Фото Александра СОЛОВЬЕВА |
В мэрии подведены итоги исполнения бюджета города Новосибирска за 9 месяцев 2001 года.
Плановое задание по поступлению доходов выполнено в целом на 59,3%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходная часть увеличилась на 30% - в городской бюджет поступило более 3 млрд 70 тысяч рублей. В отличие от прошлых лет весь объем доходов получен денежными средствами. По налоговым доходам план выполнен на 62,4%. По неналоговым - на 65,1% - это почти на 96 млн рублей больше, чем за 9 месяцев 2000 года.
Самый большой вклад в наполнение бюджета - более 1/3 - вносит подоходный налог. По этому виду налога получено свыше 1 млрд рублей, что составляет 67,9% от годового плана. Согласно прогнозу, годовой план по подоходному налогу будет выполнен в полном объеме.
Тот же результат ожидается получить по налогу на землю. За 9 месяцев исполнение плана составило 55,1%, однако сроки уплаты очередных платежей приходятся на 4-й квартал, и до конца года ситуация выровняется. Небольшое отставание есть пока по поступлению налога с продаж (66,3%). Ожидается перевыполнение годового плана по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности (процент выполнения за 9 месяцев - 75,1). Будет также перевыполнен план по поступлениям средств от размещения наружной рекламы (ожидаемый результат - 42 млн рублей). Согласно прогнозу, в полном объеме будет собран налог на имущество предприятий (факт 9 месяцев - 70,9%).
Непростая ситуация складывается с поступлением второго по емкости бюджетообразующего налога - налога на прибыль предприятий и организаций (46,3%). В настоящее время в городе идет значительный рост числа убыточных предприятий: за 9 месяцев их стало больше почти вдвое. В пищевой, легкой промышленности убыточными являются около трети предприятий, в стройиндустрии, электроэнергетике и некоторых других отраслях - около половины.
Недовыполнение плана отмечено также по акцизам (47,3%), что связано со снижением объемов производства местными производителями винно-водочной продукции.
План по расходам городского бюджета исполнен за 9 месяцев на 66,3%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года исполнение расходной части увеличилось на 44,2%. Статьи расходов профинансированы на сумму более 3 млрд 730 млн рублей. Недовыполнен план по капитальным вложениям (35,2% от годовых назначений), отставание наблюдается также в жилищно-коммунальной отрасли, здравоохранении.
Наибольший удельный вес в расходах занимает заработная плата работников бюджетной сферы: 22,6% приходится на долю здравоохранения, 24,5% - образования. Более 34% всех расходов бюджета поглощает жилищно-коммунальное хозяйство.
Как было отмечено на заседании президиума мэрии, где обсуждались итоги исполнения бюджета за 9 месяцев, в целом план по доходам и расходам будет выполнен в 2001 году на 100% или близко к этому. Стоит отметить, что речь идет о бюджете, в который в августе, в связи с повышением энерготарифов, пришлось решением горсовета вносить коррективы. В результате чего расходы бюджета, утвержденного в декабре прошлого, 2000 года, были увеличены на 887,5 млн, а доходы - на 696,5 млн. Часть этих средств предполагалось получить за счет пересмотра тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, чего до сих пор не произошло.
Понятно, что такой напряженный бюджет потребовал от городской власти больших усилий по привлечению дополнительных доходов и экономии в расходах. В частности, в департаментах мэрии и районных администрациях в течение года работали комиссии по взысканию налоговой недоимки в бюджет города. Всего за 9 месяцев было проведено более 210 заседаний этих комиссий, на которые приглашались руководители 1328 предприятий-недоимщиков. В результате, за счет погашения долгов в бюджет города получено дополнительно 157 млн рублей.
Кроме того, проводились и другие мероприятия по привлечению в бюджет дополнительных доходов и оптимизации расходов. Эта работа будет продолжена. В настоящее время готовится распоряжение мэра Новосибирска, в котором структурным подразделениям мэрии, районным администрациям будут даны соответствующие поручения. Среди них такие, как содействие предприятиям города в увеличении объемов производства продукции и услуг за счет размещения муниципального заказа, расширения взаимодействия с топливодобывающими регионами, партнерами зарубежных стран; улучшение использования объектов муниципальной собственности за счет сдачи в аренду временно свободных площадей, проведения эффективной тарифной политики, расширения перечня оказываемых услуг и т. д.; совершенствование механизма использования земельных ресурсов; рационализация затрат в городском хозяйстве и учреждениях соцсферы, в том числе за счет тепло-, энерго-, ресурсосбережения и др.
Отдельным пунктом в распоряжении значится работа по легализации доходов, в частности, заработной платы работающих как в сфере обслуживания, так и в сфере производства. Это направление работы по привлечению в бюджет дополнительных доходов становится особенно значимым, если учесть, что на 2002 год план по поступлениям подоходного налога должен увеличиться более чем на 70 процентов.