Новосибирск 10.3 °C

Наша песня еще не спета!

30.11.2001 00:00:00

Перемены на российском рынке бытовой аудиотехники

 Распробовав вкус зарубежной колбасы, окорочков и сникерсов, наш народ единогласно решил: отечественное лучше! И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения качество родного шоколада, молока и кур. Даже отечественная одежда, мебель, стиральные машины и холодильники постепенно отвоевывают свою нишу на рынке, реально конкурируя с импортом. На этом фоне недосягаемыми небоскребами для нас продолжают выситься зарубежная автотехника и бытовая электроника. Однако и здесь есть продвижение вперед. Правда, директора автозаводов пока предпочитают больше обещать, что наши «Лады» и «Москвичи» когда-нибудь кого-нибудь все же догонят. Зато на рынке бытовой аудиовидеотехники происходят перемены.

В Европе пользуется спросом автомагнитола «Урал». Возникшие из небытия «Рубины», «Сигналы» и «Соколы» (в современном написании: «Rubin», «Signal», «Sokol»), оказывается, «тоже телевизоры», хотя и собраны из импортных комплектующих. Но не в этом дело - ведь самая быстрая в Европе из действующих вычислительных машин также изготовлена в России на базе американских процессоров. Важно другое - лед тронулся, и даже в таких высокотехнологичных отраслях мы тоже не столь безнадежны, как казалось еще лет десять тому назад!

Приятно, что в стороне не остались и новосибирские предприятия. Правда, разграбленную «Вегу», скорее всего реанимировать уже не удастся - даже само имя советского (но не зарегистрированного должным образом) брэнда присвоили японцы, назвав так одну из серий телевизоров. Зато в числе лауреатов конкурса «100 лучших товаров России» появился новый участник - фирма «Ноэма», производящая динамические головки, акустические системы и усилители. О том, сможет ли наша российская радиотехника потеснить «Сони», «Самсунги», «Филипсы», корреспондент «ВН» беседует с заместителем директора по качеству ЗАО «Ноэма» Татьяной Можаевой.

- Как вы считаете, Татьяна Петровна, предпочтет ли когда-нибудь российский покупатель отечественную аудиотехнику импортной? Хотя бы в той части, к которой вы имеете отношение - акустические системы и динамики?

- На этот вопрос сложно ответить, потому что восприятие звука - вещь индивидуальная, и здесь очень много различных факторов. Но я думаю, что в ценовой нише «среднего», если так можно выразиться, уровня наши устройства вполне сопоставимы с зарубежными аналогами.

- А как вы оцениваете качество тех устройств, которые продаются сегодня на нашем рынке?

- Если брать реальных конкурентов, то есть не ту аппаратуру, где одни колонки стоят тысячу долларов, обычную, то мы лучше. Но в чем мы проигрываем, так это в дизайне. «Их» и блестит, и выглядит привлекающе. У нашей техники пока этого нет. Зато у нас есть другое - надежность. У меня дома стоит приемник «Маяк», который сделали еще в СССР. Ему уже скоро двадцать лет и ни разу за эти годы с ним не было никаких проблем. Такую технику и мы стараемся сейчас выпускать.

Сразу хочу сказать: не все то, что блестит - стоящая вещь. Надо обязательно смотреть, где и кем аппаратура сделана. К нам иногда приносят на тестирование импортные динамические головки, в аннотациях на которые написано очень много про их качество, диапазон, возможности. Да и сама выглядит просто как целый комбайн - столько всяких «наворотов». А как только начинаем проверять, так смотришь, все эти «крутые» дополнения - сплошная бутафория! Кроме того, есть уловки, на которые просто «ловят» неискушенных покупателей. Например, указана мощность акустической системы - 50 ватт. Мы проверяем, и выясняется, что это мощность пиковой, максимальной, нагрузки. На самом деле эта аппаратура реально рассчитана где-то ватт на 30, да и те еле вытягивает.

- Устанавливает ли наш ГОСТ какие-то особые требования к аппаратуре, которых, например, нет в других странах?

- В общем-то, особых требований нет. Это просто мы иногда уже, исходя из своего опыта, вносим некоторые добавления. Вот, например, изготавливаем акустические комплексы для дискотек. Наш, российский гражданин, на дискотеке может быть непредсказуем, особенно если примет на грудь чуть больше, чем надо... Поэтому, естественно, они должны быть крепче, чем вся остальная аппаратура. Кстати, однажды как-то заказчик обратился с просьбой - сделать колонки так, чтобы динамик нельзя было иголками потыкать. Это тоже такое развлечение у молодежи. Так что, соблюдая требования, вносим свои добавления, не нарушающие общие принципы.

- С какими проблемами приходится сталкиваться тем, кто серьезно начинает заниматься вопросами качества?

- Самая большая - у нас очень мало специалистов, которые серьезно разбирались бы в вопросах качества на производстве. Практически нет учебников по созданию системы качества. Написанные иностранными авторами, по зарубежному опыту, они очень мало подходят к нашим реалиям. Для нас вхождение в рынок было слишком стремительным - представьте, если вас из второго класса переведут сразу в девятый! Но приходится подтягиваться, разрабатывать собственные методики, изучать опыт и внедрять его на предприятии. Сейчас мы внедряем ГОСТ РИСО 9006- 96, российский стандарт качества. И я думаю, что все, кто задумывается о дальнейшей перспективе, также переходит на него. Хотя очень много непонятного. Вот, например, мы выпускаем продукцию, у нас есть на это лицензия. А чтобы ремонтировать ее же - надо покупать новую, на ремонт! Мне кажется, это неправильно - как же тогда развивать сервисное обслуживание? Здесь еще надо разбираться.

- Когда к вам пришло понимание того, что ваша продукция может конкурировать?

- Когда ее на нашем предприятии начали воровать коробками. Вначале мы даже растерялись - бывали какие-то хищения, что-то лежало на участках, вроде как никому и ненужное... Мы приняли срочные меры, и в то же время поняли - продукция-то пользуется спросом! Ведь коробками берут не для себя, где-то ее надо реализовать!

- Сможет ли когда-нибудь российская продукция радиотехнической отрасли на равных конкурировать с импортом?

- Я думаю, что это произойдет тогда, когда мы сами начнем гордиться тем, что выпускаем. И писать название не английскими, а русскими буквами - чтобы все знали, в какой стране и кем это выпущено.

Сегодня музыка не является самым востребованным товаром. Огромное число россиян гораздо больше волнуют другие вопросы - как заплатить за квартиру, чем накормить семью... Но, к счастью, наша жизнь все-таки не опустилась до уровня «колбасы в холодильнике». И может быть, то, что создается сейчас, будет востребовано завтра. И, несомненно, будет востребовано - если будет лучше всего того, что нам предлагают, а еще часто - попросту навязывают. Главное - не стоять на месте, а искать выход. Опыт показывает: дорогу осилит идущий...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: