Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

От классики и джаза до «экзотических вкраплений»

11.12.2001
12 декабря в рамках Рождественского фестиваля впервые на новосибирской концертной сцене будет исполнена грандиозная оратория Генделя «Мессия». Музыкальная программа фестиваля действительно впечатляет. Географически она представлена шестью странами, включая Францию и Германию - постоянных партнеров нашей филармонии, а также музыкантами из США, Великобритании, Швеции и Литвы. Если говорить о представленных на фестивале музыкальных направлениях, то это и академические жанры, и джаз и, как говорят в филармонии, «экзотические вкрапления».

IV Рождественский фестиваль искусств: музыкальная программа

 Завтра в рамках Рождественского фестиваля впервые на новосибирской концертной сцене будет исполнена грандиозная оратория Генделя «Мессия». Музыкальная программа фестиваля действительно впечатляет. Географически она представлена шестью странами, включая Францию и Германию - постоянных партнеров нашей филармонии, а также музыкантами из США, Великобритании, Швеции и Литвы. Если говорить о представленных на фестивале музыкальных направлениях, то это и академические жанры, и джаз и, как говорят в филармонии, «экзотические вкрапления».

О том, как составляется фестивальная программа, как определялся круг музыкантов, что ждет новосибирских меломанов в фестивальные дни, об организации фестиваля, его перспективах и проч., корреспондент «ВН» беседует с художественным руководителем Новосибирской филармонии Владимиром Калужским.

- Если говорить о «Мессии» Генделя, то ее исполнение здесь было моей многолетней мечтой. Есть творческая идея и под определенный проект начинается поиск исполнителей - через Интернет или через музыкантов, с которыми мы контактируем. Во время наших гастролей во Франции полтора года назад, где мы были с ансамблем Павла Шаромова, услышали «Мессию» в исполнении в том числе и литовского хора. Возникла идея пригласить хор к нам. Литовский хор стал основой, далее начали искать четырех исполнителей-солистов. Бас - наш Николай Лоскуткин, сопрано и меццо-сопрано - две молодые леди из Германии (Соня Верена-Никола и Ирис Леман), и Интернет принес подарок - вышли на некоего Тома Раскина, англичанина, который, как оказалось, является звездой первой величины. Когда к нам приезжали англичане, то, увидев его фотографии на афишах, изумлялись необыкновенно тому, как нам удалось заполучить такую величину. Есть, извините, ненормальные иностранцы, которые хотят приехать в Сибирь на один-два дня, чтобы потом всю жизнь детям и внукам об этом рассказывать.

- Как репетируются столь грандиозные сборные проекты, если музыканты приезжают на короткое время и видят друг друга впервые?

- Все идет практически с колес. Принцип антрепризы. Все это много раз пели и играли в многочисленных городах и весях, в разных странах и на разных континентах. Собираются здесь, очень быстро друг к другу приспосабливаются - и вперед. Только дирижер Хо Чанг Е работает с нашими инструменталистами достаточно долго. А солисты приезжают буквально за день, за два до концерта - соединяются, одна генеральная репетиция...

Иногда удается находить исполнителей совершенно феноменальных, таких как Мишель Летек из Франции, тоже звезда первой величины, или Улья Рамос, индеец из Перу, сейчас живущий во Франции. Он играет очень мягкую, красивую музыку на флейте Пана, древнем духовом инструменте. Включен в фестивальную программу и джаз-квартет Пуми Арно «Вспоминая Сиднея Бише». Сидней Бише - современник Луи Армстронга (тоже, кстати, из Нью-Орлеана), после 2-й мировой войны осел во Франции, где играл джаз и был очень почитаем. Бише связал американский джаз с французским. «Вспоминая Сиднея Бише» - в память того нью-орлеанского, или, как он стал позже называться, чикагского джаза, который существовал в 20-30-е годы.

- С первых Рождественских фестивалей сложилась традиция совместных выступлений наших музыкантов с гостями...

- Стараемся дать и нашим ребятам возможность поработать, продумываем варианты. Приезжает французский джаз, предлагаем сыграть что-нибудь с нашим Биг-Бэндом Толкачева, в хоровой партитуре «Мессии» участвуют «Маркелловы голоса», в проекте задействован и ансамбль солистов «Новосибирская камерата», шведский ансамбль старинной музыки «MARE BALTICUM» выступает, как сходный коллектив, в компании с нашей «INSULA MAGICA».

- Новостью IV фестиваля можно считать ваш выход на область. Нет ли идеи сделать со временем фестиваль региональным?

Завтра у дирижерского пульта Хо Чанг Е (США)
 - Пока выход на область только на уровне наших коллективов, хотя мы вполне бы могли договориться и с партнерами, которые совсем не против давать один концерт у нас, а другой, например, в Искитиме или Бердске. Все фестивали, европейские и американские, никогда не проводятся в одном городе, они, как правило, идут по всей общине (району или сельсовету, как угодно назовите). Там нет понятия центр и периферия, правда, там и различий в залах нет, но это уже другая проблема. Что касается выхода на регион, есть у нас идея, она сложная технически, но мы все же попробуем ее осущестить. Договариваемся с филармонией Кемерова, перевозим туда машиной музыканта (это копейки в общей массе затрат), человек там работает, на этом зарабатывает деньги другая филармония, и мы уже можем делить с ними некие тяготы. Хотя бы по дорогам, именно транспорт, расстояния оттягивают значительную часть бюджета. Гонорары мы могли бы обеспечить, но расстояния от Парижа, Стокгольма и прочее и прочее - это серьезно. Выход на соседей - это и дух корпоративности, товарищества и для нас некоторое удешевление проекта...

- Известно, что во всем мире на столь престижные мероприятия продажа билетов начинается за несколько лет...

- Если бы мы год назад сказали, что продаем билеты на «Мессию» Генделя, нас бы просто приняли за сумасшедших. Наши люди сразу начинают рассуждать, мало ли что будет через год, мало ли что с нами случится: типично российские размышления. А во всем мире люди нормально планируют свою жизнь, они знают, что с ними будет, если конечно, не дай Бог, не катаклизмы, от которых никто не застрахован.

И концертные организации мира работают с большой перспективой. Это удобно и для организаций, и для зрителей, которые на этом экономят какие-то суммы, поскольку инфляция есть не только у нас. Для меня, например, идеальной представляется такая организация, когда на закрытии одного фестиваля, мы объявляем программу следующего, а через 3-5 дней уже начинаем продавать билеты. Но пока мы от такой четкости еще очень далеки. А артисты европейские, американские, азиатские расписаны по годам, и года на полтора - как минимум. И если мы хотим избавить себя от случайности, если хотим, чтобы это был действительно высокий уровень, хотим делать разнообразные программы, вставлять новые имена, мы должны к этому стремиться, иначе нам будет очень трудно.

Думаю, со временем это придет. А пока уже само по себе существование такого фестиваля для города большое счастье. Я не знаю других городов, кроме столиц, где бы подобное проводились с такой очевидностью и на таком уровне. При нынешнем состоянии концертной жизни (я имею в виду не число концертов, а обмен творческими силами), с тех пор, как государство оказалось не в силах финансировать ее в полном объеме и с прежней степенью регулярности, она, по сути дела, увяла. Каждый работает у себя на месте и считает счастьем возможность одной-двух поездок. Новосибирск в этом отношении город исключительный, у нас достаточно своих сил и мы обеспечиваем себя сами, но и мы, как и все, нуждаемся в обновлении, впрыскивании свежей крови, и фестиваль, пусть раз в два года, нам эту очень интенсивную добавку дает. Не то чтобы следующие два года мы жили воспоминаниями, но мы понимаем, что у нас действительно происходит нечто очень важное.

Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.