Новосибирск 1.2 °C

Просто артиллерист

24.11.2001 00:00:00

На этой неделе мы тихо отпраздновали
День ракетных войск и артиллерии

Герои Советского Союза Василий Крикун (слева) и Дмитрий Бакуров

 Разные войны доводилось вести нашему отечеству за последнюю сотню лет. Чаще всего за просто так, от широты русской сиюминутной политической натуры. Бессмысленная бойня в Афганистане: до сих пор никто не знает, зачем мы туда полезли. Ближневосточный Египет, дальневосточная Корея и так далее - если огласить весь список, то окажется, что наш кирзовый сапог не забирался разве что в Антарктиду.

И лишь один военно-исторический момент не вписывается в этот длинный ряд политических амбиций: та самая, единственная Великая и единственная по-настоящему Отечественная, когда мы не несли светлое будущее очередной Эфиопии на нежных кончиках автоматов Калашникова, а действительно спасали собственную страну от чужого нашествия. Это сейчас иногда по-гаденькому спорят, что было бы лучше: победить в той войне и жить, как мы живем сейчас, или стать германской колонией и тем самым надеяться на нынешний германский уровень жизни. Но слава Богу, что старуха История не знает сослагательного наклонения, как не знало его ТО ПОКОЛЕНИЕ - я, сын фронтовика, сознательно выделяю эти два слова.

Немногие из него живы по сей день, и им уже далеко за семьдесят - время и болезни, как фашистское гестапо в тех далеких сороковых, не ведают пощады. Сегодня в Новосибирской области осталось всего восемь Героев Советского Союза и пять полных кавалеров ордена Славы: ничтожно мало, если брать в безликих процентах от населения. Но среди всей нравственной мерзости наших реформ, когда те сытые и чистенькие, ради кого ОНИ ложились под танки и горели в самолетах, внаглую кинули ТО ПОКОЛЕНИЕ и спасенную им державу в колониальную отсталость и нищету, они, живущие рядом с нами победители, - тот островок надежды, что мы все-таки выберемся в достойную жизнь: гитлеровцев одолели, глядишь, и реформаторов переживем.

Затертая ксерокопия Указа от 16 октября теперь далекого 1943 года: «За героический подвиг, проявленный при форсировании реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр присвоить звание Героя Советского Союза...» А за сухой официальной формулировкой - целая жизнь.

Герой Советского Союза, артиллерист, командир батареи Дмитрий Алексеевич Бакуров. Год рождения - 1922. Но не совсем верная дата.

«Школу я заканчивал в большом селе Усть-Пристань Алтайского края. Тут и грянул 1941-й. Таких, как я, в армию не брали: родился я 7 ноября 1923 года. Вот и пришлось исправить на 7 февраля 1922-го - не заметили».

Представим себе на минутку: сегодняшний молодой человек, хоть из алтайской глубинки, хоть из Москвы, всеми правдами и неправдами добавляет себе полтора года, дабы попасть на передовую в Чечню. Что называется, диагноз очевиден - случай для психиатра. Все дело в том, что тот тоталитаризм ставил перед ТЕМ ПОКОЛЕНИЕМ глубоко нравственный выбор - вести объявленную отечественную войну или сдаться захватчику. А эта демократия ставит перед этим поколением выбор изначально безнравственный - вести необъявленную гражданскую войну или «косить» от службы.

«Хотел быть моряком - лет не хватило. Вот и началась война моя 19 июля 1941 года со Второго Томского артиллерийского училища. Были в Томске? Сегодня, если смотреть на Томь от Лагерного сада, слева будет военный городок. Тогда, в 41-м, из него прямо на фронт ушел артиллерийский полк, а мы встали на его место. Шесть месяцев учебы, звание младшего лейтенанта - и на фронт».

Негромкие слова Дмитрия Алексеевича оживляют картину эпохи. О похожем когда-то повествовал и мой батя, шагнувший прямиком из студентов-медиков во фронтовые хирурги. Занятия - 12 часов плюс чистка лошадей. Баня только по ночам - доползти бы от нее до кровати. И одна мысль - воевать!

«Первая «должность» на фронте, - продолжает Бакуров, - командир минометного взвода. Не учились мы на минометах - пришлось на ходу осваивать. Вооружение получали под Москвой - в городе Сталиногорске. А первый бой приняли на Орловщине, город Ливны. Хорошо помню: деревянный городок, почти полностью выгоревший. Отец мой из этих мест, сам воевал тоже в гражданскую. Вот и приходилось писать ему: «Стреляю по твоей деревне».

Свое боевое знамя 8-я стрелковая Ямпольская Краснознаменная ордена Суворова дивизия получала на фронте. Впереди была легендарная Курская дуга. А незадолго до нее, на отбитой у врага станции Касторная, артиллерист Бакуров получил свой первый орден Красного Знамени.

Фронтовики ценили эту награду. Это сегодня, как известно, российским орденом Мужества за просто так награждают екатеринбургских коммерсантов. На ТОМ фронте подобных самозванцев-стервятников, скорее всего, шлепнули бы у ближайшей же стенки - чтобы впредь всем им подобным неповадно было.

«После сыпного тифа - было и такое - догнал я дивизию в Малоархангельске на той же Орловщине. От всей нашей батареи туда сумели дотащить одно орудие и двух коней - остальные лошади подохли, а пушки остались в весенней грязи. Добавили нам конский состав, собрали все орудия по степи и дали приказ - окапываться и стоять насмерть.

Против нас - танки Манштейна, а у нас большинство народа и танка-то не видело, боевой путь небольшой. Ничего: чтобы одолеть страх, организовали тренировки. Танки - наши, окопы - наши, разве что гранаты деревянные да снаряды у танкистов холостые. И наступление тренировали - пехота наступает, а мы над ними прямой наводкой по специальным мишеням стреляем. Так что когда на рассвете 5 июля началось то самое долгожданное наступление, мы были к нему давно готовы».

Можно, конечно, и паспортные «шмоны» в нынешней Москве рассматривать как тренировки к пресловутым проверкам паспортного режима в Чечне - не в этом суть. Важно другое: сегодня мы воюем ПРОТИВ - против боевиков, против террористов, против неуловимого на смехотворной площади в сто километров на двести одноногого Басаева. А ТО ПОКОЛЕНИЕ воевало ЗА - за сожженный дотла маленький городок Ливны, за оскверненные присутствием захватчиков русские, украинские и прочие советские города, за свою, пусть невезучую по исторической судьбе, но святую для ТОГО ПОКОЛЕНИЯ Родину, ибо другой, как ни крути, ни у него, ни у нас нет и не будет. Всего одно слово как нравственный вектор - за или против - но именно в нем, на мой взгляд, все причины и следствия жизни теперешней.

И снова негромко звучит рассказ старого фронтовика:

«Там, на Курской дуге, я впервые в жизни закурил - и семь лет курил, пока здоровье позволяло. От вспышек ночь превращалась в день, друг друга рядом не слыхать было - и все же мы победили! А затем был Днепр - то самое форсирование. Но еще до него, в ходе наступления, мы точно так же форсировали Десну, так что опыт уже был».

Плавал и я через Днепр, километр с хвостиком шириной: летом и в плавках, сплошное спортивное удовольствие. А каково было им, солдатам сорок третьего, в промозглом сентябре при полной выправке, под огнем противника: ты загребаешь, а рядом пушка твоя на плоту самодельном плывет: И надо не просто не утонуть, а зубами вцепиться в проклятый и родной левый берег. Под пулями, но вернуться на свою землю - на ту самую, которую тридцать восемь лет спустя по пьянке распишут на троих под «пулькой» политического преферанса.

И ТО ПОКОЛЕНИЕ вернулось - на разоренную Украину, на сожженную Беларусь. Только в 13-й армии, где воевал Дмитрий Алексеевич, двести один человек был удостоен Золотой Звезды за Днепр - а уж этой наградой в те годы точно не разбрасывались. Впереди предстояло еще без малого два года боев: последнее сражение для артиллериста Бакурова прогремело под Прагой. А затем было участие в Параде Победы - том самом, на котором падали на Красную площадь покорные воле победителей фашистские знамена, а у закаленных всеми фронтами ветеранов слезы наворачивались на глаза. Как бы мы сейчас ни вспоминали то время, но это свято - этого у истории не отнимешь.

«И еще дважды мне довелось участвовать в парадах Победы - в девяностом году на сорокапятилетие и в двухтысячном. Работаю и сегодня - заместитель председателя областного комитета ветеранов. Вместе с областной администрацией помогаем ветеранам- инвалидам: выделили для них за последние два года 400 автомобилей. Работают два наших госпиталя на улицах Советской и Писарева: душевные, прекрасные там врачи, хочется поблагодарить их через газету. В школах часто бываем, ведем военно-патриотическое воспитание школьников.

Спасибо Виктору Александровичу Толоконскому за помощь и участие в наших проблемах: с прежним губернатором господином Мухой контактов, по сути дела, не было. За все свое правление Муха ни разу не удосужился принять нашего председателя совета ветеранов - были, видать, у него дела поважнее».

Что ж, ТО ПОКОЛЕНИЕ, поколение победителей, заслужило право воспитывать - и школьников, и нас, кто постарше. Только вот что-то часто не в коней идет корм. Афган - шесть лет крови и бесславное бегство под видом организованного вывода войск. Чечня - семь лет «зачисток» и минимум столько же в безнадежной перспективе. И на этом фоне они, фронтовики Отечественной, шесть десятков лет назад всего за четыре года сокрушившие в пыль лучшую военную машину мира раз и навсегда.

У них Нюрнберг: смертный приговор нацизму как преступлению против человечества. У нас Махачкала - максимум куда более мягкий приговор нескольким бандитам среднего пошиба. Каждому - свое.

Хоть и не хочется уходить, но пора прощаться. Мысленно желаю Дмитрию Алексеевичу - и не только ему, а и всему ТОМУ ПОКОЛЕНИЮ - успешной обороны перед наступающими, как танки Манштейна под Курском, годами и болезнями. Он и его соратники отстояли Россию и весь мир - теперь дай им Бог отстаивать себя и свое здоровье как можно дольше.

Ибо реформаторов у нас хватает - как медведей в сибирской тайге. Экономической дурости - могучий поток, политических амбиций - океан. Не хватает лишь самой малости - победителей: не по нынешним Сенькам, увы, российская шапка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: