Новосибирск 10.4 °C

Новые звонари, или Между землей и небом

23.11.2001 00:00:00

 После перерыва вновь открылась школа звонарей при храме Михаила Архангела. Среди учеников - люди разные: есть в нынешнем наборе и женщины, и подростки - младшему из будущих звонарей всего тринадцать. Приходят сюда постигать науку и будущие батюшки - колокольная грамота пригодится, когда потом, возможно, придется налаживать при своем храме звонницу, приобретать хорошие колокола, брать в штат хорошего звонаря... Раньше со звонарями проблем у церквей не было - звонарь передавал опыт ученику, тот в свою очередь готовил себе преемника, и так из века в век.

Работа звонаря очень почиталась, но считалась тяжелой, монотонной и изнурительной - звоны были и целодневные, и трехдневные, зимой не прерывались даже в непогоду. Колокольни продувались всеми ветрами. Но главной проблемой звонарей были не хондрозы и простуды, а уши. Сильный звон садил слух - уши затыкали свечками, но это не спасало, случалось, звонари глохли... Новые звонари для «техники безопасности» используют обыкновенные наушники. Наш корреспондент, побывав на колокольне, лично убедился, насколько это актуально...

Изучают в школе звонарей три предмета - историю и теорию колоколов, музыкальную грамоту и практический звон. Звонница для практических занятий с пятью колоколами находится во дворе церкви. Теорию постигают в помещении поистине уникальном - учебный класс расположен в выставочном зале кабинета церковно-исторического краеведения (директор Татьяна Рязанова), что открыт при храме. По эту сторону Урала ничего подобного нет, да и по ту аналогом можно считать разве что музей, созданный на базе Валдайского краеведческого. Музейные экспонаты используют и в качестве учебных пособий.

- Хотя это, конечно, не по правилам и так быть не должно, - говорит директор и преподаватель школы звонарей Лариса Благовещенская, она же директор музея, - музей должен оставаться музеем. Но пока так не получается, не хватает помещений...

Профессия у Ларисы Дмитриевны редчайшая - музыковед-кампанолог, то есть специалист по колокольным звонам, по всей стране таких специалистов пять человек.

Сейчас в музее открыта выставка «Колокола в православной церкви», - значительная ее часть составлена из экспонатов «музея на дому» самой Благовещенской. Ее «музей» - история отдельная. Начинался он еще в атеистические 60-е, когда колокола были на нелегальном положении. И вообще, звонами она увлеклась, прямо скажем, не очень своевременно. Хотя, как знать...

***

Лариса Благовещенская в выставочном зале у старинных колоколов
 Церкви тогда стояли закрытыми, колокола, объявленные «гласом Божьим - опиумом для народа», молчали... И когда студентка второго курса Новосибирской консерватории заявила, что хочет заниматься звонами, особого восторга по этому поводу не услышала. Но запрещать не стали, вспоминает она, сказали: попробуй, может, что и вытанцуется. Но только тихо и только в свободное от основной работы время - как хобби. Тема была явно «непроходной»; чтобы лишний раз ее не светить, когда отправлялась в командировки для работы в столичных библиотеках, ехала с фальшивым отношением, в графе «цель приезда» значилось все что угодно, кроме звонов.

Начинала практически с нуля - информации никакой, проконсультироваться не с кем. Звонари поисчезали, те, кто остался, без практики дисквалифицировались и в консультанты не годились. Нотных записей звонов тоже нет, их никто никогда не вел, звонари на Руси были неграмотные, да и вообще зачем, если наука от звонаря ученику передавалась исключительно устно?..

Начала, как говорится, «от Адама» - с энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Потом перевернула сотни литературных томов и тысячи газетных страниц в поисках хотя бы упоминания об интересующем предмете. Развила невероятную скорость прочтения источников - взгляд выхватывал только слова «колокол» и «звон», пропуская все остальные... Тогда и начали появляться первые экспонаты ее «домашнего музея». Более всего ее, конечно, интересовали именно колокольные звоны.

Ситуация была интересная: музыковед изучает «музыку» без слухового опыта... И вообще, изучает то, чего практически нет: услышать колокола нельзя, потрогать руками изучаемый предмет тоже - на колокольни не пускают: «удар по колоколу - призыв в церковь». Первый колокол вблизи увидела только в 70-м, в Ростове Великом, напросилась на звонницу у четвертого секретаря райкома, выждав, пока уедет первый - до этого были только книжки да музейные экспонаты...

...С переводом колоколов на легальное положение пошла в общественную приемную при мэрии и предложила свои знания. Направили в краеведческий музей. Потом познакомилась с уникальным человеком - отцом Владимиром, настоятелем храма Михаила Архангела, создателем Музея православия. Стала читать лекции для прихожан, вести уроки в Воскресной школе. Наконец, три года назад открыла школу звонарей...

Вот и вся история. Когда я рассказываю ее своим друзьям, они непременно ахают и восклицают: «Откуда такие люди берутся?!». Некоторые начинают пространно философствовать, дескать, на таких подвижниках и праведниках и Россия держится, и земля стоит... Так и есть - на таких и держится, на том и стоит...

***

Музейный экспонат - кила, предшественница колокола. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - В практике звона я не сильна, - говорит Лариса, - об ученичестве, как это было в русской традиции, говорить не приходится, но вместе мы справились...

Учат в школе звонарей пока только звонам самым основным. Хотя в свое время было их великое множество - праздничные, будничные, поездные, встречные, похоронные, венчальные и т.д. За долгие атеистические годы традиция утратилась, искушенных в искусстве звона прихожан практически не осталось. Приходится начинать заново. Сначала научиться различать два звона, потом - три-четыре.

Без работы выпускники школы, скорее всего, не останутся. В городе церквей со звонницами порядка десяти, хорошие звонари везде нужны. Колокола сегодня отливаются по всей стране, даже в местах очень неожиданных - в Москве на ЗИЛе, в Перми - на судоремонтном. А нужны колокола - нужны и звонари. Оказалось, звонари нужны и там, где колоколов нет. В Мочище и Ельцовке, например, в церквях, переделанных из обычных изб, стоят временные звонницы, где в качестве колоколов используются газовые баллоны и рельсы (на настоящие колокола нет денег). Звонят в эти самопальные колокола в русской православной традиции, за консультациями приходят в школу звонарей. К тому же церкви - не единственное место, где есть вакансии. Владеющие этой редкой профессией будут нелишними, например, в театре. Режиссер Станиславский, как известно, в своих спектаклях часто использовал колокольные звоны. А поскольку главным мерилом искусства он полагал достоверность, то и колокола были самые настоящие, взятые напрокат в соседней лавке. При Большом театре в свое время была целая звонница со звонарем, который даже не знал нотной грамоты. Звонарь передал свой опыт дочери... Теперь там, говорят, все компьютеризировано. Но музыковед-кампанолог Лариса Благовещенская совсем не уверена, что звучать колокола от этого стали лучше...

И вообще, она убеждена, что знание азов колокольной науки необходимо людям многих светских профессий. Будь это так, у создателей фильма «Пармская обитель» на канонической территории Папы Римского никогда бы не зазвучали ростовские звоны. А когда Глинка писал свое бессмертное «Славься...», а это как-никак наш экс-гимн, то, делая пропуск в партитуре для колокольного звона, он и представить себе не мог, что свято место так и останется пусто, - соотечественники попросту утратят многовековой навык и забудут колокольную науку...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: