Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новые звонари, или Между землей и небом

23.11.2001
После перерыва вновь открылась школа звонарей при храме Михаила Архангела. Среди учеников - люди разные: есть в нынешнем наборе и женщины, и подростки - младшему из будущих звонарей всего тринадцать.

 После перерыва вновь открылась школа звонарей при храме Михаила Архангела. Среди учеников - люди разные: есть в нынешнем наборе и женщины, и подростки - младшему из будущих звонарей всего тринадцать. Приходят сюда постигать науку и будущие батюшки - колокольная грамота пригодится, когда потом, возможно, придется налаживать при своем храме звонницу, приобретать хорошие колокола, брать в штат хорошего звонаря... Раньше со звонарями проблем у церквей не было - звонарь передавал опыт ученику, тот в свою очередь готовил себе преемника, и так из века в век.

Работа звонаря очень почиталась, но считалась тяжелой, монотонной и изнурительной - звоны были и целодневные, и трехдневные, зимой не прерывались даже в непогоду. Колокольни продувались всеми ветрами. Но главной проблемой звонарей были не хондрозы и простуды, а уши. Сильный звон садил слух - уши затыкали свечками, но это не спасало, случалось, звонари глохли... Новые звонари для «техники безопасности» используют обыкновенные наушники. Наш корреспондент, побывав на колокольне, лично убедился, насколько это актуально...

Изучают в школе звонарей три предмета - историю и теорию колоколов, музыкальную грамоту и практический звон. Звонница для практических занятий с пятью колоколами находится во дворе церкви. Теорию постигают в помещении поистине уникальном - учебный класс расположен в выставочном зале кабинета церковно-исторического краеведения (директор Татьяна Рязанова), что открыт при храме. По эту сторону Урала ничего подобного нет, да и по ту аналогом можно считать разве что музей, созданный на базе Валдайского краеведческого. Музейные экспонаты используют и в качестве учебных пособий.

- Хотя это, конечно, не по правилам и так быть не должно, - говорит директор и преподаватель школы звонарей Лариса Благовещенская, она же директор музея, - музей должен оставаться музеем. Но пока так не получается, не хватает помещений...

Профессия у Ларисы Дмитриевны редчайшая - музыковед-кампанолог, то есть специалист по колокольным звонам, по всей стране таких специалистов пять человек.

Сейчас в музее открыта выставка «Колокола в православной церкви», - значительная ее часть составлена из экспонатов «музея на дому» самой Благовещенской. Ее «музей» - история отдельная. Начинался он еще в атеистические 60-е, когда колокола были на нелегальном положении. И вообще, звонами она увлеклась, прямо скажем, не очень своевременно. Хотя, как знать...

***

Лариса Благовещенская в выставочном зале у старинных колоколов
 Церкви тогда стояли закрытыми, колокола, объявленные «гласом Божьим - опиумом для народа», молчали... И когда студентка второго курса Новосибирской консерватории заявила, что хочет заниматься звонами, особого восторга по этому поводу не услышала. Но запрещать не стали, вспоминает она, сказали: попробуй, может, что и вытанцуется. Но только тихо и только в свободное от основной работы время - как хобби. Тема была явно «непроходной»; чтобы лишний раз ее не светить, когда отправлялась в командировки для работы в столичных библиотеках, ехала с фальшивым отношением, в графе «цель приезда» значилось все что угодно, кроме звонов.

Начинала практически с нуля - информации никакой, проконсультироваться не с кем. Звонари поисчезали, те, кто остался, без практики дисквалифицировались и в консультанты не годились. Нотных записей звонов тоже нет, их никто никогда не вел, звонари на Руси были неграмотные, да и вообще зачем, если наука от звонаря ученику передавалась исключительно устно?..

Начала, как говорится, «от Адама» - с энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Потом перевернула сотни литературных томов и тысячи газетных страниц в поисках хотя бы упоминания об интересующем предмете. Развила невероятную скорость прочтения источников - взгляд выхватывал только слова «колокол» и «звон», пропуская все остальные... Тогда и начали появляться первые экспонаты ее «домашнего музея». Более всего ее, конечно, интересовали именно колокольные звоны.

Ситуация была интересная: музыковед изучает «музыку» без слухового опыта... И вообще, изучает то, чего практически нет: услышать колокола нельзя, потрогать руками изучаемый предмет тоже - на колокольни не пускают: «удар по колоколу - призыв в церковь». Первый колокол вблизи увидела только в 70-м, в Ростове Великом, напросилась на звонницу у четвертого секретаря райкома, выждав, пока уедет первый - до этого были только книжки да музейные экспонаты...

...С переводом колоколов на легальное положение пошла в общественную приемную при мэрии и предложила свои знания. Направили в краеведческий музей. Потом познакомилась с уникальным человеком - отцом Владимиром, настоятелем храма Михаила Архангела, создателем Музея православия. Стала читать лекции для прихожан, вести уроки в Воскресной школе. Наконец, три года назад открыла школу звонарей...

Вот и вся история. Когда я рассказываю ее своим друзьям, они непременно ахают и восклицают: «Откуда такие люди берутся?!». Некоторые начинают пространно философствовать, дескать, на таких подвижниках и праведниках и Россия держится, и земля стоит... Так и есть - на таких и держится, на том и стоит...

***

Музейный экспонат - кила, предшественница колокола. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - В практике звона я не сильна, - говорит Лариса, - об ученичестве, как это было в русской традиции, говорить не приходится, но вместе мы справились...

Учат в школе звонарей пока только звонам самым основным. Хотя в свое время было их великое множество - праздничные, будничные, поездные, встречные, похоронные, венчальные и т.д. За долгие атеистические годы традиция утратилась, искушенных в искусстве звона прихожан практически не осталось. Приходится начинать заново. Сначала научиться различать два звона, потом - три-четыре.

Без работы выпускники школы, скорее всего, не останутся. В городе церквей со звонницами порядка десяти, хорошие звонари везде нужны. Колокола сегодня отливаются по всей стране, даже в местах очень неожиданных - в Москве на ЗИЛе, в Перми - на судоремонтном. А нужны колокола - нужны и звонари. Оказалось, звонари нужны и там, где колоколов нет. В Мочище и Ельцовке, например, в церквях, переделанных из обычных изб, стоят временные звонницы, где в качестве колоколов используются газовые баллоны и рельсы (на настоящие колокола нет денег). Звонят в эти самопальные колокола в русской православной традиции, за консультациями приходят в школу звонарей. К тому же церкви - не единственное место, где есть вакансии. Владеющие этой редкой профессией будут нелишними, например, в театре. Режиссер Станиславский, как известно, в своих спектаклях часто использовал колокольные звоны. А поскольку главным мерилом искусства он полагал достоверность, то и колокола были самые настоящие, взятые напрокат в соседней лавке. При Большом театре в свое время была целая звонница со звонарем, который даже не знал нотной грамоты. Звонарь передал свой опыт дочери... Теперь там, говорят, все компьютеризировано. Но музыковед-кампанолог Лариса Благовещенская совсем не уверена, что звучать колокола от этого стали лучше...

И вообще, она убеждена, что знание азов колокольной науки необходимо людям многих светских профессий. Будь это так, у создателей фильма «Пармская обитель» на канонической территории Папы Римского никогда бы не зазвучали ростовские звоны. А когда Глинка писал свое бессмертное «Славься...», а это как-никак наш экс-гимн, то, делая пропуск в партитуре для колокольного звона, он и представить себе не мог, что свято место так и останется пусто, - соотечественники попросту утратят многовековой навык и забудут колокольную науку...

Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.