Новосибирск 7.7 °C

Чтобы сэкономить деньги, надо готовить обед с мамой, а ремонтировать стул с папой

06.12.2001 00:00:00

Вместе готовим, вместе обедаем... Фото из архива редакции

 Один из итогов работы 45-й сессии областного Совета депутатов - последней сессии второго созыва - принятый Закон Новосибирской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».

Сегодня в полуторамиллионном Новосибирске два семейных детских дома и четыре приемные семьи. Много это или мало - вопрос риторический. В Самаре, например, не сравнимом по численности населения с Новосибирском городе их... сотни! В них воспитывается порядка тысячи ребятишек, а в новосибирских семейных детских домах - 46. Детских домов и школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у нас 14, и в них воспитывается 1280 детей, в той же Самаре детдомов становится все меньше, за последний год там закрыли еще семь учреждений общественного воспитания.

Григорий Шихваргер, заместитель начальника управления образования мэрии, не так давно побывал в Самаре, где знакомился с опытом работы коллег, в том числе и по организации приемных семейных. Поэтому он имеет возможность сравнить принятый депутатами облсовета закон с аналогичным законодательным актом, принятым самарскими депутатами.

- Мы ждали этот закон, принимали участие в его обсуждении, направили в облсовет свои замечания по последнему проекту. Какие-то из них были учтены, какие-то остались без внимания. Принятый закон, безусловно, шаг вперед по сравнению с тем, что мы имели прежде. И речь в первую очередь идет именно об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье. Прежняя сумма, выплачиваемая им, была установлена в размере тарифной ставки 14-го разряда. Если сравнивать со средней заработной платой в других сферах и учитывать, что бюджет у нас дефицитен и заработная плата бюджетникам выплачивается с задержками, то вопросы, как говорится, появляются. Теперь же есть норматив - размер оплаты труда каждого приемного родителя соответствует тарифной ставке 14-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Это уже 859 рублей. Но плюс еще и доплата 40 процентов, плюс 20 процентов за каждого ребенка, взятого на воспитание, плюс 25 процентов - районный коэффициент. Но самое, пожалуй, главное - то, чего не было прежде вообще - система льгот, предоставляемых приемной семье. Выделение средств на лечение приемного ребенка, бесплатное обеспечение необходимыми учебниками, 30-процентная скидка при оплате коммунальных услуг, бесплатная выдача лекарств по рецептам врачей для детей до шести лет. Еще более солидные льготы предусмотрены для приемных семей, имеющих на воспитании не менее трех родных и приемных детей. Оплата, как гласит закон, производится из областного бюджета в порядке, установленном главой администрации области. Вот, пожалуй, и все содержание закона.

 Однако при этом, как мне кажется, что есть в Самаре и чего нет у нас - это уверенность самарских приемных родителей в завтрашнем дне своих воспитанников. Мы декларируем: приемная семья - дело благое, берите детей на воспитание, мы будем оплачивать ваш труд. А что дальше? Ребенок вырастает, и что его ждет? Практика показывает, что большой процент выпускников детских домов встает на асоциальный путь - алкоголизм, преступность, проституция, бомжевание. А чего еще можно ожидать, если законом декларируется жилье и трудоустройство, а на практике механизма реализации нет. В обычных семьях ребенок получает родительскую поддержку (в том числе и финансовую) даже после женитьбы-замужества, а приемный ребенок в будущем на это рассчитывать не может, не имеет такого сопровождения. На этом расстоянии - от института общественного до самостоятельной жизни - мы теряем огромное количество ребят. Это беда государственного масштаба. Нашими городскими и областными службами что-то в этом отношении делается, но именно только что-то. Потому что нет механизма, который бы четко регламентировал права детей-сирот на получение жилья, работы, а предприятия обязывал бы предоставлять рабочие места для них. И в нынешнем областном законе этого нет.

- Думаю, это все-таки дороговато для области - и оплата труда приемных родителей, позволяющая безбедно жить им и их детям, и нормальные жилищные условия, и «бронирование» рабочих мест на предприятиях для детей-сирот, и будущее жилье для них...

- Вот-вот, мы привыкли считать так: раз вложил деньги в социальную сферу (чего бы это ни касалось), значит деньги пропали. А тот же самарский опыт неожиданно принес экономический эффект. Может быть, даже неожиданно для самих его инициаторов. Содержание одного детского дома обходится государству очень дорого, одного ребенка в нем, соответственно, тоже. Питание, одежда, обувь, медицинское обслуживание, учебники, мебель, зарплата воспитателям, поварам, слесарю, дворнику - (кому там еще?), - организация летнего отдыха и т. д. - перечислять можно очень и очень долго. В приемных семьях большая часть из этих затратных статей исчезает вообще. Готовят обеды сами вместе с приемной мамой, ремонтируют - с приемным папой, убирают сами, обедают из одного котла, как говорится, и прочее, и прочее. И еще одна немаловажная деталь - приемные семьи - это еще и рабочие места. Конечно, схема мною упрощена, но это для наглядности. И чтобы заработал в Новосибирске «самарский вариант», нужно осознание его эффективности на всех уровнях и принятие соответствующих документов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: