Новосибирск -2.6 °C

Ракета-убийца взлетела с мыса Опук

28.11.2001 00:00:00

На прошлой неделе была отмечена скорбная дата -
сорок дней гибели самолета авиакомпании «Сибирь» над Черным морем

Вернемся в октябрь

Тот самый Ту-154

 Сразу после гибели самолета украинские военные упорно твердили, что никаких пусков зенитных ракет 4 октября не было. Однако уже через четыре дня информационные агентства, основываясь на данных украинской стороны, сообщали, что ракеты комплекса С-200 и С-300 в тот черный день все же были задействованы, но Украина не признает своей вины в гибели самолета. В качестве доказательства главнокомандующий войсками ПВО Украины Владимир Ткачев предоставил хронику учений ПВО. В частности, он показал журналистам карты учений украинских ПВО с изображением траекторий полета ракет. Согласно этим документам, всего 4 октября было выпущено 23 «технически исправных ракеты»: 21 из них достигла цели, «одна самоликвидировалась», еще одна «приземлилась на парашюте».

Теперь-то мы знаем, как «самоликвидировалась» ракета украинских ПВО.

На все той же пресс-конференции Ткачев подтвердил, что теоретически при оптимальных условиях задействованные в учениях ракеты могут пролететь от 240 км до 255 км (именно такое расстояние отделяло место пуска от самолета). Однако, по словам главкома, «такого в минувший четверг не наблюдалось». Показателен тот факт, что еще через три дня, когда еще выводы комиссии по расследованию причин катастрофы не были оглашены, Ткачев подал в отставку, но президент Украины ее не принял. 8 октября «теоретическую возможность» поражения лайнера украинской ракетой признал и президент Украины Леонид Кучма, но тут же поперхнулся, заявив, что «технически» это невозможно.

2 ноября украинские военные провели следственный эксперимент по факту гибели российского самолета авиакомпании «Сибирь» над Черным морем. Он не оставил никаких сомнений и доказал, что Ту-154 был сбит ракетой С-200 во время учебных стрельб ПВО Украины, проводившихся на мысе Опук в Крыму. Об этом сообщил журналистам секретарь Совета национальной безопасности Украины Евгений Марчук. Он подчеркнул, что «других версий нет».

Обстоятельства гибели 66 пассажиров и 12 членов экипажа были смоделированы совместно российскими и украинскими специалистами, посредством применения зенитно-ракетных комплексов С-200, электронно-компьютерной техники и мишени, в качестве которой использовался беспилотный самолет МИГ-29, изображавший Ту-154. Комплексные запуски двух учебных ракет прошли «успешно», с точным поражением воздушных целей. При этом на экранах электронного управления стрельбами эксперты обнаружили помехи, которые, по версии Евгения Марчука, обусловлены «влиянием отражений от водной поверхности». Он не исключил, что именно этот фактор мог стать причиной, по которой головка самонаведения ракеты переориентировалась с учебной цели на гражданский лайнер.

Свои выводы российская комиссия в составе более 20 специалистов передала украинской стороне, призванной завершить расследование обстоятельств трагедии и компенсировать причиненный ущерб.

Черные дни на берегу Черного моря

 На следующий день после гибели самолета сотрудник пресс-службы авиакомпании «Сибирь» Игорь Волков вылетел в Сочи с группой родственников погибших. В этом городе разместился штаб комиссии по расследованию происшествия. Игорь Волков вспоминает о тех первых, наиболее напряженных днях в Сочи.

- Хочу сразу заметить: появляющаяся сейчас информация в некоторых СМИ о якобы нерасторопности и ненадлежащей оперативности представителей авиакомпании и других российских служб абсолютно не соответствует действительности. Мы все, в том числе генеральный директор «Сибири» Вячеслав Филев и вице-губернатор Виктор Косоуров, с первых минут пребывания в Сочи окунулись в огромный круг проблем. И, как показали последующие события, решали их правильно. Достаточно сказать, что через пять дней, когда мы вместе с родными погибших улетали из Сочи, в наш адрес не было высказано ни одной серьезной претензии или замечания. Люди только благодарили нас.

Надо подчеркнуть, что большую поддержку мы чувствовали со стороны мэрии города Сочи, ответственных работников и простых граждан. Без волокиты и суеты все были сразу устроены в гостиницу «Москва». Родственники членов экипажа были размещены в Адлере в гостиничных домиках авиаторов. В гостинице постоянно находились бригада скорой помощи, психологи. Быстро решился вопрос о двух рейсах теплохода на место гибели лайнера.

- В СМИ и, в частности, в новосибирском приложении к газете «Комсомольская правда» говорилось о большой активности и поддержке израильских служб. Так ли было на самом деле?

- Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Никакой, сколько-нибудь значимой помощи от израильской стороны не было. Да, активность представителей многочисленных общественных, религиозных организаций бросалась в глаза. Но она носила скорее рекламный характер - чувствовалась какая-то их суетливость, настороженность, подозрительность. На второй день после трагедии в Сочи приземлился их военно-транспортный «Геркулес», набитый аппаратурой, спасательной техникой. Ее сопровождали порядка 15 человек. Однако их услугами не воспользовались и всю техническую часть по расследованию проводили российско-украинские специалисты.

Правительство Израиля сделало широкий жест - предоставило возможность родственникам всех погибших независимо от национальности стать гражданами этой страны. Но, насколько мне известно, на сегодня никто из родственников погибших не пожелал сменить гражданство или переехать в Израиль.

- Как решались финансовые проблемы, которые свалились в те дни на всех причастных к трагедии?

- Все расходы, включая междугородные телефонные переговоры, услуги гостиницы, морга и прочие, несла авиакомпания. Все счета выставлялись на «Сибирь». Мы вправе были надеяться на помощь федеральных властей, но понимали, что она может быть осуществлена не так оперативно, как сработали наши службы. В те дни был задействован практически весь аппарат и администрация компании.

- Какие убытки понесла компания и кто будет их возмещать?

- Непосредственные потери авиакомпании составили около 10 миллионов долларов. Все иски будут направлены виновной стороне...

- То есть украинским властям?

- Да. Но официального заключения комиссии о гибели самолета до сих пор нет. Были оглашены лишь технические выводы. Поэтому нужно определиться с конкретным виновником гибели самолета. Скорее всего это будет министерство обороны Украины. Вот в их адрес и будут направлены все документы и иски. Соответствующие иски могут быть поданы в суды на территории России, Украины или третьих стран.

Никто не забыт...

 Для комментария по поводу компенсаций мы обратились к директору страховой фирмы, которая уполномочена вести дела «Сибири», Ольге Тиссен.

- Нашей задачей является определение конкретного размера индивидуальных страховых сумм, которые будут выплачены родственникам пассажиров. С израильскими родственниками работает юридическая фирма Herman Makov & Co, также уполномоченная «АФЕСом» и «Сибирью». На 13 ноября сотрудниками страховой фирмы отправлены в Англию для подписания документы на 20 погибших граждан России. Еще готовятся 5 пакетов документов.

- Почему в Англию?

- Головной офис новосибирской фирмы «Тиссен и партнеры» находится в Англии. Там компания называется «Бьюмонт энд сан». Таков порядок: крупные выплаты по чрезвычайным ситуациям должны производиться через первых лиц. Как только документы будут подписаны, на счета родственников погибших будет перечислено по 60 тысяч рублей. Эти деньги войдут в счет будущих страховых выплат. Они могут быть самыми разными - от нескольких сот тысяч рублей до миллионов.

- А можно ли говорить о той компенсационной сумме в 20 тысяч долларов, которая по Варшавской конвенции должна быть выплачена за каждого из погибших в авиакатастрофе?

- Это сложный вопрос. 20 тысяч долларов - максимальная сумма выплат. При назначении компенсаций страховщиками используется сложная система и шкала расчетов. Здесь имеет значение и количество оставшихся детей-сирот, и был ли погибший единственным кормильцем, и степень родства, и многое другое. Например, как определить, сколько может получить отец, который никогда не общался со своей погибшей дочерью? Он сейчас заявляет свои права на компенсацию.

- В ваш адрес не было заявлений и исков в суд по поводу компенсации за нанесение морального ущерба?

- Нет. Хотя, случается: некоторые члены семей реагируют слишком эмоционально на наши действия. Но мы понимаем людей и стараемся работать дифференцированно, терпеливо разъяснять тонкости нашей работы. Первые выплаты начнут производиться в ближайшее время, а основные - в течение следующего года.

Дай Бог, чтобы профессионализм, человечность и чуткость помогли смягчить горечь утрат близких и родных.

P.S. 13 ноября мэр Новосибирска Владимир Городецкий встретился с родственниками погибших в авиакатастрофе. Крушение самолета авиакомпании «Сибирь» принесло горе в семьи 26 новосибирцев. Одним из главных стал родившийся на встрече вопрос о памятнике жертвам катастрофы. Первоначально была идея, помимо мест захоронения, установить мемориал-стелу, на которой будут высечены имена погибших. Будут ли на ней высечены имена всех погибших в катастрофе или только новосибирцев - решается.

Им не оставили ни шанса...

 Как говорят специалисты и опытные пилоты, при таком характере разрушений лайнера, причиной которых стала ракета-убийца, шансов выжить ни у экипажа, ни у пассажиров не было. Все было кончено в доли секунд. Даже если второй пилот и оставался в живых несколько мгновений (по одной из версий событий) и пытался управлять самолетом, то это говорит лишь о его шоковом состоянии.

Все члены экипажа были застрахованы. Их родственники получат соответствующие страховые выплаты. Однако деньги для родственников, друзей и близких - ничто по сравнению с обрушившимся горем. Помянем их, настоящих профессионалов, членов одного из лучших экипажей авиакомпании «Сибирь»:

Евгений Гаров - командир, 1959 г. р.
Борис Левчугов - второй пилот, 1964 г. р.
Константин Ревтов - штурман, 1959 г. р.
Валерий Лаптев - бортинженер, 1964 г. р.
Владимир Хомяков - бортпроводник-инструктор, 1950 г. р.
Виктор Алексеев - проверяющий, 1949 г. р.
Наталья Костенко - бортпроводник, 1956 г. р.
Александр Савич - бортпроводник, 1966 г. р.
Елена Гусарова - бортпроводник, 1969 г. р.
Игорь Воронков - бортпроводник, 1959 г. р.
Сергей Лебединский - член техэкипажа, 1964 г. р.
Константин Щербаков - член техэкипажа, 1964 г. р.

 Вечная им память!

Примечание

 Сумма иска к виновной стороне будет покрывать все убытки и затраты, понесенные авиакомпанией «Сибирь» в связи с катастрофой самолета Ту-154, выполнявшего рейс С7-1812 по маршруту Тель-Авив-Новосибирск:

- стоимость воздушного судна (рыночная стоимость воздушного судна данного типа 5-7 миллионов долларов);

- все выплаты родственникам погибших (экипаж ВС и пассажиры);

- выплаты организациям, которые приняли участие в поисково-спасательных работах и при размещении родственников погибших в городе Сочи с 5 по 10 октября;

- компенсация упущенной выгоды авиакомпании.

Близкими погибших также могут быть предъявлены иски по компенсации нанесенного им морального вреда. В настоящее время в стадии изучения находится вопрос по оказанию родственникам погибших необходимой юридической помощи.

Срок официального заключения Государственной комиссии, расследующей причины катастрофы, официальное признание виновной стороны, продолжительность процедуры подачи исков и слушаний по ним сегодня определить не представляется возможным. По оценке специалистов, разбирательства по данному факту могут быть продолжительными.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: