Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Психологи в школе: «для роскоши» или «на всякий пожарный»?

06.12.2001
Некоторые школы «нового типа» ввели тестирование «на интеллект» при наборе в старшие классы. И самое интересное, что если это оговорено в уставе учебного заведения, то, как говорят в Управлении образования мэрии, никто ни в чем школу упрекнуть не может. Как в КВНе: «Не поступил? Почему?» «Медкомиссию не прошел...»В соответствии с этическими нормами, все должно быть по-другому...

Зачем в старших классах вводят тестирование «на интеллект»

 «Подумать только, ведь у тебя такой же высокий уровень интеллекта, как и у нашей отличницы», - говорила не на шутку удивленная учительница заядлому троечнику. С этого дня к его ответам начали прислушиваться повнимательнее и порой даже при невыученном уроке находили «рациональное зерно», замечая между собой, что парень-то он умный.

Возможность делать такие «открытия» новосибирские педагоги получили после введения в старших классах некоторых школ города IQ-тестирования (по-русски: тестов на уровень интеллекта).

Несмотря на однозначное «нет!» на предложение показать результаты родителям, папы и мамы все же смогли узреть положение своего чада на «шкале интеллекта».

«Если бы я знал, что так будет, то не тестировался бы вообще», - сетовали «продиагностированные», но было поздно. Да и никто не говорил им: «Если вы не желаете, то можете отказаться». Просто забрали с уроков и провели тест.

Собственно, «Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла», разработанный Институтом личностного тестирования СССР еще в 1949 году, может претендовать на роль «диагностического изобретения». Поскольку с его помощью можно оценить «преимущественно биологически детермированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящего от влияний культурной среды». Проще говоря, результаты тестирования в большей степени медицинские данные, но ни в коем случае не оценка выученного и наработанного.

И эти результаты тестирования в некоторых школах передаются, под подпись и честное слово, в руки заместителя директора по воспитательной работе. Зачем? Чтобы тот проанализировал результаты и сделал выводы, насколько учебная программа дает реализовать свои возможности старшеклассникам. А главное - учесть советы психолога. Благородные цели.

Так, в одной из школ были даны следующие рекомендации: в связи с тем, что у 27% учащихся наблюдается отрицательная динамика по обучаемости, то необходимо ввести во время уроков валеологические паузы и релаксирующие упражнения. Одиннадцатые классы, для которых был дан подобный рецепт, и намека на его выполнение не почувствовали. Остается нереализованным давнее пожелание психологов - создать «уголок отдыха» для учеников. Зато на школьной конференции, а значит и в официальных бумагах, были сделаны радостные заявления: гимназия может гордиться общим интеллектуальным потенциалом учеников, который каждый год увеличивается.

Некоторые школы «нового типа» пошли дальше: ввели IQ-тестирование при наборе в старшие классы. И самое интересное, что если это оговорено в уставе учебного заведения, то, как говорят в Управлении образования мэрии, никто ни в чем школу упрекнуть не может. Как в КВНе: «Не поступил? Почему?» «Медкомиссию не прошел...»

В соответствии с этическими нормами, все должно быть по-другому: тестируетесь вы только по собственному желанию, и результаты знают только психолог и вы.

Почему же так все не происходит? Дело в том, что место психологии еще не определено в системе образования. Так считают сами «врачеватели душ». По данным Управления образования мэрии, психолог, несмотря на его очевидную необходимость, появляется в школе только по решению администрации, если учебное заведение может позволить себе такую «роскошь». А школьники добавляют: зачастую просто «для понта» или «на всякий пожарный».

За океаном от психологов школа требует не только «пожаротушения», но и постоянной профилактической деятельности. Американцы считают, что «кропотливая работа школьных психологов дает возможность сегодня решать проблемы завтрашнего дня». Ситуация же в российских школах чем-то напоминает работу стоматолога-самоучки, не до конца освоившего свое ремесло и работающего на несовершенной технике: не поймешь, то ли лечит, то ли калечит.

Так что, пока заветная мечта психологов - независимая организация, которая и будет работодателем, не воплотится и закон не определит место психолога в школе, гарантия соблюдения прав и интересов учеников будет такой же, то есть минимальной, а работа психологов - малоэффективной.

Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
25 мая Губернатор Новосибирской области Андрей Травников посетил с рабочей поездкой город Искитим. В поездке его сопровождали председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, руководители министерств и ведомств правительства Новосибирской области.
Запуск цифровых воздушных змеев состоялся в Новосибирске 25 мая. 22 воздушных змея, символизирующие собой новый этап развития телевидения – переход на цифровое эфирное вещание.
Носятся по этажам, выбегают на недостроенные балконы, кидают сверху мусор – дети на Затулинском жилмассиве Новосибирска облюбовали для игр недостроенную высотку, сообщили местные СМИ. Этим заинтересовались в прокуратуре.
Мама-утка бросила выводок птенцов у Димитровского моста в Новосибирске. Как пояснили эксперты, птица испытала большой стресс из-за автотранспорта и потому улетела. Утят пришлось спасать волонтерам.
«До сих пор не могу поверить, что все это происходит с моей семьей», - говорит Александр Охотин, 25-летний житель Бердска Новосибирской области. Он стал знаменит в одночасье после скандала с начмедом бердской ЦГБ Надеждой Шахатовой.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.