Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

От классики и джаза до «экзотических вкраплений»

11.12.2001
12 декабря в рамках Рождественского фестиваля впервые на новосибирской концертной сцене будет исполнена грандиозная оратория Генделя «Мессия». Музыкальная программа фестиваля действительно впечатляет. Географически она представлена шестью странами, включая Францию и Германию - постоянных партнеров нашей филармонии, а также музыкантами из США, Великобритании, Швеции и Литвы. Если говорить о представленных на фестивале музыкальных направлениях, то это и академические жанры, и джаз и, как говорят в филармонии, «экзотические вкрапления».

IV Рождественский фестиваль искусств: музыкальная программа

 Завтра в рамках Рождественского фестиваля впервые на новосибирской концертной сцене будет исполнена грандиозная оратория Генделя «Мессия». Музыкальная программа фестиваля действительно впечатляет. Географически она представлена шестью странами, включая Францию и Германию - постоянных партнеров нашей филармонии, а также музыкантами из США, Великобритании, Швеции и Литвы. Если говорить о представленных на фестивале музыкальных направлениях, то это и академические жанры, и джаз и, как говорят в филармонии, «экзотические вкрапления».

О том, как составляется фестивальная программа, как определялся круг музыкантов, что ждет новосибирских меломанов в фестивальные дни, об организации фестиваля, его перспективах и проч., корреспондент «ВН» беседует с художественным руководителем Новосибирской филармонии Владимиром Калужским.

- Если говорить о «Мессии» Генделя, то ее исполнение здесь было моей многолетней мечтой. Есть творческая идея и под определенный проект начинается поиск исполнителей - через Интернет или через музыкантов, с которыми мы контактируем. Во время наших гастролей во Франции полтора года назад, где мы были с ансамблем Павла Шаромова, услышали «Мессию» в исполнении в том числе и литовского хора. Возникла идея пригласить хор к нам. Литовский хор стал основой, далее начали искать четырех исполнителей-солистов. Бас - наш Николай Лоскуткин, сопрано и меццо-сопрано - две молодые леди из Германии (Соня Верена-Никола и Ирис Леман), и Интернет принес подарок - вышли на некоего Тома Раскина, англичанина, который, как оказалось, является звездой первой величины. Когда к нам приезжали англичане, то, увидев его фотографии на афишах, изумлялись необыкновенно тому, как нам удалось заполучить такую величину. Есть, извините, ненормальные иностранцы, которые хотят приехать в Сибирь на один-два дня, чтобы потом всю жизнь детям и внукам об этом рассказывать.

- Как репетируются столь грандиозные сборные проекты, если музыканты приезжают на короткое время и видят друг друга впервые?

- Все идет практически с колес. Принцип антрепризы. Все это много раз пели и играли в многочисленных городах и весях, в разных странах и на разных континентах. Собираются здесь, очень быстро друг к другу приспосабливаются - и вперед. Только дирижер Хо Чанг Е работает с нашими инструменталистами достаточно долго. А солисты приезжают буквально за день, за два до концерта - соединяются, одна генеральная репетиция...

Иногда удается находить исполнителей совершенно феноменальных, таких как Мишель Летек из Франции, тоже звезда первой величины, или Улья Рамос, индеец из Перу, сейчас живущий во Франции. Он играет очень мягкую, красивую музыку на флейте Пана, древнем духовом инструменте. Включен в фестивальную программу и джаз-квартет Пуми Арно «Вспоминая Сиднея Бише». Сидней Бише - современник Луи Армстронга (тоже, кстати, из Нью-Орлеана), после 2-й мировой войны осел во Франции, где играл джаз и был очень почитаем. Бише связал американский джаз с французским. «Вспоминая Сиднея Бише» - в память того нью-орлеанского, или, как он стал позже называться, чикагского джаза, который существовал в 20-30-е годы.

- С первых Рождественских фестивалей сложилась традиция совместных выступлений наших музыкантов с гостями...

- Стараемся дать и нашим ребятам возможность поработать, продумываем варианты. Приезжает французский джаз, предлагаем сыграть что-нибудь с нашим Биг-Бэндом Толкачева, в хоровой партитуре «Мессии» участвуют «Маркелловы голоса», в проекте задействован и ансамбль солистов «Новосибирская камерата», шведский ансамбль старинной музыки «MARE BALTICUM» выступает, как сходный коллектив, в компании с нашей «INSULA MAGICA».

- Новостью IV фестиваля можно считать ваш выход на область. Нет ли идеи сделать со временем фестиваль региональным?

Завтра у дирижерского пульта Хо Чанг Е (США)
 - Пока выход на область только на уровне наших коллективов, хотя мы вполне бы могли договориться и с партнерами, которые совсем не против давать один концерт у нас, а другой, например, в Искитиме или Бердске. Все фестивали, европейские и американские, никогда не проводятся в одном городе, они, как правило, идут по всей общине (району или сельсовету, как угодно назовите). Там нет понятия центр и периферия, правда, там и различий в залах нет, но это уже другая проблема. Что касается выхода на регион, есть у нас идея, она сложная технически, но мы все же попробуем ее осущестить. Договариваемся с филармонией Кемерова, перевозим туда машиной музыканта (это копейки в общей массе затрат), человек там работает, на этом зарабатывает деньги другая филармония, и мы уже можем делить с ними некие тяготы. Хотя бы по дорогам, именно транспорт, расстояния оттягивают значительную часть бюджета. Гонорары мы могли бы обеспечить, но расстояния от Парижа, Стокгольма и прочее и прочее - это серьезно. Выход на соседей - это и дух корпоративности, товарищества и для нас некоторое удешевление проекта...

- Известно, что во всем мире на столь престижные мероприятия продажа билетов начинается за несколько лет...

- Если бы мы год назад сказали, что продаем билеты на «Мессию» Генделя, нас бы просто приняли за сумасшедших. Наши люди сразу начинают рассуждать, мало ли что будет через год, мало ли что с нами случится: типично российские размышления. А во всем мире люди нормально планируют свою жизнь, они знают, что с ними будет, если конечно, не дай Бог, не катаклизмы, от которых никто не застрахован.

И концертные организации мира работают с большой перспективой. Это удобно и для организаций, и для зрителей, которые на этом экономят какие-то суммы, поскольку инфляция есть не только у нас. Для меня, например, идеальной представляется такая организация, когда на закрытии одного фестиваля, мы объявляем программу следующего, а через 3-5 дней уже начинаем продавать билеты. Но пока мы от такой четкости еще очень далеки. А артисты европейские, американские, азиатские расписаны по годам, и года на полтора - как минимум. И если мы хотим избавить себя от случайности, если хотим, чтобы это был действительно высокий уровень, хотим делать разнообразные программы, вставлять новые имена, мы должны к этому стремиться, иначе нам будет очень трудно.

Думаю, со временем это придет. А пока уже само по себе существование такого фестиваля для города большое счастье. Я не знаю других городов, кроме столиц, где бы подобное проводились с такой очевидностью и на таком уровне. При нынешнем состоянии концертной жизни (я имею в виду не число концертов, а обмен творческими силами), с тех пор, как государство оказалось не в силах финансировать ее в полном объеме и с прежней степенью регулярности, она, по сути дела, увяла. Каждый работает у себя на месте и считает счастьем возможность одной-двух поездок. Новосибирск в этом отношении город исключительный, у нас достаточно своих сил и мы обеспечиваем себя сами, но и мы, как и все, нуждаемся в обновлении, впрыскивании свежей крови, и фестиваль, пусть раз в два года, нам эту очень интенсивную добавку дает. Не то чтобы следующие два года мы жили воспоминаниями, но мы понимаем, что у нас действительно происходит нечто очень важное.

Резонанс
Новости
18.12.2017
Помещения специально под фермы для майнинга криптовалюты начали сдавать в аренду новосибирцы. Стоимость аренды этих помещений ниже средней цены по городу, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU.
В редакцию «Новостей ОТС» обратились жители многоквартирного дома на улице Котовского в Новосибирске. Доставщик питьевой воды своей машиной повредил козырек над подъездом и скрылся с места происшествия. При этом дорожные полицейские не проявляют активности в поисках нарушителя, несмотря на то, что известен номер машины.
На ретро-дискотеку 90-х в ЛДС «Сибирь» в Новосибирске пришли 2800 человек. Одной из самых ярких звезд стала Алиса Мон, чья песня «Алмаз» в 90-х годах прошлого века была очень популярна. Певица дала интервью корреспонденту VN.ru, в котором рассказала о том, как живет сейчас, как был написан хит, и поделилась секретами красоты.
Герой Советского Союза, ветеран войны в Афганистане - его часто сравнивают с Алексеем Маресьевым. Отец Киприан, в миру Валерий Бурков, посетил Новосибирск. Он побывал в школах, реабилитационных центрах и патриотических клубах. С человеком уникальной судьбы встретился корреспондент ОТС.
Главный городской каток передислоцировался с площади Ленина в Центральный парк, чтобы радовать горожан до самой весны. Сколько стоит прокат коньков, кофе и кабинки, и как оценили ледовое покрытие первые посетители, в материале VN.ru.
Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников вышел к участникам пикета по вопросу расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Активисты пришли 15 декабря к зданию Правительства Новосибирской области.