Новосибирск 8.6 °C

Беглецы

23.11.2001 00:00:00

Родители боятся потерять детей, сбегающих
из реальной жизни в виртуальный мир

Все началось с «Денди»

 Соседка Валентина Сергеевна ворвалась в мою квартиру со стонами и вся в слезах. Пока я усаживала ее и рылась в аптечке в поисках валерьянки, в голову приходили страшные мысли: ее ограбили или, того хуже, кого-то убили. «Я теряю сына!» - едва смогла выговорить женщина, успокоившись...

Пашку, ее двенадцатилетнего сына, в нашем доме все знают как вежливого, смышленого парнишку. Валентина Сергеевна воспитывает его одна - муж трагически погиб, когда Пашке едва стукнуло три. Оставшись одна, женщина поклялась сделать все, чтобы сыну жилось не хуже других. Пашка, несмотря на возраст, понимал, что матери достается в этой жизни, и старался не огорчать ее: особо не хулиганил, неплохо учился.

Но вот сегодня Пашка не ночевал дома. Обеспокоенная мать всю ночь не сомкнула глаз, с замиранием сердца обзванивая больницы города. Сотрудники милиции обнаружили Пашку под утро... в одном из компьютерных клубов. Когда его привезли домой, он зло закричал в лицо родному ему человеку, что все равно будет играть, и никто и ничто его не остановит. И тогда у матери сдали нервы.

Все началось с тех самых пор, когда в их доме появилась приставка «Денди». Радости, казалось, не будет конца. Валентина Сергеевна, так и не поняв, на какие кнопки надо нажимать, умилялась сообразительности сына. Позже Пашка увлекся компьютерными играми и стал пропадать в компьютерном клубе неподалеку от дома. Сначала мать относилась к этому спокойно: сын не шатается где попало, а полезным делом занимается, голову развивает. Но на собраниях в школе учительница стала жаловаться на бесконечные Пашкины пропуски уроков. Кроме «эн», в классном журнале красовались только двойки.

Однажды, не дождавшись сына к одиннадцати часам вечера, Валентина Сергеевна пошла в компьютерный клуб. Удивилась: поздно уже, а ребятишек полным-полно. Пашка отреагировал на нее, не отрываясь от экрана. И говорил с ней, будто чужой. Она настояла, и домой они возвращались вместе. Всю дорогу сын молчал, говорила она. И только у порога чуть слышно бросил: «Тебе меня не понять».

А назавтра Пашка, всеми правдами и неправдами выпросив у матери деньги, снова помчался туда, где есть компьютеры. Он знает, мать опять будет упрашивать и реветь. Ему даже жалко ее. Но страсть все-таки сильнее. Хотела Валентина Сергеевна денег не давать, но убеждена: пойдет воровать.

- Это же страшно, - с тревогой говорит она, - уходят наши дети. В лучшем случае - в виртуальную реальность. По сути - в никуда. Готовые на все, лишь бы подпустили к компьютеру.

В отчаянии Валентина Сергеевна высказалась о наболевшем директору одного из таких клубов. А в ответ услышала равнодушное: «Ваш сын интеллектуально развивается, а вы вопите».

- Есть же возрастные ограничения на покупку спиртного и сигарет. Неужели с компьютерами нельзя как-нибудь решить? - жаловалась она мне. - Пусть хоть местные власти задумаются, ведь это не только моя беда.

Выяснять, сколько в Новосибирске компьютерных клубов, - бесполезная трата времени. Они расплодились, подобно видеозалам в начале перестройки, в большом количестве и в самых неожиданных местах. Варьируются и цены на игровые удовольствия: от пятнадцати рублей за дневной час у одних до семидесяти ночью у других. Но почти все работают круглосуточно. Клиент есть всегда, даже если ничего не рекламировать.

В один из клубов Ленинского района я специально отправилась ближе к полуночи. Несмотря на позднее время, народу там было предостаточно. Возраст клиентуры самый разный: бок о бок со взрослой молодежью сражались с виртуальными террористами и дьяволами мальчики лет одиннадцати-двенадцати. Их игра сопровождалась эмоциональными комментариями: «Ну что, салага, поиграем в кошки-мышки?» «Ах ты, паршивец, убить меня хотел, да я тебя сейчас...»

Подхожу к одной «малолетней» кучке, интересуюсь:

- Ребята, помогите игру выбрать, а то их столько много - не разобраться.

- Берите «Ябо» или «Эпоху империи» - с явной неохотой, оттого что его отрывают, посоветовал один.

- Там же убивать надо, - засомневалась я.

- Так это и есть самое интересное...

Больше расспрашивать почему-то не хотелось.

- Почему не отправляете детей домой? - обратилась я к администратору клуба.

- Да они все тут рядом живут.

- А вас не волнует, где они деньги берут?

- Неважно, лишь бы платили. Согласитесь, сидеть за компьютером лучше, чем ширяться в подъездах. А то, что засиживаются у нас, так это как ветрянка - переболеть надо.

Хотелось бы мне знать, сколько продлится эта «болезнь». Хозяин одного из клубов в Центральном районе откровенно сказал мне на это, что я мыслю узко и несовременно.

Убить почтальона

 За последний десяток лет компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Теперь это не роскошь, а необходимая составляющая нашего современного мира. Многие дети разбираются в компьютерах гораздо лучше, чем их мамы и папы. И это очень хорошо. Человек должен идти в ногу со временем, понимать и принимать требования современной жизни, легко в них ориентироваться. Однако сегодня многие родители, как и Валентина Сергеевна, всерьез обеспокоены тем, что ребенок часами просиживает за компьютером, не желая пойти погулять или поиграть с друзьями. Причем сначала игровые диски помогают разнообразить досуг ребенка, а потом становятся его единственным занятием.

Мама одного десятилетнего мальчика рассказала мне такую историю. Они с мужем купили сыну на день рождения компьютер - хотели, чтобы с помощью игр у него проявился интерес к английскому. Через некоторое время цель была достигнута: мальчишка не выпускал из рук английский словарь. Но и от компьютера его нельзя было оторвать. Когда к нему в гости приходили одноклассники, они тут же включали компьютер и начинали играть. По словам мальчика, без этой «техники» им вместе было бы скучно.

Если раньше диски покупали родители, то вскоре сын стал выбирать их сам по совету друзей. Сначала это была известная «игрушка» с кровавыми походами по лабиринту. Но однажды в доме появился «Почтальон». Мирного почтальона, который разносил почту, обидели, и он мстит - убивает всех, кто мешает ему работать, разносить письма и газеты. Каждый раненый, пока не умрет, тащится за убийцей. Из подстреленного человека льется кровь, он умоляет о помощи, а почтальон спешит довершить начатое им дело...

Родители, посмотрев эту игру, легкомысленно решили, что у их сына крепкие нервы, раз он может смотреть на это спокойно. Однако нервы оказались на самом деле очень слабыми. Азарт заглушал все, и мальчик боялся признаться, что ему страшно, когда выключается свет. А когда он идет по улице, то ждет, что в него вот-вот выстрелят из-за угла. Но ему важно, чтобы компьютерный герой прошел все испытания. Он досадовал: в одном месте почтальон постоянно погибал. Несколько раз он старался перескочить через засаду, но безуспешно. А однажды родители стали свидетелями того, как их разъяренный сын тычет ножом в монитор! Оказывается, таким образом мальчик решил помочь своему виртуальному другу.

В тот же день «Почтальон» исчез из дома, а мальчика решено было отправить в деревню к бабушке отдохнуть от городской жизни недельку-другую.

Жизнь реальная стала виртуальною

 Компьютерная индустрия не стоит на месте. Появилась превосходная компьютерная графика, трехмерное изображение, звуковые эффекты - все это делает популярные среди детей «стрелялки», «бродилки», «страшилки», «гонки» более привлекательными. Перед их глазами разыгрывается сюжет. Ребенок управляет им и переживает за жизнь своих виртуальных героев. А потому для людей с развитой фантазией она постепенно становится реальностью.

Двенадцатилетний Саша попал из-за этой мнимой реальности в неприятную историю. В школе, где он учится, старшеклассники частенько грешили тем, что обманом выманивали деньги у маленьких. Как-то раз их жертвой стал Саша. На перемене двое верзил подозвали его к себе. Мальчик догадался, что им нужно, но подошел. Денег у Саши не было. В отместку за это он и получил синяк под глазом.

Дома он рассказал обо всем отцу. Тот спросил, зачем же он подошел к тем негодяям, зная, что хорошего от них не жди. «Я подумал, что даже если они сделают мне плохо, то в другой раз я к ним просто не подойду». И тогда отец, психолог по образованию, понял: сын думает, что все в реальной жизни можно переиграть, как в компьютерных играх, за которыми он просиживал каждую свободную минуту.

Но самое, пожалуй, неприятное, что вместе с реальной жизнью в игры, в которые играют наши дети, входит и ее пошлость. Дети с удовольствием покупают игру «ШтЫрлиц», где летает прокладка с крылышками, которую надо отдать Бабе-Яге, требующей во что бы то ни стало ощущения свежести и чистоты. И это самое невинное, что есть в этой игре.

Появилось много игр эротического и порой порнографического содержания, состоящих из видеовставок, последовательность которых зависит от действий игрока. Есть и такие, где ошибочное движение играющего приводит к сценам насилия. Во всех видеоклубах, в которых я побывала, меня убеждали, что на выдачу таких «игрушек» есть возрастные ограничения. Но это в клубах, а в магазинах? Продавцу все равно, кому продать игру - семилетнему мальчишке или взрослому человеку. А потом дети взахлеб обсуждают пикантные моменты на переменах между уроками.

...Утром нового дня, шагая на работу, я встретила Валентину Сергеевну у подъезда нашего дома. Рядом с ней стоял понурый Пашка, с красными глазами и отрешенным выражением лица.

- Опять всю ночь играл. Всю ночь его искала. А он чего удумал: уехал на другой конец города, чтоб не нашли. Вот приехал и говорит: «Сорвался я, мамка». - На глазах у женщины навернулись слезы. - Что делать - не знаю. Привязать его, что ли? Так ведь и это не спасет...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: