Новосибирск 11.5 °C

Петр Владимиров: «Театр в России издавна был антрепренерский»

14.12.2001 00:00:00

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сразу скажу, что автор этих заметок не театровед. Но кто запретит мне любить театр так же, как его любили великие? Это мое внутреннее право - объясниться ему в любви. У многих это происходит чаще, у меня - реже. В силу профессиональной функциональной заданности.

6 января, сразу после Нового года, театр «Актерская антреприза» Новосибирского дома актера отметит свое четырехлетие. И за этот срок из актерского капустника он превратился, осмелюсь утверждать, в настоящий профессиональный театр. Со своим почерком и лицом.

И все эти годы его ведет и возглавляет бывший очень молодой актер «Красного факела» Петр Владимиров, которому сейчас «уже» 27.

Два года назад мне довелось впервые попасть на спектакль «Подходцев и другие» по рассказу Аркадия Аверченко.

...Жил да был некто Подходцев. А около него еще несколько людей притулилось. Странноватая компания, как и во многих случаях, у Аверченко. И на поверхностный взгляд не очень чистоплотная. И выпить не дураки. И знают, как раскрутить на это своего более-менее состоятельного товарища. И обман, и шантаж где-то чувствуются рядом. Но души-то их все же изначально светлые. Вспомните примеры из отечественной и зарубежной классики - «Челкаш», «Мальва» Горького, «Пейсано» Стейнбека, не говоря уж о Мопассане...

В человеке всегда причудливо уживаются не самые светлые качества души с глубокой искренностью и добротой.

Тогда «Антреприза» была еще совсем «зеленой». Поставил «Подходцева» сам Владимиров. Было очень смешно и трогательно. И молодые актеры из «Красного факела» были ему под стать. И хотя уже тогда спектакли «Антрепризы» шли при аншлаге на сцене Дома актера, все-таки что-то смущало: какой-то полукапустник. И как к нему относиться? Не очень-то понятно.

И привлекаемых артистов из других театров совсем недавно в «Антрепризе» было раз, два и обчелся.

Сейчас ситуация в принципе иная. И актеров задействовано несколько десятков, и названий в репертуаре тоже около двух десятков.

Через два года состоялась «Нина». Постановщик - Николай Тимофеев. А в главной роли - заслуженная артистка России актриса «Красного факела» Татьяна Классина.

Вроде бы все тот же искрометный смех, то же дурашниченье на сцене. Но насколько все вывереннее и тоньше! Изменилось очень многое. Это уже не просто ребята собрались по зову своего товарища: а ну-ка попробуем.

Всего трое артистов на сцене. Сценографии - почти никакой. Извечный любовный треугольник со своими, ну, очень смешными проблемами. Героям вроде и сочувствуешь, и смеешься над ними.

Вот один из монологов, прозвучавших в спектакле. Нина: «Бедные мужчины, у них только одно слово на уме. Они всегда хотят свободу, как большую игрушку, без которой, как им кажется, они не смогут жить, а получив эту игрушку, забрасывают ее на чердак... Мы, как и все, пытаемся сжульничать, сочетая с любовью и счастьем женитьбу и свободу...»

Слышите? Это очень похоже на размышления о театре - «свободном» и «несвободном»? Семь вечеров в неделю, включая и понедельник, - и всегда аншлаг. Попробуем задуматься вместе с Петром Владимировым: почему?

- Петр, всегда ли антреприза хороша на сцене как вид театрального искусства? Вот собралась группка известных московских актеров и поехала, будем откровенны, подзаработать...

- И нередко ничего не получается. Потому что установка изначально иная. Они ведь не искусство везут, а иллюстрацию своей популярности.

- А почему в последние годы антреприза стала столь популярной вообще?

- Не только в последние годы. Театр в России издавна был антрепренерский. Собрались - поставили. А уж судить публике. Жесткая «прописка» артистов появилась много позже.

Что же касается последних лет, причин основных две: почему талантливый артист должен нищенствовать, жить хуже мелкого коммерсанта? И еще: не путайте наш театр с другими товариществами актеров. Во всяком случае, мне не известны пока аналогичные примеры.

Новосибирск-театральный, разумеется, не последний город в России. Тут есть возможность развернуться. Но традиционный советский театр свои позиции удерживает еще очень крепко. Актер - лишь материал для режиссера. Вот мы и хотим из-под подошвы хоть иногда выпрыгивать.

- Мне лично результат нравится. Но ведь не всякому режиссеру он может быть по душе?

- Не всякому. И тут есть особенности. Платить сегодня даже хорошему актеру театр сам не в состоянии. Дают подработать. И еще: вряд ли бы был так популярен даже БДТ Товстоногова, если бы он не давал сниматься в кино своим артистам. Так и у нас: уже замечено, участники наших спектаклей начинают играть лучше, ярче на своих «родных» сценах, после работы у нас.

- Спорный тезис. Мы привыкли, что театр - это в первую очередь худрук со своей позицией, своим мировоззрением, в том числе и художественным. Театр должен иметь цель, дальний берег, к которому нужно плыть. К чему плывете вы?

- К раскрытию лучших артистических и организационных качеств. Артист у нас полностью свободен. Его личность раскрывается максимально.

- Но кто-то ведь должен иметь цель конкретного спектакля! Иначе лапша получится! Откуда возникает замысел очередной постановки?

- Нас в городе знают уже достаточно хорошо. К нам приходят известные люди, уже не только молодежь, и говорят: у меня есть проект. Давай твой проект! И если это действительно интересно, реализуй задуманное.

- То есть каждая микрогруппа имеет все-таки свою программу и своего художественного руководителя?

- Не только. У театра уже сложилось свое лицо, и мы продолжаем его совершенствовать. Безусловно, это невозможно без коллектива единомышленников.

- Уже заметно ваше движение вперед. А что дальше?

- А дальше - мы поставили «Квадратуру круга» Катаева, «Женитьбу» Гоголя. У нас готовится премьера по «Старшему сыну» Вампилова. Посмотрите внимательно наш репертуар: это очень неплохая драматургия. Нам самим хочется роста, а не просто смешить публику. Наверное, я буду выглядеть излишне самоуверенным, а этого и не надо, но работать-то интересно!

Летом, когда в Новосибирске был Константин Райкин со своим «Контрабасом», на пресс-конференции его спросили: «Что для вас важнее: мнение зрителя или суровый взгляд профессионального критика?» Он, не задумываясь, ответил: «Мнение зрителя». Мы как театральный коллектив себе цену знаем, но работаем все же для зрителя.

Пока о сравнениях говорить не будем. Поживем - увидим. Но семь раз в неделю даже в Доме актера, с его небольшим залом, аншлаг - это не так уж мало. Этот театр живет и развивается. Есть мечты и о большой театральной сцене.

Пожелаем «Антрепризе» удачи. Не ходить же всю жизнь в колодках традиций.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: