Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Сдержанный оптимизм - это то, что нужно

07.12.2001
Знаковым событием нынешних выборов в областной Совет стала победа в Дзержинском районе генерального директора НАПО имени Чкалова Александра Бобрышева.Естественно, не только жителей Дзержинского района, но и всех новосибирцев интересует, как живет сегодня Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова.

На вопросы «ВН» отвечает генеральный директор
НАПО имени Чкалова Александр Бобрышев

 Знаковым событием нынешних выборов в областной Совет стала победа в Дзержинском районе генерального директора НАПО имени Чкалова Александра Бобрышева. В этот раз дзержинцы голосовали не за партийных пенсионеров, а за людей дела. Бобрышев, наверное, больше, чем кто-либо, подходит под это определение. Ведь именно ему пришлось стоять у руля в самое сложное время. Естественно, не только жителей Дзержинского района, но и всех новосибирцев интересует, как живет сегодня Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова.

Но разговор начали все-таки с выборов.

- У генерального директора крупнейшего предприятия забот хватает. Почему же вы пошли в депутаты?

- Ко мне обратились люди, вместе с которыми я работаю, которых глубоко уважаю, и я просто не мог не прислушаться к их мнению. Почему я? Ну а как же иначе? Как же можно обмануть людей?! В конце концов кто-то же должен не только тащить воз проблем, но и решать их.

И чем ближе была дата выборов, тем больше я чувствовал себя обязанным, ощущал большую ответственность перед людьми. Проблем много. Может быть, какое-то время я был несколько отдален от них, потому что мы выправляли ситуацию на заводе. Но я видел, что нужно делать, и на выборы шел с конкретной программой.

- Выборы в областной Совет показали, что Дзержинский район проголосовал за производственников, за тех, кто не очень любит говорить, а предпочитает делать.

- Я выскажу свою личную оценку. Наверное, жители нашего района наслушались правильных разговоров, разнообразной критики и одновременно увидели отсутствие реальных дел. Ситуация непростая. И люди сделали вывод, что одних разговоров и критики нынешнего положения дел недостаточно - нужны реальные дела для того, чтобы изменить положение дел к лучшему. Выборы отразили настроение дзержинцев - я в этом уверен.

- В областном Совете наверняка будете работать в комитете по промышленности?

- Да, я настроен применить свои опыт и знания именно там. Считаю, что развитию городской промышленности мы должны уделить первостепенное внимание. Будет расти производство - крепче будет бюджет, лучше будут жить люди. Приоритет для меня ясен: буду работать, чтобы пополнялся портфель заказов промышленных предприятий города и области.

- Поговорим о сегодняшнем дне НАПО. Похоже, что многое зависит от Москвы?

- И да, и нет. Да - потому что мы и дальше хотим сохранить авиационный профиль и коллектив специалистов. Это возможно, имея государственный заказ. Но за госзаказ надо бороться. Не только мы, но и другие самолетостроительные заводы хотят выжить. Поэтому приходится пробиваться в Росавиакосмос, в Министерство обороны, в правительство наконец. Хотя госзаказ для российских ВВС задействует лишь 10-12% наших мощностей, но даже при этих показателях мы занимаем ведущие позиции. На Западе считается: кто получил госзаказ - получил печатный станок. У нас пока не так. На внешнем рынке мы имеем контракт с Алжиром на модернизацию и продажу Су-24. Совместно с КБ им. Антонова разработали и производим пассажирский самолет Ан-38. Здесь вмешательство Москвы потребовалось в плане государственных соглашений между Россией и Украиной. Но перечисленного недостаточно на приличную зарплату, на развитие производства, на поддержание части социальной базы, которую мы оставили за собой. Поэтому на все недостающее заказы добываем повсюду, в том числе и в своем регионе. Сотрудничаем с другими авиационными заводами. И хотя зарплату сейчас выплачиваем регулярно, рост ее за инфляционными процессами не успевает. Постоянно ищем, как больше заработать, чтобы больше получить.

- И тем не менее это более приятная задача после пережитых лет полного безденежья?

- Как сказать. Самое сложное время - 1997-99 годы. В 1997 году госзаказ составлял 160 миллионов рублей, а год спустя - только 35 миллионов и был подписан лишь в декабре. Не обошлось без сокращений. Некоторые уходили сами. Было больно и обидно, что уходят представители династий: вся семья работает на заводе - и все без зарплаты. Принимались решения хотя бы одному члену семьи проплачивать какие-то суммы. Много можно говорить об этом, но это была общая картина в промышленности. Мы выстояли, выплатили долги по зарплате и по-прежнему остались крупнейшим предприятием района, города и всей области. Объединение - ведущий налогоплательщик, а это - зарплата бюджетников, треть пенсий района.

- Существует сегодня проблема кадров?

- Я как-то не расположен называть наших людей кадрами. Самолетостроители - это особая ипостась, тем более чкаловцы. Они не бывают бывшими. Они всегда постоянные, независимо от того, работают сейчас или нет. С тяжелым чувством уходили в эти годы люди с завода... Но мы старались сохранить специалистов ключевых направлений самолетостроения. И это удалось. Начиная с 1999 года начали принимать молодых. Нам нужны специалисты разных профессий. Перспектива во всех отношениях у нас есть.

- Вы сказали, что удалось сохранить кое-что из социальной сферы.

- Непросто далось решение сохранить за собой оздоровительный комплекс в Бурмистрово. Но оставить заводчан и особенно детей без летнего отдыха было недопустимо. Профилакторий - с хорошим лечебным оборудованием - тоже продолжаем содержать. Заводские дачи, Дворец имени Чкалова, гостиницу... Но перед всеми этими объектами поставлена задача привлекать средства со стороны - зарабатывать. Продолжаем оказывать адресную помощь и на содержание жилого фонда.

- В будущее чкаловцы смотрят с оптимизмом?

- Безусловно. Только со сдержанным оптимизмом, реально оценивая ситуацию. А она не всегда зависит только от нас. Первейшая задача - поднять зарплату, но для этого производство должно быть стабильно загружено, над чем продолжаем упорно работать и через Москву, и на местном уровне. 24 октября президент Владимир Путин подписал указ о создании ОАО авиационной компании «Сухой». Наше предприятие войдет в этот холдинг. В указе зафиксированы два главных положения, за которые мы боролись в период его длительной подготовки: если акционирование нашего предприятия - то только со стопроцентным пакетом акций в собственность государства. Налоговые отчисления от хозяйственной деятельности предприятия должны остаться в местном бюджете. Нам это удалось. Наши позиции давно определены, мы их стойко отстаиваем и будем отстаивать дальше. Возвращаясь к вопросу об оптимизме, хочу напомнить слова: «Мы учим летать самолеты, мы учим их страх побеждать. Такая у нас работа...» - делать эту работу без оптимистического взгляда в будущее просто невозможно.

***

Как сообщила газета «Коммерсантъ», на этой неделе представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский побывал на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им. Чкалова.

На заводе полпреду президента представили легкий многоцелевой самолет Ан-38-200 с новым двигателем ТВД-20 Омского моторостроительного завода им. Баранова. Выпуск пассажирского самолета Ан-38 для местных авиалиний вместимостью 26 пассажиров или 8,5 тонны груза освоили в рамках конверсии на НАПО им. Чкалова в 1991 году.

Осмотрев самолет и ознакомившись с его характеристиками, Леонид Драчевский заявил, что «эта машина - одна из самых надежных в российском авиастроении». По его мнению, использование отечественного оборудования позволит не только сделать самолет дешевле, но и вовлечь больше сибирских предприятий в создание и производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

«Коммерсантъ» приводит такие подробности. До сих пор самолеты Ан-38-100 с американскими двигателями Allied Signal ТРЕ-331-14GR-801Е продавались примерно за 4 млн долларов. Для российских авиакомпаний, которые готовы покупать Ан-38 не более чем за 2,5 млн долларов, они оказались слишком дорогими. Поэтому на заводе решили использовать отечественные двигатели. Цена двух двигателей ТВД-20 составляет около 800 тыс. долларов, что позволит снизить цену на самолет более чем на один миллион долларов. Александр Бобрышев пока не готов говорить о серийной цене самолета с российскими двигателями, поскольку речь идет о единичном экземпляре, который всегда стоит дороже. Но, по его словам, в любом случае он будет стоить процентов на сорок дешевле американского. Испытания самолета с новым двигателем планируется провести до конца года.

Главный покупатель, на которого рассчитывает завод, - Индия. Ее потребность, по данным специалистов, составляет 30-40 самолетов.

Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Выходные с авантюристами. Премьера комедии в театре «Красный факел» прошла с аншлагом. Корреспондент «Новостей ОТС» Екатерина Киселева – о том, почему каждый актер по природе авантюрист.
Крупнейший киберспортивный турнир SFG Champions League в четвертый раз определил сильнейших игроков Сибири. Киберспорт набирает обороты – в этом году призовой фонд турнира составил 100 тысяч рублей. По сколько часов в день проводят ребята за мониторами и как перевести на русский язык игровой сленг, куда потратят выигрыш и сколько лет самому молодому геймеру Новосибирска? Подробнее в материале VN.ru.
12.12.2017 Видео
В Новосибирском зоопарке имени Ростислава Шило новые обитатели - земляные волки. От глаз посетителей и журналистов новички еще прячутся, зато старожилы пережидают мягкую зиму на открытом воздухе. Как новосибирская фауна готовится к заморозкам, узнали корреспонденты ОТС.