Новосибирск 6.3 °C

Дом, где согреваются сердца

05.12.2001 00:00:00

На окраине Новосибирска, возле Заельцовского парка,
вот уже 35 лет работает Дом ветеранов

Заглянуть в будущее хочется и в старости

 Я долго плутала в поисках ворот и все же, не утерпев, полезла в дыру, предусмотрительно проделанную кем-то в заборе. А вот и вход в здание. В большом, светлом, уютном фойе сидят старички. Они только что пообедали, но расходиться по своим комнатам не торопятся. Одни неторопливо ведут тихую беседу, другие просто смотрят в окно. Как рассказала поджидающая меня заместитель директора Ирина Ничволод, эти люди самые разные по образованию, культуре. Но всех их объединяет одно: пришли они сюда не от хорошей жизни. Кто-то не смог ужиться с детьми, кто-то оказался без крыши над головой. Есть и такие, кто не в силах существовать без посторонней помощи - не позволяет здоровье, а кто-то просто бежит от одиночества. Здесь старики чувствуют себя защищенными. Во многом благодаря хорошо организованному уходу и необходимому лечению.

Вместе с Ириной Николаевной мы прогуливаемся по этажам корпуса. На каждом расположен просторный холл с мягкой мебелью, телевизором. Любопытно, а что же в комнатах?

На наш стук дверь открыла маленькая, худощавая старушка. Клавдия Леонтьевна Попова, несмотря на годы, - женщина общительная и живая. И нам, своим гостям, она рада-радешенька: есть с кем поговорить, время провести. 16 декабря Клавдия Леонтьевна будет отмечать юбилей: девяносто. Ей бы лежать-отдыхать целыми днями да от работы себя беречь, а она, неугомонная, передвигается по корпусу, словно заново на свет родилась.

- Скучно одной-то сидеть, - говорит она.

И на жизнь свою не любит жаловаться старушка. Хотя помыкаться пришлось ей немало. Родом Клавдия Леонтьевна из простой рабочей семьи. Одна была у родителей. После окончания школы работала секретарем-машинисткой. Когда стали открываться первые техникумы, выучилась на медсестру. И по распределению уехала на станцию Карасук, где встретила свою любовь и вышла замуж, родила дочку.

А в 1937 году нежданно-негаданно постучалась к ним в дом беда: мужа Клавдии Леонтьевны, председателя «Райпотребсоюза», объявили врагом народа. Приговор был суров: 10 лет тюрьмы без права переписки. В тот же день квартирная хозяйка отказала ей в жилплощади. И она отправилась обратно в Новосибирск, поближе к родне.

Воспоминания о том трудном времени до сих пор не даются Клавдии Леонтьевне без слез. Слишком долго она не могла устроиться на работу - люди каким-то образом узнавали о судьбе ее мужа и отказывали ей.

А потом... Потом от воспаления легких умерла девочка. Следом пришло известие о смерти мужа. Обезуметь от горя женщине не позволила неожиданно подвернувшаяся работа: ее взяли санитаркой в 3-й городской роддом, где она честно проработала почти два десятка лет.

Впоследствии жизнь была благосклонна к ней. Клавдия Леонтьевна встретила человека, с которым прожила душа в душу 32 года. Когда осталась одна, жила в большом доме, доставшемся ей от мужа. Вышла на пенсию, но продолжала работать медсестрой в Доме ветеранов, а вскоре перебралась туда насовсем. И за 16 лет, прожитых здесь, ни разу об этом не пожалела.

- Хорошо мне здесь, никто не дергает, не обижает, подружек полным-полно - есть с кем поговорить, потешить себя, - рассказывает Клавдия Леонтьевна. - А кабы я одна жила, чтоб со мной было-то? Дрова привезти надо, уголь. А сил да здоровья уже нет.

У Поповой плохое зрение. Делала она операцию у знаменитого Лантуха. Правда, безрезультатно. Но это не мешает ей следить за волнующими ее событиями жизни.

Что ж, энергии и жизнелюбию этой женщины можно только позавидовать. Так держать, Клавдия Леонтьевна!

В Доме ветеранов действует общественный орган, который занимается организацией досуга. Входят в него люди увлеченные, способные на творческую выдумку. Такие, как вот Мария Николаевна Соколова, без которой какую-либо общественную жизнь здесь представить непросто. На мир эта женщина смотрит с оптимизмом, хотя судьба ее складывалась ох как непросто.

Одна живет с самой молодости, с тех пор, как вышла замуж, родила сына и проводила мужа на армейскую службу. Спустя два года вернулся тот с подругой и потребовал у Марии Николаевны развода. Сообща договорились, что сын поживет у отца до лучших времен (был 45-й год). Да только мальчик привык к новой семье и больше не захотел с ней расставаться.

Пришлось Марии Николаевне волей-неволей начинать новую жизнь. Много работала, сначала секретарем-машинисткой в Тюмени, а потом в строительной организации в Черногорске Красноярского края. И даже когда на пенсию пошла, не переставала трудиться. А в 1986 году переехала в Новосибирск, где жила ее сестра с племянницей. Сначала была у нее своя квартира. А потом, поддавшись капризам и требованиям племянницы, подписала Мария Николаевна дарственную на свое жилье и осталась без крыши над головой.

- Ой, дочка, не знаю, как и жили-то мы с ней. Она с работы придет и срывается на мне. Я уж из комнаты своей боялась выходить, чтобы не попасть под горячую руку, - жалуется мне Мария Николаевна, - а как съехала я сюда, она ко мне добрая стала. Бог с ней, пусть живет себе на здоровье. Мне, старухе, много ли надо?

- Ну а о чем бы помечтали, Марья Николаевна? - спрашиваю я.

- А посидеть бы в хорошей компании, среди наших бабонек, попеть бы песен народных, глядишь, и на душе светлее станет.

Ими, песнями, и живет бабуля. Здесь, в Доме ветеранов, поет в хоре. Для таких же, как и она, обделенных вниманием близких и порой родных деточек, устраивает концерты.

Петр Леонтьевич Камшилов на мой вопрос, как он попал в Дом ветеранов, с юморком заметил:

- Попадают в вытрезвитель, а сюда приходят.

А пришел сюда Петр Леонтьевич потому, что, по его словам, ему здесь лучше, нежели в его городской квартире, где в одной комнате живет его сын, а другую занимает квартирант. Да и квартира-то уже не его - подарена племяннику жены.

Сам Петр Леонтьевич прошел всю Отечественную войну, воевал под Москвой, на Курско-Орловской дуге, форсировал Днепр. И до сих пор не перестает удивляться, как русский народ выстоял в той войне:

- У нас ведь техника супротив немецкой была смешная. А питались чем? Сухарями - хлеб редко видели.

В Доме ветеранов Камшилов - старший по этажу. Он следит за дисциплиной. А потому и в комнате у него все чисто прибрано, как у старого солдата, привыкшего к порядку. И к обязанностям своим относится с особой ответственностью.

- Среди нас знаешь сколько вредных - на всех тутошнего персонала не хватит, - смеется он, - а людям приходится с нами нянчиться. Некоторые уходят, говорят, мол, плохо им здесь. Потом смотришь, через пару недель возвращаются уже с другим настроением.

Кстати, о «тутошнем персонале». Люди, которые при мизерной зарплате умудряются добросовестно работать, с сердобольностью и человеческой отзывчивостью, заслуживают самых теплых слов. И все же обслуживающего персонала не хватает. Средства, выделяемые из областного бюджета, уходят на еду, медикаменты. А ведь еще надо поддерживать нормальные бытовые условия. Поэтому надежда - на спонсоров.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: