Новосибирск 14.3 °C

Профсоюзы стремятся к единству

14.12.2001 00:00:00

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Как известно, в конце ноября в Москве состоялся четвертый съезд Федерации независимых профсоюзов России. В его работе приняла участие представительная делегация западно-сибирских железнодорожников. После съезда мы встретились с председателем дорпрофсожа Западно-Сибирской железной дороги Николаем Никифоровым и попросили его ответить на ряд вопросов.

- Николай Алексеевич, где разместили делегацию и где состоялся съезд?

- Разместили нас хорошо, в гостинице «Россия». А рядом, в Гостином Дворе, проходил сам съезд. В его работе приняли участие 810 делегатов и около восьмисот приглашенных. В том числе были многочисленные зарубежные гости из 53 стран мира, и, естественно, журналисты.

- Пресса как-то уж больно скупо освещала работу съезда. Расскажите поподробнее о его работе. Ведь в первый день на открытии был сам президент?

- Открыл съезд председатель генерального совета ФНПР Михаил Викторович Шмаков. И сразу же предоставил слово Владимиру Владимировичу Путину.

Президент выступил лаконично и выделил четыре основных момента.

Первое, он подчеркнул большую роль профсоюзов в общественно-политической жизни страны и их влияние на саму власть. Профсоюзы заметно активизировали свою деятельность в защите прав трудящихся страны, отстаивании права на работу и достойную зарплату.

Владимир Владимирович говорил и о том, что в настоящее время меняется спрос на рабочую силу. Появилось множество новых профессий, которых прежде просто не было. И профсоюзы должны учитывать новые условия жизни и работы людей.

Он говорил и о социальном партнерстве профсоюзов и власти. Это взаимодействие должно быть конструктивным и деловым. Что и наблюдается в последнее время.

И наконец он говорил о необходимости решать социальные проблемы, которых накопилось достаточно. И роль профсоюзов в этом деле нельзя не учитывать, и она должна возрастать.

Затем выступили несколько человек с приветствиями к съезду. А потом после перерыва были уже избраны рабочие органы съезда. И надо сказать, что атмосфера была открытой, непринужденной. Делегаты были размещены за столиками на западный манер. И это создавало какую-то непринужденную атмосферу. К слову, профсоюз железнодорожников и транспортных строителей принимал участие в работе съезда ФНПР впервые. После нашего отраслевого съезда в марте этого года было принято решение вступить в Федерацию. До этого мы существовали отдельно.

- А чем было вызвано это решение? Ведь железнодорожники всегда держались особнячком?

- Новыми отношениями в обществе в целом. У нас появилось много общих задач, и лучше решать их совместно. То есть налицо стремление к объединению усилий профсоюзного движения в целом.

- В чем была главная особенность доклада Шмакова?

Железнодорожный университет давно стал также и научной лабораторией Западно-Сибирской железной дороги
 - Это был, в общем-то, не отчет как таковой. Хотя говорилось и о работе руководства профсоюзов. Но в значительной части доклад содержал анализ жизни людей и социально-экономической ситуации в стране. Профсоюзы видят свою задачу в защите интересов людей. Не секрет, жизнь в последнее десятилетие в значительной степени осложнилась. И профсоюзам надо настойчивее отстаивать интересы россиян.

30 процентов всего населения живут за чертой бедности, ниже прожиточного минимума. Ну куда это годится? Сейчас дела в экономике пошли на поправку, но ведь совсем недавно люди, особенно бюджетники, месяцами, а то и годами не получали зарплату. И без того нередко мизерную. И профсоюзы, конечно, должны защищать людей.

Немало говорилось о пенсионных делах. Предстоящая реформа многих настораживает. И не без оснований.

Проблема так называемого «черного нала» пагубно отражается на заработанной пенсии. И законодатели явно затягивают решение этого вопроса. Миллион с лишним граждан в России стоят на учете в службе занятости. Это только официально. В три с лишним раза снизилось количество отдыхающих в домах отдыха и санаториях. Единый социальный налог больно ударил по социальному страхованию. Льгот почти нет. Так как нет у социального страхования денег. Правительство предлагает активнее использовать средства предприятий. Но какие могут быть средства, допустим, у больницы или школы? Повсеместно закрываются детские здравницы.

Да, сейчас положение стало немного улучшаться. Но правительство совершает порой недопустимые ошибки в том, что касается коренных вопросов жизни простых людей.

Очень жесткая критика была в адрес министра труда Александра Починка. Раздавались даже призывы объявить ему вотум недоверия и требовать от правительства освободить его от работы.

Выступил и сам Александр Починок. Он был сдержан и корректен. Выступала и вице-премьер Валентина Матвиенко. Оба пытались как-то обясниться. Но ничего хорошего обещать они не могли.

Есть проблемы и в самих профсоюзах. Стареет организация. Вместе со старением всего населения. И получается замкнутый круг. Рождаемость падает по причине бедности, а бедны, потому что стареем. И тут, конечно, роль профсоюзов в отстаивании интересов в первую очередь малоимущих людей очень велика.

- Расскажите немного о профсоюзной организации Западно-Сибирской железной дороги. Велика ли она?

- 162 тысячи человек. 98 процентов всех работающих - члены профсоюза. В то время как на многих частных предприятиях профсоюзные организации вообще не действуют. А некоторые хозяева просто не дают рабочим объединяться и преследуют членов профсоюза. Это совершенно новое явление в нашей жизни.

Но дорога сумела сохранить свою организацию в прежнем составе. Был период небольшого оттока. Но потом все стало на свои места. Люди видят, что есть защита со стороны профсоюза.

Главные железнодорожные ворота Новосибирска. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Плюс у нас еще 80 тысяч ветеранов. Активно работает совет ветеранов. И ваша газета писала об этом. О ветеранах мы заботимся. Мы сохраняем за ними льготы. Немножко помогаем материально. И они активно участвуют в нашей жизни.

Четыре отделения дороги. 448 первичных организации. Так что сила немалая. Она, кстати, помогает решать и производственные вопросы. Не только требовать, но и помогать.

У нас, разумеется, и проблем немало. Одна из них - трудовая занятость. Приходит новая техника. Людей надо сокращать. Да и объемы работ стали значительно меньше. Сейчас, правда, экономика немножко оживилась, возросли грузоперевозки. Но до прежних объемов еще далеко.

Но мы ни одного человека не выставили на улицу. Предлагаем другую работу. Естественная убыль происходит. А если и сокращаем, то только с письменного заявления работающего. Так что забота о людях на дороге подлинная, а не показная.

Нам удалось сохранить наши учебные заведения, в том числе два университета, Омский и Новосибирский. Мы содержим лечебные заведения. Помогаем людям в приобретении путевок в здравницы МПС, и не только нашего ведомства.

Жилье, правда, передаем муниципалитету. Но ведь известно же, что в наших домах живет очень много людей, не имеющих никакого отношения к дороге. И лечатся в наших больницах очень много нежелезнодорожников.

Нужно отдать тут должное руководству и МПС, и Западно-Сибирской железной дороги. Толковое и заботливое у нас руководство.

- Николай Алексеевич, как вы объясните, что на дороге сумели сохранить традиции, поддерживаются порядок и дисциплина, отрасль активно развивается. Хотя давно нет ни политотделов, ни парткомов, которые в свое время очень крепко выполняли контролирующую функцию?

- Тут отвечу просто. Именно в традициях российских железных дорог весь секрет. Жесткая дисциплина на дороге была всегда. Не будет дисциплины, не будет и порядка. Что значит, например, если машинист «примет» на рабочем месте? А за спиной у него многие тысячи тонн груза или полторы тысячи человеческих жизней? Так что слава Богу, что так есть.

И нужно отдать должное правительству: заботится оно о стальных магистралях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: