Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Без партнерства уже не обойтись

30.11.2001
Как свести воедино сотни предприятий Сибири да и всей России, которые привыкли в свое время работать в плановой экономике, а окунувшись с головой в рынок, на несколько лет эти связи утратили? И началось... Вот проблемам восстановления этих связей в новых условиях и был подчинен замысел «круглого стола», который состоялся недавно в Новосибирске, в управлении Западно-Сибирской железной дороги.
На заседании «круглого стола» было отмечено: партнерство железнодорожников и промышленных предприятий уже сейчас приносит реальные плоды. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сейчас даже трудно представить себе, хотя это у всех в памяти, когда совсем недавно, минувшей зимой, в стране с поистине неисчислимыми запасами топлива, в частности, угля, замерзали целые города. Причин тому целый комплекс. Но одна у всех на виду: несогласование действий между отраслями хозяйства. Главные из которых - угледобывающая промышленность, железная дорога и энергетика.

Как свести воедино сотни предприятий Сибири да и всей России, которые привыкли в свое время работать в плановой экономике, а окунувшись с головой в рынок, на несколько лет эти связи утратили? И началось... Вот проблемам восстановления этих связей в новых условиях и был подчинен замысел «круглого стола», который состоялся недавно в Новосибирске, в управлении Западно-Сибирской железной дороги.

Разговор начал начальник дороги Владимир Старостенко. Он напомнил присутствующим (а на «круглый стол» собрались представители крупнейших предприятий Кузбасса и других регионов, представители банковского капитала и, разумеется, журналисты), что железные дороги страны - это и нерв, и становой хребет российской экономики. По ним перевозится 85 процентов грузов. При этом по Западно-Сибирской железной дороге - пятая часть от общего количества. И в 1997 году, когда спад в промышленном производстве стал уже критическим и больше не терпимым, в МПС было принято несколько ключевых решений о помощи начинающей пробуждаться экономике.

Начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Старостенко
 Дорога стала усиленно развиваться. Начали активно внедряться новые технологии, в том числе информационные. Естественно, по мере возможности обновлялся локомотивный и вагонный парк. И в настоящее время дорога в принципе готова к тому, чтобы стать крупнейшей региональной дорогой с единой системой управления, даже с присоединением части хозяйств соседних дорог. Огромная доля грузоперевозок приходится, разумеется, на Кузбасс. И здесь в свое время очень взвешенную политику повели министр МПС Николай Аксененко, начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Старостенко и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Было заключено трехстороннее соглашение между МПС, ЗСЖД и администрацией области.

Немалая работа была проделана в направлении освобождения от затратных технологий, удешевления эксплуатации и локомотивного, и вагонного парка, и всей в целом системы обслуживания дороги.

Не могло не вызвать интереса выступление заместителя начальника ДЦФТО ЗСЖД Игоря Сарычева.

Трудно было решиться на снижение тарифов. Но цена угля, к примеру, в восточных портах страны стала почти одинаковой с ценой тарифа до этих портов. А стоимость перевозки внутри России включала до 60 процентов от стоимости самого топлива. Нужно было принимать решение. И после трудного обсуждения, дискуссий оно было принято: тарифы снизили. Грузы пошли. Партнерство налаживалось. В результате дорога не только не снизила доходы, но и увеличила их за счет возросшего объема перевозок. И если общие объемы прежних перевозок еще только достигаются, то экспортные возросли до 35 миллионов в год, чего раньше никогда не было.

Предложенные тарифы были едиными для всех потребителей. Их уровень позволял реализовать уголь и металл, удобрения на восток страны, и на запад, так же, как и по всей Сибири. Все в равных партнерских условиях. Это главное. И без партнерства сейчас уже не обойтись, как без новой современной формы экономических отношений.

Мы уже не просто дорога, а вы не просто промышленные предприятия, говорил Игорь Сарычев. Мы - партнеры. Вы вправе требовать от нас своевременной поставки вагонов, мы вправе знать, куда, что вы везете и по какой цене собираетесь реализовывать продукцию. И так складываются отношения не только с угольщиками и металлургами Кузбасса, так развиваются связи и с нефтеперерабатывающей промышленностью, с производителями кокса на Алтае и так далее.

Руководству дороги через администрации регионов удается решать вопросы и по тарифам с энергетиками. Правда, не всегда. Приходится выяснять иногда отношения и с помощью судебных инстанций. Но это для нас совсем не лучший вариант, заметил Владимир Старостенко.

Генеральный директор «Кузбассразрезугля» Анатолий Приставка
 Один из крупнейших потребителей вагонного парка - «Кузбассразрезуголь». Сегодня, как заметил на «круглом столе» генеральный директор предприятия Анатолий Приставка в отдельные дни по Кузбассу отгружается шесть тысяч четыреста вагонов угля. Да, заметил он, мы были в натянутых отношениях с железнодорожниками. Сейчас проблемы снимаем в ходе встреч с руководителями дороги.

Неплохо было бы, сказал он, нам совместными усилиями избавляться от промежуточных инстанций, перекупщиков нашей продукции, и выходить на прямые партнерские отношения и здесь. А то слишком уж много их расплодилось.

«А что такое «Кузбассразрезуголь» сегодня? - не без гордости заметил Анатолий Приставка. - Это 50 тысяч рабочих рук, это миллионы тонн угля для всей страны, это теплые дома, обеспеченность работой по всем городам и весям. Выиграли от надежного партнерства с железнодорожниками не только мы, выиграла вся Россия, - сказал в заключение генеральный директор «Кузбассразрезугля».

Может, несколько патетично звучит, но правда в этих словах, безусловно, есть.

На «круглом столе» прозвучала и такая мысль: партнерство уже сейчас приносит реальные плоды. Так угольщики со своей стороны тоже думают, куда им прокладывать новые пути в перспективе. В частности, на станции Мереть к новому предприятию дорожники проложили 15 километров дополнительных путей, что дало увеличение добычи угля еще в несколько миллионов тонн. Выгодно и угольщикам, и железнодорожникам.

Не только Анатолий Приставка, но и другие представители промышленности попросили все-таки дорожников пересмотреть сумму предоплаты за вагоны. Сейчас она равна 42 процентам. Дорожники мягко возражали: нам ведь тоже надо развиваться. От государства мы не получаем ни копейки. Так что палка о двух концах. Железная дорога должна работать: тогда будет развиваться и промышленность. Все в стране по-прежнему взаимосвязано, хотя наступили иные времена.

Представитель Кузнецкого металлургического комбината Иван Лукьянов прямо сказал, что у них нет нерешенных вопросов с ЗСЖД. 12 тысяч тонн рельсов закупает у КМК дорога для текущих нужд. КМК поставляет продукцию и на Новосибирский стрелочный завод. Объемы сотрудничества возросли многократно. И расчет комбинат производит с дорогой по итогам месяца день в день, никаких взаимных долгов.

Предприятие производит две трети рельсов в общем объеме России. До недавнего времени особопрочные рельсы закупали в Японии. Сейчас комбинат освоил новую конкурентоспособную продукцию. И из общего объема производства в 60 тысяч тонн две трети составляют термоупроченные рельсы. То есть есть смысл в сотрудничестве.

Практически все выступающие на «круглом столе» отмечали необходимость партнерства. И было сказано немало и добрых слов, были высказаны пожелания его углубления.

А вот генеральный директор «Сибакадембанка» Игорь Ким заметил коллегам, что «дешевых» партнеров сейчас в экономике просто не бывает. И когда банк начал развивать отношения с ЗСЖД в сфере финансов, то изначально поставил своей целью вести себя с транспортным гигантом как можно корректнее. Руководству дороги, сказал он, удалось сделать главное - ликвидировать суррогаты денег и перейти на нормальные формы оплаты отношений. С тех пор банк все делает для того, чтобы никаких задержек с оплатой труда на дороге не было. Дорога и банк наконец сумели, смогли привлечь для работы квалифицированных специалистов. А банк обслуживает не только самую дорогу, это и сотни станций и полустанков, где живут люди, и вопросы оплаты труда были сняты и там.

Хорошо работать с надежными партнерами, отметил в заключение Игорь Ким.

Председатель объединенного комитета профсоюза дороги Николай Никифоров подчеркнул, что жизнь не стоит на месте, дорога развивается, приходится обновлять и кадры. И здесь нужно отдать должное руководству, что из 13 процентов сокращенных с 1997 года ни один человек не был оставлен без внимания, все в той или иной степени социально защищены, а работоспособные люди получали другую работу. В текущем году будет сокращено еще 10 тысяч человек. Но на ЗСЖД существует программа занятости, и сейчас дорпрофсож вместе с руководством дороги работает над созданием новых рабочих мест.

И еще одно немаловажное обстоятельство: дорога сохранила даже в трудные годы свою социальную сферу. И медицину, и детские и учебные заведения. Знали, надеялись, что трудные времена не навсегда. Что в целом и подтвердила жизнь.

Заключая разговор за «круглым столом», Владимир Старостенко ответил на вопросы его участников, сказал, что направление сотрудничества выбрано правильное. Так надо бы и действовать с партнерами дальше.

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
Крупнейший киберспортивный турнир SFG Champions League в четвертый раз определил сильнейших игроков Сибири. Киберспорт набирает обороты – в этом году призовой фонд турнира составил 100 тысяч рублей. По сколько часов в день проводят ребята за мониторами и как перевести на русский язык игровой сленг, куда потратят выигрыш и сколько лет самому молодому геймеру Новосибирска? Подробнее в материале VN.ru.
12.12.2017 Видео
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.