Новосибирск 7.2 °C

Сдержанный оптимизм - это то, что нужно

07.12.2001 00:00:00

На вопросы «ВН» отвечает генеральный директор
НАПО имени Чкалова Александр Бобрышев

 Знаковым событием нынешних выборов в областной Совет стала победа в Дзержинском районе генерального директора НАПО имени Чкалова Александра Бобрышева. В этот раз дзержинцы голосовали не за партийных пенсионеров, а за людей дела. Бобрышев, наверное, больше, чем кто-либо, подходит под это определение. Ведь именно ему пришлось стоять у руля в самое сложное время. Естественно, не только жителей Дзержинского района, но и всех новосибирцев интересует, как живет сегодня Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова.

Но разговор начали все-таки с выборов.

- У генерального директора крупнейшего предприятия забот хватает. Почему же вы пошли в депутаты?

- Ко мне обратились люди, вместе с которыми я работаю, которых глубоко уважаю, и я просто не мог не прислушаться к их мнению. Почему я? Ну а как же иначе? Как же можно обмануть людей?! В конце концов кто-то же должен не только тащить воз проблем, но и решать их.

И чем ближе была дата выборов, тем больше я чувствовал себя обязанным, ощущал большую ответственность перед людьми. Проблем много. Может быть, какое-то время я был несколько отдален от них, потому что мы выправляли ситуацию на заводе. Но я видел, что нужно делать, и на выборы шел с конкретной программой.

- Выборы в областной Совет показали, что Дзержинский район проголосовал за производственников, за тех, кто не очень любит говорить, а предпочитает делать.

- Я выскажу свою личную оценку. Наверное, жители нашего района наслушались правильных разговоров, разнообразной критики и одновременно увидели отсутствие реальных дел. Ситуация непростая. И люди сделали вывод, что одних разговоров и критики нынешнего положения дел недостаточно - нужны реальные дела для того, чтобы изменить положение дел к лучшему. Выборы отразили настроение дзержинцев - я в этом уверен.

- В областном Совете наверняка будете работать в комитете по промышленности?

- Да, я настроен применить свои опыт и знания именно там. Считаю, что развитию городской промышленности мы должны уделить первостепенное внимание. Будет расти производство - крепче будет бюджет, лучше будут жить люди. Приоритет для меня ясен: буду работать, чтобы пополнялся портфель заказов промышленных предприятий города и области.

- Поговорим о сегодняшнем дне НАПО. Похоже, что многое зависит от Москвы?

- И да, и нет. Да - потому что мы и дальше хотим сохранить авиационный профиль и коллектив специалистов. Это возможно, имея государственный заказ. Но за госзаказ надо бороться. Не только мы, но и другие самолетостроительные заводы хотят выжить. Поэтому приходится пробиваться в Росавиакосмос, в Министерство обороны, в правительство наконец. Хотя госзаказ для российских ВВС задействует лишь 10-12% наших мощностей, но даже при этих показателях мы занимаем ведущие позиции. На Западе считается: кто получил госзаказ - получил печатный станок. У нас пока не так. На внешнем рынке мы имеем контракт с Алжиром на модернизацию и продажу Су-24. Совместно с КБ им. Антонова разработали и производим пассажирский самолет Ан-38. Здесь вмешательство Москвы потребовалось в плане государственных соглашений между Россией и Украиной. Но перечисленного недостаточно на приличную зарплату, на развитие производства, на поддержание части социальной базы, которую мы оставили за собой. Поэтому на все недостающее заказы добываем повсюду, в том числе и в своем регионе. Сотрудничаем с другими авиационными заводами. И хотя зарплату сейчас выплачиваем регулярно, рост ее за инфляционными процессами не успевает. Постоянно ищем, как больше заработать, чтобы больше получить.

- И тем не менее это более приятная задача после пережитых лет полного безденежья?

- Как сказать. Самое сложное время - 1997-99 годы. В 1997 году госзаказ составлял 160 миллионов рублей, а год спустя - только 35 миллионов и был подписан лишь в декабре. Не обошлось без сокращений. Некоторые уходили сами. Было больно и обидно, что уходят представители династий: вся семья работает на заводе - и все без зарплаты. Принимались решения хотя бы одному члену семьи проплачивать какие-то суммы. Много можно говорить об этом, но это была общая картина в промышленности. Мы выстояли, выплатили долги по зарплате и по-прежнему остались крупнейшим предприятием района, города и всей области. Объединение - ведущий налогоплательщик, а это - зарплата бюджетников, треть пенсий района.

- Существует сегодня проблема кадров?

- Я как-то не расположен называть наших людей кадрами. Самолетостроители - это особая ипостась, тем более чкаловцы. Они не бывают бывшими. Они всегда постоянные, независимо от того, работают сейчас или нет. С тяжелым чувством уходили в эти годы люди с завода... Но мы старались сохранить специалистов ключевых направлений самолетостроения. И это удалось. Начиная с 1999 года начали принимать молодых. Нам нужны специалисты разных профессий. Перспектива во всех отношениях у нас есть.

- Вы сказали, что удалось сохранить кое-что из социальной сферы.

- Непросто далось решение сохранить за собой оздоровительный комплекс в Бурмистрово. Но оставить заводчан и особенно детей без летнего отдыха было недопустимо. Профилакторий - с хорошим лечебным оборудованием - тоже продолжаем содержать. Заводские дачи, Дворец имени Чкалова, гостиницу... Но перед всеми этими объектами поставлена задача привлекать средства со стороны - зарабатывать. Продолжаем оказывать адресную помощь и на содержание жилого фонда.

- В будущее чкаловцы смотрят с оптимизмом?

- Безусловно. Только со сдержанным оптимизмом, реально оценивая ситуацию. А она не всегда зависит только от нас. Первейшая задача - поднять зарплату, но для этого производство должно быть стабильно загружено, над чем продолжаем упорно работать и через Москву, и на местном уровне. 24 октября президент Владимир Путин подписал указ о создании ОАО авиационной компании «Сухой». Наше предприятие войдет в этот холдинг. В указе зафиксированы два главных положения, за которые мы боролись в период его длительной подготовки: если акционирование нашего предприятия - то только со стопроцентным пакетом акций в собственность государства. Налоговые отчисления от хозяйственной деятельности предприятия должны остаться в местном бюджете. Нам это удалось. Наши позиции давно определены, мы их стойко отстаиваем и будем отстаивать дальше. Возвращаясь к вопросу об оптимизме, хочу напомнить слова: «Мы учим летать самолеты, мы учим их страх побеждать. Такая у нас работа...» - делать эту работу без оптимистического взгляда в будущее просто невозможно.

***

Как сообщила газета «Коммерсантъ», на этой неделе представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский побывал на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им. Чкалова.

На заводе полпреду президента представили легкий многоцелевой самолет Ан-38-200 с новым двигателем ТВД-20 Омского моторостроительного завода им. Баранова. Выпуск пассажирского самолета Ан-38 для местных авиалиний вместимостью 26 пассажиров или 8,5 тонны груза освоили в рамках конверсии на НАПО им. Чкалова в 1991 году.

Осмотрев самолет и ознакомившись с его характеристиками, Леонид Драчевский заявил, что «эта машина - одна из самых надежных в российском авиастроении». По его мнению, использование отечественного оборудования позволит не только сделать самолет дешевле, но и вовлечь больше сибирских предприятий в создание и производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

«Коммерсантъ» приводит такие подробности. До сих пор самолеты Ан-38-100 с американскими двигателями Allied Signal ТРЕ-331-14GR-801Е продавались примерно за 4 млн долларов. Для российских авиакомпаний, которые готовы покупать Ан-38 не более чем за 2,5 млн долларов, они оказались слишком дорогими. Поэтому на заводе решили использовать отечественные двигатели. Цена двух двигателей ТВД-20 составляет около 800 тыс. долларов, что позволит снизить цену на самолет более чем на один миллион долларов. Александр Бобрышев пока не готов говорить о серийной цене самолета с российскими двигателями, поскольку речь идет о единичном экземпляре, который всегда стоит дороже. Но, по его словам, в любом случае он будет стоить процентов на сорок дешевле американского. Испытания самолета с новым двигателем планируется провести до конца года.

Главный покупатель, на которого рассчитывает завод, - Индия. Ее потребность, по данным специалистов, составляет 30-40 самолетов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: