На заседании «круглого стола» было отмечено: партнерство железнодорожников и промышленных предприятий уже сейчас приносит реальные плоды. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Сейчас даже трудно представить себе, хотя это у всех в памяти, когда совсем недавно, минувшей зимой, в стране с поистине неисчислимыми запасами топлива, в частности, угля, замерзали целые города. Причин тому целый комплекс. Но одна у всех на виду: несогласование действий между отраслями хозяйства. Главные из которых - угледобывающая промышленность, железная дорога и энергетика.
Как свести воедино сотни предприятий Сибири да и всей России, которые привыкли в свое время работать в плановой экономике, а окунувшись с головой в рынок, на несколько лет эти связи утратили? И началось... Вот проблемам восстановления этих связей в новых условиях и был подчинен замысел «круглого стола», который состоялся недавно в Новосибирске, в управлении Западно-Сибирской железной дороги.
Разговор начал начальник дороги Владимир Старостенко. Он напомнил присутствующим (а на «круглый стол» собрались представители крупнейших предприятий Кузбасса и других регионов, представители банковского капитала и, разумеется, журналисты), что железные дороги страны - это и нерв, и становой хребет российской экономики. По ним перевозится 85 процентов грузов. При этом по Западно-Сибирской железной дороге - пятая часть от общего количества. И в 1997 году, когда спад в промышленном производстве стал уже критическим и больше не терпимым, в МПС было принято несколько ключевых решений о помощи начинающей пробуждаться экономике.
Начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Старостенко |
Немалая работа была проделана в направлении освобождения от затратных технологий, удешевления эксплуатации и локомотивного, и вагонного парка, и всей в целом системы обслуживания дороги.
Не могло не вызвать интереса выступление заместителя начальника ДЦФТО ЗСЖД Игоря Сарычева.
Трудно было решиться на снижение тарифов. Но цена угля, к примеру, в восточных портах страны стала почти одинаковой с ценой тарифа до этих портов. А стоимость перевозки внутри России включала до 60 процентов от стоимости самого топлива. Нужно было принимать решение. И после трудного обсуждения, дискуссий оно было принято: тарифы снизили. Грузы пошли. Партнерство налаживалось. В результате дорога не только не снизила доходы, но и увеличила их за счет возросшего объема перевозок. И если общие объемы прежних перевозок еще только достигаются, то экспортные возросли до 35 миллионов в год, чего раньше никогда не было.
Предложенные тарифы были едиными для всех потребителей. Их уровень позволял реализовать уголь и металл, удобрения на восток страны, и на запад, так же, как и по всей Сибири. Все в равных партнерских условиях. Это главное. И без партнерства сейчас уже не обойтись, как без новой современной формы экономических отношений.
Мы уже не просто дорога, а вы не просто промышленные предприятия, говорил Игорь Сарычев. Мы - партнеры. Вы вправе требовать от нас своевременной поставки вагонов, мы вправе знать, куда, что вы везете и по какой цене собираетесь реализовывать продукцию. И так складываются отношения не только с угольщиками и металлургами Кузбасса, так развиваются связи и с нефтеперерабатывающей промышленностью, с производителями кокса на Алтае и так далее.
Руководству дороги через администрации регионов удается решать вопросы и по тарифам с энергетиками. Правда, не всегда. Приходится выяснять иногда отношения и с помощью судебных инстанций. Но это для нас совсем не лучший вариант, заметил Владимир Старостенко.
Генеральный директор «Кузбассразрезугля» Анатолий Приставка |
Неплохо было бы, сказал он, нам совместными усилиями избавляться от промежуточных инстанций, перекупщиков нашей продукции, и выходить на прямые партнерские отношения и здесь. А то слишком уж много их расплодилось.
«А что такое «Кузбассразрезуголь» сегодня? - не без гордости заметил Анатолий Приставка. - Это 50 тысяч рабочих рук, это миллионы тонн угля для всей страны, это теплые дома, обеспеченность работой по всем городам и весям. Выиграли от надежного партнерства с железнодорожниками не только мы, выиграла вся Россия, - сказал в заключение генеральный директор «Кузбассразрезугля».
Может, несколько патетично звучит, но правда в этих словах, безусловно, есть.
На «круглом столе» прозвучала и такая мысль: партнерство уже сейчас приносит реальные плоды. Так угольщики со своей стороны тоже думают, куда им прокладывать новые пути в перспективе. В частности, на станции Мереть к новому предприятию дорожники проложили 15 километров дополнительных путей, что дало увеличение добычи угля еще в несколько миллионов тонн. Выгодно и угольщикам, и железнодорожникам.
Не только Анатолий Приставка, но и другие представители промышленности попросили все-таки дорожников пересмотреть сумму предоплаты за вагоны. Сейчас она равна 42 процентам. Дорожники мягко возражали: нам ведь тоже надо развиваться. От государства мы не получаем ни копейки. Так что палка о двух концах. Железная дорога должна работать: тогда будет развиваться и промышленность. Все в стране по-прежнему взаимосвязано, хотя наступили иные времена.
Представитель Кузнецкого металлургического комбината Иван Лукьянов прямо сказал, что у них нет нерешенных вопросов с ЗСЖД. 12 тысяч тонн рельсов закупает у КМК дорога для текущих нужд. КМК поставляет продукцию и на Новосибирский стрелочный завод. Объемы сотрудничества возросли многократно. И расчет комбинат производит с дорогой по итогам месяца день в день, никаких взаимных долгов.
Предприятие производит две трети рельсов в общем объеме России. До недавнего времени особопрочные рельсы закупали в Японии. Сейчас комбинат освоил новую конкурентоспособную продукцию. И из общего объема производства в 60 тысяч тонн две трети составляют термоупроченные рельсы. То есть есть смысл в сотрудничестве.
Практически все выступающие на «круглом столе» отмечали необходимость партнерства. И было сказано немало и добрых слов, были высказаны пожелания его углубления.
А вот генеральный директор «Сибакадембанка» Игорь Ким заметил коллегам, что «дешевых» партнеров сейчас в экономике просто не бывает. И когда банк начал развивать отношения с ЗСЖД в сфере финансов, то изначально поставил своей целью вести себя с транспортным гигантом как можно корректнее. Руководству дороги, сказал он, удалось сделать главное - ликвидировать суррогаты денег и перейти на нормальные формы оплаты отношений. С тех пор банк все делает для того, чтобы никаких задержек с оплатой труда на дороге не было. Дорога и банк наконец сумели, смогли привлечь для работы квалифицированных специалистов. А банк обслуживает не только самую дорогу, это и сотни станций и полустанков, где живут люди, и вопросы оплаты труда были сняты и там.
Хорошо работать с надежными партнерами, отметил в заключение Игорь Ким.
Председатель объединенного комитета профсоюза дороги Николай Никифоров подчеркнул, что жизнь не стоит на месте, дорога развивается, приходится обновлять и кадры. И здесь нужно отдать должное руководству, что из 13 процентов сокращенных с 1997 года ни один человек не был оставлен без внимания, все в той или иной степени социально защищены, а работоспособные люди получали другую работу. В текущем году будет сокращено еще 10 тысяч человек. Но на ЗСЖД существует программа занятости, и сейчас дорпрофсож вместе с руководством дороги работает над созданием новых рабочих мест.
И еще одно немаловажное обстоятельство: дорога сохранила даже в трудные годы свою социальную сферу. И медицину, и детские и учебные заведения. Знали, надеялись, что трудные времена не навсегда. Что в целом и подтвердила жизнь.
Заключая разговор за «круглым столом», Владимир Старостенко ответил на вопросы его участников, сказал, что направление сотрудничества выбрано правильное. Так надо бы и действовать с партнерами дальше.