Новосибирск -0.6 °C

Директор школы ищет крышу

01.12.2001 00:00:00

С 1 января 2002 года новосибирская образовательная сеть может стать на одну школу короче. Вполне благополучную школу, выпускники которой получают полнообъемное среднее образование. Более того, три выпускника этой школы по результатам учебного 2000-2001 года получили медали. И вдруг ее не станет. Сенсация или скандал? Трагедия или фарс?

Сначала была ниша

 Это необычная школа. Ее создала и выпестовала Надежда Ивановна Дмитриева, которая до директорства школы работала в Новосибирском институте метрологии. Работала там до той нервной поры, когда сотни и тысячи новосибирцев испытали на себе, что такое есть рыночная экономика со всеми ее составляющими, включая многомесячные административные отпуска, сокращение штата, безработицу и очереди в центры занятости. Не пожалела судьба и Надежду Ивановну. Сама мысль отправиться на биржу труда приводила ее, как и тысячи других новосибирцев, в состояние шока, и бывший сотрудник НИИМа (кстати, кандидат наук) решила попробовать начать собственное дело. А что ближе всего к науке? Конечно, школа. И Надежда Ивановна решила открыть школу.

Руководство НИИМа пошло навстречу своей бывшей сотруднице и выделило ей под новое и, безусловно, благое дело часть четвертого этажа - несколько кабинетов на 160 квадратных метров. А Надежда Ивановна смогла в свою очередь ценой собственных усилий и средств будущих учредителей зарегистрировать негосударственное образовательное учреждение, получить лицензию на право образовательной деятельности репетиторской школы «Экселенс». Больше того, она смогла укомплектовать преподавательский штат квалифицированнейшими педагогами - заслуженными учителями и учителями высшей категории.

- Мы набираем в школу тех ребят, которые не могут по состоянию своего здоровья заниматься в коллективе, - говорит она. - Знаете, есть такие ребятишки, которые сами крутятся на уроках, мешают другим и мешают учебному процессу. Сначала их было у нас чуть больше сорока. А потом про нашу школу узнали в городе и стали обращаться десятки родителей. В этом году учеников уже более шестидесяти, а скольким мы отказали?!

По словам Надежды Ивановны, заявлений было около 150. Взяли бы всех, но 160 «квадратов» не смогли бы их вместить.

Институт метрологии, кто не знает, находится на проспекте Димитрова, около ЦУМа. Очень удобное место, потому что ребятишки в «Экселенсе» проживают где-то неподалеку, а прежде учились в школах Железнодорожного района. Не все, но большинство. И потому еще место удобное, что учителям легче добираться со своей основной работы - из тех же школ Железнодорожного района, но опять-таки - не только.

И вот срок аренды этого удобного помещения заканчивается, и руководство НИИМа продлевать его не желает. Тем более что и пожарные службы по своим нормативам-СНИПам считают несовместимым соседство детского образовательного учреждения и научного института с его лабораториями. А выселение школы из этого здания вполне может повлечь за собой ее закрытие вообще, поскольку лицензию на право образовательной деятельности тоже никто не продлит, если нового адреса у школы не будет. И Надежда Ивановна начала поиски.

Подходящие помещения

 Незанятых помещений в городе практически нет. Если что-то где-то вдруг опустеет, оно тут же берется на заметку райадминистрациями, а заодно и коммерсантами-бизнесменами и многочисленными общественными организациями тоже. Каждый подвал, хоть мало-мальски подходящий для функционирования в нем какой-либо конторы, проверен и обследован. Каждая квартира, хозяин которой только еще подумал о ее продаже, уже имеется в виду. За каждым квадратным метром, на который заканчивается срок аренды, уже выстраивается очередь. Так что ходить по району и искать квадратнометровые пустоты - дело безнадежное.

Надежда Ивановна после многочисленных визитов в Железнодорожную райадминистрацию, мэрию и администрацию области смогла получить список помещений, на которые у нынешних арендаторов тоже заканчивается срок аренды. В списке - детские сады и ясли, библиотеки, один памятник архитектуры, автошкола, общежитие, мемориальный центр мэрии и даже центр социальной адаптации подростков от наркозависимости и т. д.

Директор школы «Экселенс» во многих из названных помещений побывала и полагает, что хорошо осведомлена о деятельности учреждений, размещенных в них. Она уверена, что едва ли не все могут быть предоставлены школе для ее дальнейшей работы. Приходила анонимно, потому что, заяви она о цели своего визита, вряд ли получился бы разговор с их нынешними арендаторами.

- Была я в этой библиотеке, - рассказывает, например, она. - Две больших комнаты, которые вполне могут быть приспособлены под школу. Посидели с библиотекарем, та сама сказала, что посетителей немного. Разве нельзя уплотнить, скажем, библиотеку с другим мало востребованным учреждением?

Заходила она не только сюда. Вот адреса, по которым ходила и ходит директор: улицы Горького, Бурлинская, Сибирская, Щетинкина, Димитрова, Урицкого, Революции, Советская, Комсомольский проспект. В райадминистрации, правда, ей предложили заниматься со своими ребятишками в одной из школ района, которая находится на Владимировской, она отказалась: далеко и неудобно.

- Вы посмотрите, какие отклики о нашей школе, - у Надежды Ивановны в мультифоре скреплены отзывы вполне уважаемых в Новосибирске людей, представляющих вузы, управления и отделы образования. - Трое наших выпускников в нынешнем году стали медалистами! Это о чем-то да говорит, верно?

Особенные дети особенных родителей

 - У нас дети особенные, - повторяет она, - и поэтому - правило: мы должны знать о ребенке все - чем увлекается, кто его друзья, что происходит в семье. Только тогда можно достичь каких-то успехов в учебном и воспитательном процессе.

Этот разговор происходил в кабинете школьного директора. О времени и месте договорились заранее, но получилось не ее интервью мне, а как-то даже наоборот.

В самом начале беседы в директорский кабинет по-хозяйски вошла импозантная дама, уютно устроилась в кресле, достала диктофон и поставила микрофоном ко мне. Надежда Ивановна пояснила:

- Это мама одного из наших учеников. Родители так болеют за своих детей, за нашу школу...

Надежда Ивановна о детях, кажется, может говорить бесконечно. Но, говоря о детях, нет-нет да мелькнет в ее речи имя кого-то из их родителей. Замечаю: о! - моя коллега, работающая в местной редакции одной известной российской газеты... А вот - учредитель одного из телеканалов... Далее - работник администрации, еще один, третий... Что-то происходит с детьми, чьи родители занимают престижные или ответственные, как принято говорить, должности. Все они, получается по словам Надежды Ивановны, неуравновешенные, не могут ужиться в коллективе, не принимают дисциплину. Но талантливые.

- Они все у нас умные, - говорит она. - Смотрите, с какими оценками приходят к нам и какие четвертные оценки у них выходят потом. А вот останемся мы без помещения, и что - этих детей на улицу, что ли? Вы представляете, что может сделать умный ребенок на улице?

Я в затруднении. Действительно, что же он может сделать? Наверное, то, что делают все обычные подростки: будет гулять, ходить в «Нью-Йорк пиццу», тусоваться, в конце концов. А Надежда Ивановна вроде как подводит к выводу, что он может додуматься до чего-то такого, до чего обычный ребенок не додумается ни в жизнь! Банк, например, ограбить или самолет захватить, что ли?

- Ребятишки у нас обучаются, а экзамены сдают в своих бывших школах, - продолжает директор школы. - Так они там диву даются: что вы сделали с нашими ребятами?! Оценки - на порядок выше.

- А приходят они к вам по направлению врачей?

- Да родители сами к нам приходят, уговаривают.

Ребята, вспомнились слова Надежды Ивановны, неуравновешенные, стало быть, врач или психолог в школе просто необходим. Но в «Экселенсе» нет даже обычного медкабинета. Директор уверяет, что опытные педагоги сами могут определить, кому из учеников пора дать передышку, а кого заставить поработать на занятии еще. Оснований сомневаться в квалификации педагогов у меня нет. Но каким бы опытным учитель ни был, он все-таки учитель, а не медик.

«Экселенс» или «Анфан Террибль»?

 В общем, мало убедительна Надежда Ивановна, уверяя, что ученики школы с некоторыми отклонениями, скажем так, в поведении и здоровье. Было бы так, а не иначе, были бы и направления врачей, и обязательный медицинский контроль. Вовсе не соответствует действительности, что обучаются здесь дети малоимущих, потому что, если я правильно понял директора школы, за каждый урок родители платят в школьную кассу 20 рублей, а в день, выходит, 160. Не хочу обидеть ребят, но и к особо одаренным их можно отнести ровно так же, как едва ли не любого из их бывших одноклассников в прежней обычной школе. Думаю, что педагоги той же «Экселенс» согласятся, что в группе из пяти-шести учеников успеваемость автоматом возрастет по сравнению с классом из 32 учеников.

Несколькими строками выше я обозначил должности и род занятий только нескольких родителей, фамилии которых показались мне знакомыми. Фамилии не назвал и не называю потому, что речь идет о детях, - к чему лишний раз противопоставлять их сверстникам, у родителей которых нет средств на обучение в элитной школе? Но фамилии и должности красноречиво говорят о причинах хлопот директора школы в поиске помещения на престижном участочке города.

А случись так, что, кроме как в обычной школе, помещения «Экселенсу» не найдут, где гарантии, что не откажутся они пополнять школьную кассу, и, следовательно, окажется школа на самом пороге своей ликвидации. Школа-то - если кто не обратил внимания - НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ образовательное учреждение, не бюджетная, стало быть. И льготы, которыми она может пользоваться, касаются только налогообложения, а власть - в данном случае администрация Железнодорожного района - отдать ей в аренду любое из перечисленных помещений не вправе, если ныне арендующие их учреждения исправно за нее, аренду, платят. Это противозаконно. Потому и не отдает.

...Недавно случайно встретился с Надеждой Ивановной на Вокзальной магистрали. Опять поговорили о школе. Она обмолвилась,что-де приходил журналист из той самой новосибирской редакции популярной московской газеты. Видимо, готовится материал.

Но за такими школами, как «Экселенс», - будущее. В том смысле, что компактные по численности классы позволяют педагогам более творчески работать с детьми, а тем - получать более качественные знания. Так примерно работают многие школы за рубежом. Но тоже негосударственные, частные школы. И за обучение в них родители платят немалые деньги. Так чего же проще? Если родителей устраивают уровень и условия обучения в конкретной школе «Экселенс», пусть вносят денег в школьную кассу столько, чтобы хватало для аренды помещения хоть в гостиничном комплексе «Сибирь», - и нет проблем. Все в их руках.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: