Роберт Лахно сумел протянуть струну из середины веков
В старину на Руси в некоторых местах существовал такой обычай: жених на свадьбу обязательно дарил невесте гусли. Видимо, их гармоничные серебристые переливы должны были нести в семью любовь и счастье. Игрой на гуслях славяне удивляли царей Византии еще в девятом веке, причем умели играть на них не только скоморохи, но и воины. Вспомним былинных русских богатырей - Садко, Ставра Годиновича - они тоже владели искусством игры на гуслях, это соответствовало образу благородного рыцаря, распространенному не только у нас, но и в западной культуре. Теперь этот редкий инструмент можно найти только в частных мастерских народных умельцев да в глухих деревнях.
Есть и у нас в Новосибирске мастер, уже долгое время занимающийся изготовлением гуслей. Умельца зовут Роберт Лахно, он работает в Центре русского фольклора и этнографии.
- Первые свои гусли я сделал в 1995 году, - рассказывает Роберт Валерьевич. - До сих пор мне кажется, что это самое лучшее, что я делал в своей жизни. Все началось с моего прихода в центр, я послушал народную музыку, ближе соприкоснулся с культурой русского народа. Меня заинтересовали старинные инструменты, на которых уже практически никто не играет, и я решил сделать гусли, в чем мне сильно помогла книга Фомицына «Гусли. Русский народный инструмент». К тому же мне удалось встретиться с музыкантом-гусляром, долгое время ездившим по деревням и собиравшим народные напевы, наигрыши. Он мне показал, как надо гусли настраивать и играть. Да и вообще, хочешь научиться играть на инструменте - сделай его своими руками. А я их переделал немало.
- У вас есть какое-то специальное музыкальное образование?
- Нет, да мне кажется, что это и лучше, когда душой играешь, как будто сам Космос управляет руками. Поэтому не очень люблю сценические выступления, там выдаешь программу, и никакого тебе полета, никакой импровизации. Сцена обязывает. Скоро мы планируем записывать музыку студийно, хотя опять же выступлений это не заменит.
- Часто приглашают куда-то выступать?
- Постоянно. Недавно был в православной гимназии, познакомил ребятишек с гуслями. Часто выступаю на концертах, куда приезжают всякие иностранные делегации. Иностранцы вообще в восторге от гуслей, а вот наши как-то меньше реагируют. У нас казаки раз ездили в Берлин, так влет одни гусли продали в какой-то частный музей. Голландцам-этнологам тоже недавно продал гусли за 100 долларов.
- Так дешево!?
- А мне все говорят, что я дурак, когда узнают, за сколько я гусли продаю. Фольклористы - вообще народ бедный, потому что бескорыстный. Фольклорные ансамбли тоже часто заказы делают, особенно те, кто работает с детьми. На гуслях ведь очень просто научиться играть, намного легче, чем на балалайке. Им, конечно, еще дешевле продаю.
- Долго вы гусли делаете?
- На одни гусли около месяца уходит, но я ведь не занимаюсь ими постоянно, все время какие-то дела находятся, я же еще и других учу своему ремеслу.
- А из деревень какие-нибудь старинные гусли привозили?
- Я пока в фольклорных экспедициях не принимал участия, а вот наши и находили, и привозили. Так, например, в псковской деревне нашли старообрядческие гусли прошлого века, у них в середине крест вырезан, а обычно на этом месте цветочки всякие, лепестки. А вообще, традиционные инструменты украшать не принято. Я даже своего авторского знака на них не ставлю. Русские мастера практически никогда своего клейма не оставляли. Это как в притче: срубили мужики церковь без единого гвоздя, почесали головы: «Эх, однако, нигде такой нет!» и пошли дальше.
Не гуслями едиными... Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
- Конечно, не на одних же гуслях зацикливаться. Вот еще, например, пыляны. Это инструмент наподобие маленькой дудки. У нас их делали из крапивы, а в других странах - из бамбука. Считается, что пыляны - это самый первый инструмент на земле, хотя с историей инструментов вообще такая неразбериха. Сейчас, к примеру, есть мнение, что даже скрипки пошли от нас, от русских. А гусли - это точно русский инструмент. Хотя гусли бывают разные. В раскопках под Новгородом нашли гусли 12 века, похожие на арфу, вот эти, скорей всего, заимствованы, для русских такая форма несвойственна. В принципе, у всех народов, которые охотились при помощи лука и стрел, есть подобные гуслям инструменты. По крайней мере, это одна из самых распространенных версий о происхождении гуслей.
- На гуслях играют только мужчины?
- На самом деле на них могут играть и мужчины, и женщины, это, так сказать, универсальный инструмент. А вот на другие инструменты есть градация. Например, калюка (дудка с поршнем) и рожки - традиционно мужские инструменты. Сейчас, бывает, приходят девушки и просят сделать им калюку. Ну не бабское это дело, играйте вон на пылянах, а мужские инструменты не трогайте.
- Как вы думаете, а со временем это занятие не умрет?
- Думаю, что нет. У меня уже сейчас много последователей. Вообще, в последнее время интерес к народным традициям, к фольклору вырос, хотя, конечно, до западного уровня еще далеко. В Европе на народных инструментах играют и в деревне, и на эстраде раскручивают. Но и у нас тоже много новых фольклорных ансамблей появилось, так что надежда есть. Музыка - это ведь часть нашей культуры, а ее забывать нельзя.