Новосибирск 0.3 °C

Новосибирск - не просто город, а мультимодальный миллионер

18.12.2001 00:00:00

Профессор Константин Комаров считает,
что у нашего города есть все возможности
стать «сибирским Сиэтлом»

Константин Комаров

 Новосибирск обретает черты регионального центра торговли . На пустырях и стройплощадках происходит прямо-таки взрывной рост оптовых и розничных рынков. Ярмарка - на территории бывшего предприятия «оборонки». Супермаркеты, словно «вломившиеся» под напором какой-то неудержимой силы в заводоуправленческие корпуса.

И все-таки настоящее третье рождение Новосибирска - не выживания, а процветания ради - произойдет тогда, когда к этой, зачастую плохо управляемой, стихии добавится элемент разумного расчета и умения увидеть перспективу. Эту вполне достижимую даль разглядел и изложил в виде концепции ректор Сибирского государственного университета путей сообщения профессор Константин Комаров. Проект превращения Новосибирска в главный транспортно-информационный мультимодальный узел восточных регионов Сибири выношен им в соавторстве с В.К. Башковым и С.А. Максимовым и изложен в скромной брошюре под названием «Место и роль Новосибирска в транспортной инфраструктуре России и мира».

Константин Комаров:

- Все спрашивают: почему именно Новосибирск? Во-первых, потому, что Новосибирск - это центр федерального округа. Всерьез и надолго. А в настоящее время мощный административный ресурс много чего значит... Вдруг мы оказались завязанными на шестнадцать субъектов Федерации. Второе. У нас достаточно много представительств иностранных фирм, экономических структур из Китая, США, Великобритании и так далее... Третье. Новосибирск гармонично вписывается в систему международных транспортных коридоров. Это и железная дорога - Транссиб. И среднеазиатские железнодорожные и автомагистрали. И пути через границу с Китаем. И авиасообщение с Юго-Восточной Азией и Америкой. Говоря о Северной Америке, я имею в виду кросс-полярные трассы. То есть самый краткий путь самолетами через Северный полюс из Сибири, Южной и Юго-Восточной Азии в Америку. В сравнении с полетами через Европу на четыре часа примерно сокращается время полета. Это связано с перспективой развития аэропорта Толмачево. Там сейчас строится вторая взлетно-посадочная полоса. Это будет единственный аэропорт в регионе, который сможет принимать тяжелые четырехмоторные «Боинги».

- Ну и намного ближе будет летать из США и Канады в Индию, в страны Юго-Восточной Азии.

- Да. И это будет очень выгодно, потому что кросс-полярные трассы сокращают стоимость полетов процентов на 30... Еще один аргумент в пользу того, чтобы Новосибирск стал мультимодальным узлом международного значения. Здесь мощное пересечение нефтепроводов и газопроводов. Далее... Существует такая оценка экспертами городов по десяти позициям: oчень высокий потенциал, высокий, просто возможности... Так вот, Новосибирск имеет семь наивысших оценок. За ним идут Красноярск и Иркутск. Это мнение независимых экспертов. Кроме того, здесь уникальный комплекс телекоммуникаций и возможностей информатизации. Плюс к тому институты СО РАН, ГТС, крупнейшая после Москвы и Петербурга; билайновская линия, волоконно-оптическая линия связи. То есть второго такого телекоммуникационного узла в регионе тоже нет. Немаловажно и то, что Новосибирск является центром, генерирующим фундаментальную и прикладную науку на всей территории Сибири и Дальнего Востока. И наконец, здесь расположены всесибирские бизнес-учреждения: Сибирская ярмарка, Фондовая биржа, Валютная биржа... Таким количеством выигрышных позиций ни один другой город региона похвастаться не может. Перспектива Новосибирска как мультимодального транспортного узла в том, что он должен стать городом, аналогичным Сиэтлу, Франкфурту, Марселю... Что касается Новосибирска в системе международных транспортных коридоров, то тут подразумеваются перспективы, которые будут еще более усиливать значение города. Здесь речь идет прежде всего о продлении международного транспортного коридора...

- Ну а какова роль в формировании мультимодального узла автотранспорта и речного флота?

- Пятьдесят процентов лицензированных европейских перевозок грузового транспорта находится в Новосибирске. И автомобильная составляющая в том числе. С речной составляющей сложнее, потому что река сейчас в неважном состоянии - не чистятся фарватеры. Но если подходить глобально, то это тоже очень мощный канал перевозки большегабаритных грузов. Скорее всего - нужно готовить реку к тому, чтобы по ней могли ходить возможно дальше морские суда через Северный Ледовитый океан. То есть углублять фарватер. Все это вписывается в нашу концепцию. Речники разрабатывают свою часть... Мощно развиваются сейчас Калининград и Владивосток. Но там все строится на базе портов. А у нас в качестве основы Транссибирская магистраль и аэропорт Толмачево. Вот две опорные точки. Ну и терминал Клещиха, и складской комплекс, и остальные возможности...

- Константин Леонидович, можно еще поподробнее о транспортных коридорах. И особенно о кросс-полярных перелетах...

- Вопрос создания транспортных коридоров - ключевой. Евро-азиатский авиационный коридор Новосибирск-Запад. Здесь важным элементом является Толмачевский аэропорт. И большой международный интерес вызывает проект кросс-полярного авиационного коридора юго-восточная Азия - Новосибирск - Канада - США. Кросс-полярный авиационный коридор, как я уже говорил, позволит сократить время полетов и уменьшить транспортные расходы... Таких вот мультимодальных узлов в мире достаточно много. Сиэтл - в Америке. Марсель - на базе порта. Бильбао - он такой же, как наш город, потому что там нет никаких минеральных ресурсов, и вот он использует свое географическое положение, организовал обработку грузов, финансовые структуры, складские и увеличил свою налоговую базу примерно в два или в три раза - то же самое, что мы ожидаем здесь. Похожие условия мы должны создать для Новосибирска. Это, по нашим расчетам, даст возможность тоже увеличить налоговые поступления в два - два с половиной раза.

Итак - еще один «проект века»? Теперь уже 21-го. Или вполне реальная перспектива ближайших десятилетий для нашего столь молодого, привыкшего к постоянному обновлению города? Перспектива действительного становления его как столицы Сибири? Можно только сказать, что изложенное профессором - отнюдь не кабинетная теория. Этот проект уже воплощается в жизнь, под него изыскиваются организационные и финансовые ресурсы.

P.S. Накануне выхода этого номера в свет стало известно, что профессору Константину Комарову вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Поздравляем!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: