким как американская, японская, китайская, а слабым - противопоказана. Идет борьба за рынки сбыта, и надо трезво отдавать себе отчет - мы интересуем их именно в этом качестве. Как источник сырья и дешевой рабочей силы тоже, но в первую очередь - рынок сбыта. Если все так и сложится, это будет означать только одно - колониальный статус некогда великой державы.

Писатель Паршев в нашумевшей книге «Почему мы не Америка» приводит цитату из выступления Маргарет Тэтчер, где «железная леди» рассуждает о том, что на территории России «экономически целесообразно» проживание 15 миллионов человек - столько надо для обслуживания нефтяной и лесной отраслей. Помнится, бесноватый фюрер соглашался на тридцать. Отдадим себе отчет - сильная Россия не нужна никому, кроме нас самих. Вообще никакая Россия не нужна никому, кроме нас. И если мы хотим здесь жить, то давайте жить своим умом, а не по подсказке «из-за бугра».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: