Новосибирск 0.2 °C

Дарите концертмейстеру цветы

01.12.2001 00:00:00

 Концертмейстеру Новосибирского театра оперы и балета Татьяне Епишиной на днях было присвоено звание «Заслуженная артистка России». Официальную процедуру награждения еще предстоит пройти, а пока коллеги по творческому цеху поздравляют ее по-домашнему - комплиментами и поцелуями.

Концертмейстер в театре - это такой «боец невидимого фронта». Нагрузка колоссальная, а аплодисменты в конечном итоге достаются тем, кто на сцене. Самое важное и ценное качество у концертмейстера - умение бегло читать с листа. Навык безбоязненно открывать любой клавир и играть новое произведение, как хорошо изученное старое, Татьяна приобрела еще в музыкальной школе. Ее педагог по фортепиано был суров, порой даже жесток, но именно он дал девочке ту самую «путевку в жизнь».

Самолюбие, упрямство и блестящая техника сделали свое дело. Татьяна без труда закончила Смоленское музыкальное училище, а затем институт имени Гнесиных в Москве. Впереди «маячила» аспирантура, во всяком случае, педагог Татьяны Валерий Стародубровский настоятельно советовал девушке продолжать обучение. Но после выпускных экзаменов в Гнесинку приехал художественный руководитель Смоленской филармонии и чуть ли не силой увез молодого специалиста в родной город. Пять лет, проведенных в филармонии, Татьяна вспоминает с иронией: «Для того чтобы там работать, надо иметь определенное состояние души. Я же на самом деле лентяйка и мне очень трудно было привыкнуть к жизни «на колесах». Эти постоянные концерты по области, отвратительного качества инструменты, автобусы, скачущие по кочкам, холодные клубы - все наводило на меня тоску...»

Срок отработки тем временем подошел к концу, и Татьяна решила действовать. Вооружившись листочком, на котором были перечислены телефоны управлений культуры во всех городах, где есть оперные театры, она смело набрала первый попавшийся номер и позвонила в Новосибирск. Ей ответили, что театр сейчас на гастролях в Омске, но она может поехать туда и пройти прослушивание. Татьяна так и сделала. Главный дирижер театра Борис Грузин сразу оценил профессиональные качества молодого специалиста, но обнадеживать не стал. Решил подумать до начала сезона.

Татьяна вернулась в Смоленск. А через некоторое время пришла телеграмма: «Срочно позвоните в Новосибирск. Грузин». Тринадцатого октября 1987 года Татьяна Епишина приехала в Новосибирск. В первый сезон в театре она буквально не выходила из класса с десяти утра до десяти вечера. Зато теперь Татьяна знает наизусть почти все пятнадцать афишных опер! Конечно, порой и сейчас приходится посидеть да поучить, особенно музыку Чайковского, в которой «есть места, что десятью пальцами не сыграть». Приходится упрощать. А вообще Татьяна отдает предпочтение музыке итальянских композиторов: говорит, ее и слушать, и играть - одно удовольствие.

Концертмейстеру в театре необходимо быть не только блистательным пианистом и чутким педагогом, но и тонким психологом. Солисты - народ ранимый, капризный. У них то с голосом проблемы, то с настроением, то в личной жизни что-то не клеится. В таких случаях концертмейстеру крайне не рекомендуется делать во время урока какие-либо замечания. В противном случае вокалист «зажимается», и весь репетиционный план рушится, как карточный домик. Да если еще учесть, что перед роялем стоят не просто вокалисты, а «заслуженные» и «народные»...

- Я вижу, с каким настроением приходят ко мне на урок, - говорит Татьяна. - И я всегда делаю скидку на плохое настроение, стараюсь отвлечь. Не люблю хвастаться, но у меня со всеми певцами хорошие отношения. Главное - им ни в коем случае нельзя говорить: «Вы поете фальшиво». Надо сказать как можно мягче: «Вы неточно интонируете». И тогда все получится...

Помимо уроков Татьяна по вечерам играет в оркестре партию фортепиано и челесты. Сейчас вообще концертмейстеру приходится сутками находиться в театре, ведь идет подготовка к премьере «Кармен», а режиссер Алексей Степанюк, как известно, работает буквально над каждым тактом.

А впереди постановка оперы Верди «Риголетто», которая тоже будет идти на языке оригинала (на итальянском). Режиссер Валерий Раку сказал, что будет ставить оперу без купюр - дескать, ему нужна каждая нота. Концертмейстер готов к новым творческим испытаниям. Была бы работа.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: