Новосибирск 4.7 °C

Тайны ТВ

01.12.2001 00:00:00

4 декабря, во вторник, на 1-м канале ОРТ в 19 часов телезрители смогут увидеть очередной выпуск телеигры «Слабое звено». В этой игре принимал участие новосибирец Геннадий Свистунов. Корреспонденту «Вечернего Новосибирска» Наталье Нестеровой стало интересно узнать об этой игре с точки зрения игрока. Отсюда ряд вопросов к участнику игры Геннадию.

Двести кроссвордов не помогли:
наш земляк все равно оказался «слабым звеном»

Геннадий Свистунов

 - Какие причины побудили Вас заявить себя на игру?

- Еще лет семь назад я вместе с женой участвовал в телешоу Леонида Ярмольника «L-клуб». Мы тогда замечательно съездили в Москву, победили в игре, выиграли кучу призов, неформально после игры пообщались с Леонидом Ярмольником и Андреем Макаревичем - музыкальным гостем телепрограммы. Схожие ожидания я испытывал, когда еще летом отправлял заявку на участие в игре «Слабое звено». Вскоре с приглашением на съемку мне позвонила из Москвы главный редактор программы. За час(!) разговора я ответил не только на пару десятков интеллектуальных вопросов, но и рассказал о своих профессиональных интересах, культурных пристрастиях, привычках поведения в различных жизненных ситуациях и т. д. У меня даже появилось веселое ощущение, что на самом деле речь идет о моем участии в другой телеигре ОРТ - «Последний герой» - и меня забросят выживать на какой-нибудь необитаемый остров...

- Получается, что организаторы телеигры знали о Вас все. А как Вы готовились к игре?

- Я «одолел» 800-страничный «Справочник необходи-

мых знаний», оживил в памяти (у меня историческое образование) основные события всемирной истории, порешал пару сотен кроссвордов. На самом деле игра показала, что главное в ней все же не эрудиция как таковая, а, скажем так, психологически-интеллектуальная устойчивость.

- Мы плавно подошли к самой игре. Как она проходила?

- Сначала нас собрали в комнате игроков, «припудрили» и стали знакомить. В команде оказалось пятеро москвичей и трое «иногородних». Моей соседкой оказалась 45-летняя домохозяйка Люба из Петергофа (пригорода Санкт-Петербурга). Она мне успела поведать, что один из игроков, редкостный красавец и знойный москвич Георгий, родом из Кахетии, не только распределяет квартиры в одном из округов столицы, но и является знакомым главного редактора. Впоследствии Георгий мужественно держался вплоть до финала, но в полуфинале не ответил на простые вопросы (видимо, ему был оглашен не весь список). Еще перед эфиром нас заставили рассказывать анекдоты, видимо, чтобы расслабить и успокоить. Я, как истинный сибиряк, рассказал анекдот о «настоящем сибирском мужике». Помните, когда американскую миллионершу спрашивают, пойдет ли она замуж за директора швейцарского банка. «Да зачем он мне нужен!» - ответила миллионерша. «А если это здоровый сибирский мужик!?». «О!!!» - ответила миллионерша. «Тогда это совсем другое дело!..» После такого анекдота мы в приподнятом настроении отправились на игру. Нас расставили по местам съемки, сзади рассадили зрителей - студентов московских вузов, которым заплатили(!) по 30 рублей только за то, чтобы они сидели а) тихо, не матерясь, и б) молча, без скандалов. Вскоре вышла ведущая Маша Киселева - олимпийская чемпионка Сиднея по синхронному плаванию, спортсменка и просто красавица с добрыми глазами, проверила микрофоны и ушла. Попозже она вернулась - с другой прической и глазами «стервы-телеведущей». И началась кровавая сеча...

- И кто все же победил?

- Пусть телезрители сами это увидят, но мое участие в финале, очевидно, не планировалось.

- И тут пресловутая «рука Москвы»?

- Помните у М. Жванецкого: «Вы пешком, а я на «мерседесе». Догоните - поговорим!» В жесткой конкурентной борьбе телеканалов за зрителя, за рейтинг (а судя по нему, телеигры ОРТ смотрит более 20 млн человек в России, ближнем зарубежье и даже в Израиле), за немалые деньги рекламодателей нельзя пускать игру на самотек. Отсюда возможна некая срежиссированность игры, «бесстрастный компьютер» выдаст те «козырные» вопросы, которые нужны режиссеру для поддержания зрительского интереса к игре. Кому интересны знатоки, щелкающие все вопросы подряд? Драматургия не та. Нужно шоу, а не вечер вопросов и ответов. Да и сверхзадача телеигры, как мне кажется, отнюдь не «интеллектуальное просвещение» телезрителей.

- Интересно! А тогда какая же?

- Родина этой телеигры - Англия, и игра четко копирует модель существования современного буржуазного предприятия. Есть учредитель (коммерческий директор, главный бухгалтер) с четкой установкой: «Я начальник - ты (подчиненный) дурак, но деньги ты нести обязан». В процессе зарабатывания денег начальник костерит подчиненных, обзывая их неучами и лентяями. Подчиненные (менеджеры, сотрудники и т. д.) всячески оправдываются, ищут и находят «жертву» между собой, выгоняют из круга без выходного пособия «крайних и неудачников», часто дельных, но не вписывающихся в «правила» сотрудников. В итоге, разогнав всех, заработанные фирмой деньги забирает самый удачливый (директор, внедренный друг учредителя) и летит отдыхать на Канарские острова... Рекламная пауза... Такая навязываемая модель поведения уже хорошо привилась в столице, где человеческие отношения успешно заменяются товарно-денежными, но плохо приживается в провинции, слабо идущей по пути капитализации отношений. И телеигра для этого - лучшее средство воспитания не только детей, но прежде всего миллионов взрослых телезрителей, то есть нас с вами. Кстати, когда меня выгнала команда, главный режиссер буквально настраивала меня сказать про оставшихся игроков какие-нибудь колкости.

- И что делать, чтобы не стать объектом манипуляций?

- Выйти из круга. Все ограничения, стандарты и шаблоны поведения только в нашей голове. («Что скажет Марья Алексеевна?») В играх, в которые играют люди и в которых вы сами принимаете непосредственное участие, надо четко осознавать - какую роль вы для себя примерили - хозяина или жертвы. С другой стороны, существуют игры, где вы заведомо обречены быть жертвой. Победоносная эпоха лохотронов еще продолжается, и вам никогда не быть в них победителями, если вы, разумеется, не их организатор. Положительное психологическое значение моего участия в телеигре «Слабое звено» я вижу в возможности взглянуть на себя со стороны, четко понять, какие шаблоны и стереотипы поведения мешают мне по жизни... Несколько часов участия в такой телеигре заменяют многодневный психологический тренинг. Разве что этот хорошо отрежиссированный «видеотренинг» еще и продемонстрируют на всю страну.

- А какие еще положительные моменты Вы можете отметить в своей московской поездке?

- Моей соседкой по игре была обаятельная и талантливая актриса Московского театра на Малой Бронной Маша Глазкова, внешне чем-то неуловимо напоминающая нашу землячку - актрису Ирину Алферову. Вечером после игры я с удовольствием побывал на спектакле театра на Малой Бронной, где Маша играла в паре со знаменитым актером Львом Дуровым. Еще мне, как человеку, много лет проработавшему на одном из новосибирских телеканалов, было очень интересно вкратце ознакомиться с «телевизионной кухней» новой студии ОРТ, ее суперсовременным телеоборудованием, увидеть, как над съемками телеигры «колдует» целый штаб режиссеров, редакторов, психологов, операторов и т. д. Встречался я и со своими друзьями - талантливыми компьютерщиками, работу которых по достоинству оценивают пока только в Москве. Так что Москва, как русская баня - и согреет, и охладит.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: