Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирск - не просто город, а мультимодальный миллионер

18.12.2001
Настоящее третье рождение Новосибирска - не выживания, а процветания ради - произойдет тогда, когда к этой, зачастую плохо управляемой, стихии добавится элемент разумного расчета и умения увидеть перспективу. Эту вполне достижимую даль разглядел и изложил в виде концепции ректор Сибирского государственного университета путей сообщения профессор Константин Комаров.

Профессор Константин Комаров считает,
что у нашего города есть все возможности
стать «сибирским Сиэтлом»

Константин Комаров

 Новосибирск обретает черты регионального центра торговли . На пустырях и стройплощадках происходит прямо-таки взрывной рост оптовых и розничных рынков. Ярмарка - на территории бывшего предприятия «оборонки». Супермаркеты, словно «вломившиеся» под напором какой-то неудержимой силы в заводоуправленческие корпуса.

И все-таки настоящее третье рождение Новосибирска - не выживания, а процветания ради - произойдет тогда, когда к этой, зачастую плохо управляемой, стихии добавится элемент разумного расчета и умения увидеть перспективу. Эту вполне достижимую даль разглядел и изложил в виде концепции ректор Сибирского государственного университета путей сообщения профессор Константин Комаров. Проект превращения Новосибирска в главный транспортно-информационный мультимодальный узел восточных регионов Сибири выношен им в соавторстве с В.К. Башковым и С.А. Максимовым и изложен в скромной брошюре под названием «Место и роль Новосибирска в транспортной инфраструктуре России и мира».

Константин Комаров:

- Все спрашивают: почему именно Новосибирск? Во-первых, потому, что Новосибирск - это центр федерального округа. Всерьез и надолго. А в настоящее время мощный административный ресурс много чего значит... Вдруг мы оказались завязанными на шестнадцать субъектов Федерации. Второе. У нас достаточно много представительств иностранных фирм, экономических структур из Китая, США, Великобритании и так далее... Третье. Новосибирск гармонично вписывается в систему международных транспортных коридоров. Это и железная дорога - Транссиб. И среднеазиатские железнодорожные и автомагистрали. И пути через границу с Китаем. И авиасообщение с Юго-Восточной Азией и Америкой. Говоря о Северной Америке, я имею в виду кросс-полярные трассы. То есть самый краткий путь самолетами через Северный полюс из Сибири, Южной и Юго-Восточной Азии в Америку. В сравнении с полетами через Европу на четыре часа примерно сокращается время полета. Это связано с перспективой развития аэропорта Толмачево. Там сейчас строится вторая взлетно-посадочная полоса. Это будет единственный аэропорт в регионе, который сможет принимать тяжелые четырехмоторные «Боинги».

- Ну и намного ближе будет летать из США и Канады в Индию, в страны Юго-Восточной Азии.

- Да. И это будет очень выгодно, потому что кросс-полярные трассы сокращают стоимость полетов процентов на 30... Еще один аргумент в пользу того, чтобы Новосибирск стал мультимодальным узлом международного значения. Здесь мощное пересечение нефтепроводов и газопроводов. Далее... Существует такая оценка экспертами городов по десяти позициям: oчень высокий потенциал, высокий, просто возможности... Так вот, Новосибирск имеет семь наивысших оценок. За ним идут Красноярск и Иркутск. Это мнение независимых экспертов. Кроме того, здесь уникальный комплекс телекоммуникаций и возможностей информатизации. Плюс к тому институты СО РАН, ГТС, крупнейшая после Москвы и Петербурга; билайновская линия, волоконно-оптическая линия связи. То есть второго такого телекоммуникационного узла в регионе тоже нет. Немаловажно и то, что Новосибирск является центром, генерирующим фундаментальную и прикладную науку на всей территории Сибири и Дальнего Востока. И наконец, здесь расположены всесибирские бизнес-учреждения: Сибирская ярмарка, Фондовая биржа, Валютная биржа... Таким количеством выигрышных позиций ни один другой город региона похвастаться не может. Перспектива Новосибирска как мультимодального транспортного узла в том, что он должен стать городом, аналогичным Сиэтлу, Франкфурту, Марселю... Что касается Новосибирска в системе международных транспортных коридоров, то тут подразумеваются перспективы, которые будут еще более усиливать значение города. Здесь речь идет прежде всего о продлении международного транспортного коридора...

- Ну а какова роль в формировании мультимодального узла автотранспорта и речного флота?

- Пятьдесят процентов лицензированных европейских перевозок грузового транспорта находится в Новосибирске. И автомобильная составляющая в том числе. С речной составляющей сложнее, потому что река сейчас в неважном состоянии - не чистятся фарватеры. Но если подходить глобально, то это тоже очень мощный канал перевозки большегабаритных грузов. Скорее всего - нужно готовить реку к тому, чтобы по ней могли ходить возможно дальше морские суда через Северный Ледовитый океан. То есть углублять фарватер. Все это вписывается в нашу концепцию. Речники разрабатывают свою часть... Мощно развиваются сейчас Калининград и Владивосток. Но там все строится на базе портов. А у нас в качестве основы Транссибирская магистраль и аэропорт Толмачево. Вот две опорные точки. Ну и терминал Клещиха, и складской комплекс, и остальные возможности...

- Константин Леонидович, можно еще поподробнее о транспортных коридорах. И особенно о кросс-полярных перелетах...

- Вопрос создания транспортных коридоров - ключевой. Евро-азиатский авиационный коридор Новосибирск-Запад. Здесь важным элементом является Толмачевский аэропорт. И большой международный интерес вызывает проект кросс-полярного авиационного коридора юго-восточная Азия - Новосибирск - Канада - США. Кросс-полярный авиационный коридор, как я уже говорил, позволит сократить время полетов и уменьшить транспортные расходы... Таких вот мультимодальных узлов в мире достаточно много. Сиэтл - в Америке. Марсель - на базе порта. Бильбао - он такой же, как наш город, потому что там нет никаких минеральных ресурсов, и вот он использует свое географическое положение, организовал обработку грузов, финансовые структуры, складские и увеличил свою налоговую базу примерно в два или в три раза - то же самое, что мы ожидаем здесь. Похожие условия мы должны создать для Новосибирска. Это, по нашим расчетам, даст возможность тоже увеличить налоговые поступления в два - два с половиной раза.

Итак - еще один «проект века»? Теперь уже 21-го. Или вполне реальная перспектива ближайших десятилетий для нашего столь молодого, привыкшего к постоянному обновлению города? Перспектива действительного становления его как столицы Сибири? Можно только сказать, что изложенное профессором - отнюдь не кабинетная теория. Этот проект уже воплощается в жизнь, под него изыскиваются организационные и финансовые ресурсы.

P.S. Накануне выхода этого номера в свет стало известно, что профессору Константину Комарову вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Поздравляем!

Резонанс
Новости
В жаркую погоду сотни новосибирцев отправляются к водоемам, как результат - всплеск несчастных случаев. Где категорически нельзя купаться, и почему старая пословица «Не зная броду, не суйся в воду» сегодня актуальна как никогда, узнали корреспонденты ОТС.
20.07.2018
Бывший ДК «Строитель», а ныне КТЦ «Евразия» около станции метро «Березовая роща» может лишиться мозаичного панно «Строители коммунизма» на фасаде. Известный советский и российский художник-монументалист, скульптор и профессор Зураб Церетели отправил письмо главе региона Андрею Травникову с просьбой сохранить панно времен соцреализма.
Предложения по проекту развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0»  обсуждались в рамках информационного дня мэрии в администрации Советского района 19 июля. Встреча была малочисленной, в основном известные общественники и зампредседателя СО РАН Иван Благодырь. Но дискуссии получились жаркими, особенно вокруг маршрута Восточного объезда и радикальных идей, типа выноса научных институтов за пределы Академгородка.
Соседи одной из самых старых улиц Сузунского района Новосибирской области устроили себе праздник. Они так долго живут вместе, что посторонние люди отмечают даже внешнее сходство. Все как в семье – тайн не бывает, все достижения на виду.
На выезде из Новосибирска скоро станет меньше пробок - строители начали монтировать вторую очередь путепровода в Ленинск-Кузнецком направлении.
«Я невиновен, это произвол и беспредел», — заявил 35-летний хоккеист из Куйбышева Новосибирской области Роман Л., которого обвиняют в расстреле наряда полиции. Это случилось в марте 2013 года после переименования милиции в полицию. Младший сержант Виктор Кабак стал первым в России погибшим полицейским после реформы МВД.  
x^