Новосибирск 0.2 °C

Плотина замедленного действия

20.12.2001 00:00:00

 Недавнее рассыпание «моста» через ОбьГЭС уже легло на Советский район могучей транспортной удавкой. Сегодня кадровики институтов и контор Академгородка уже всерьез клянутся не брать на работу жителей Левых Чем и прочего Левобережья, опоздания которых просто приняли хронический характер. Впрочем, то ли еще будет, когда согласно обещанию мэрии злосчастный проезд через ГЭС наглухо закроют для ремонта, вплоть до запрета пешеходного перехода: единственная альтернативная дорога на работу для левобережных бедолаг проляжет через Октябрьский мост, а это добрых километров семьдесят расстояния и больше двух часов пути в один конец.

Причем речь идет не о сотнях - о тысячах горожан: можно смело утверждать, что такого катаклизма в Новосибирске еще не было. На этом фоне даже беды муниципальных транспортников из ПАТП-3 и ПАТП-10, ежедневно недосчитывающихся тысяч рублей выручки из-за закрытия «хлебных» автобусных маршрутов с одного берега Оби на другой, выглядят мелочью.

Можно, конечно, от души задним числом полить эмоциями энергетиков: ведомство, мягко говоря, не бедное, денег Чубайс не клюет, уж присматривать-то за собственным гидротехническим сооружением и периодически его ремонтировать можно бы было. Но если поближе приглядеться к этой истории, то оказывается, что все уже здесь произошедшее - в общем, пока те самые пресловутые цветочки из поговорки.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Скажем так: ОбьГЭС - это еще вполне цивилизованное гидротехническое сооружение. Но обнаруженное нынешней осенью разрушение проезжей части мостового перехода и его серьезные социальные последствия заставили по-иному взглянуть на проблему подобных сооружений в целом.

Плотины и пруды на сотнях рек и речушек области - одна из самых привычных сибирякам деталей пейзажа. Строили их в свое время, что называется, все, кому не лень, поскольку для сельчан их необходимость очевидна: это и водопой для скота и птицы, и рыбный промысел. Да и горожане не против - идеальное место отдыха, и рыбалка, и шашлык на берегу. Но...»

А «но» простое - всякому сооружению нужен хозяин: чистить ли пруд, ремонтировать ли насыпь и гидротехнические устройства... Поначалу так оно и было - числились эти самодельные плотины за соответствующими совхозами и колхозами, и уход за ними худо-бедно, но осуществлялся. Потом пришли реформы, большинство колхозов и совхозов приказали Москве долго жить, а в наступившем затем бартерном хаосе было уже, понятное дело, не до плотин и прудов. Творения безвестных гидротехников в лучшем случае передавались на баланс сельских администраций, у которых в сейфах не то, что рубль - копейка в ходе реформ не ночевала. Ремонтировать не на что. Содержать не на что и некому. В целевых расходах областного бюджета и внебюджетных фондов понятия «плотина» или хотя бы «дамба» за последнее десятилетие не фигурировали.

Чтобы предсказать результат такого положения дел, не надо быть Нострадамусом. Скупой платит дважды. Стоящий в позе страуса - многократно, после каждого удара по выставленной в сторону проблемы части тела.

Жители Новосибирска могут помнить: несколько лет назад в пору весеннего паводка кусок прилегающей к городу дороги до Морского совхоза просто исчез - как сильно крупная рогатая скотина языком слизала. Два раза «уплывал» въезд в поселок Верх-Тула, где, между прочим, проходят маршруты новосибирского городского транспорта, - в конце концов, чтобы не зависеть от взбесившейся воды, готовой превратить любой автобус в подводную лодку, пришлось-таки разориться и построить на этом месте мост.

Сергей Полещук: «Чтобы построить самодельную плотину, большого ума не надо - хватит бульдозера и пары самосвалов. В результате сегодня наши малые реки все больше напоминают минные поля: «самопальные» пруды на них образуют целые каскады. А при таком раскладе срабатывает принцип домино - стоит воде прорвать ветхую насыпь где-нибудь в верховье реки, куда зачастую и добраться-то непросто, как вслед за ней начинают одна за другой сыпаться плотины, расположенные ниже. Дальше уже катится девятый вал, как у Айвазовского, что и видели тогда новосибирцы в Морском совхозе и в Верх-Туле, - ни одна дорога такого гидроудара не выдержит. Так вот, беда в том, что таких плотин замедленного действия у нас по области, по самым скромным прикидкам, около сотни - не предскажешь, где рванет в следующий раз и с какими последствиями».

Реакция областной администрации на события на ОбьГЭС была максимально оперативной. Специалистам ТУАДа и Сибирского государственного университета путей сообщения было дано срочное задание по обследованию плотин на опорных дорогах области. Уже первые результаты электромагнитного сканирования заставили в прямом смысле слова схватиться за голову: представляли, что будет худо, но чтобы настолько!

Передо мной лежат цветные, похожие на детские рисунки, картинки: сканы насыпи Карасевской плотины на 23-м километре дороги Черепаново-Сузун. Строили ее всем миром в семидесятые годы. За последние пятнадцать лет ремонтных работ не велось. В итоге угрожающий красный цвет - свидетельство максимальной обводненности грунта - пересекает плотину двумя широкими линиями. Заключение специалистов и администрации Черепановского района однозначно: еще один весенний паводок некогда нормальное, а ныне безнадзорное сооружение просто не переживет. А за ним - десятки тысяч потенциальных сузунских робинзонов: объездной дороги из района до Новосибирска, как таковой, нет.

И терапия в этом конкретном случае прописана дорожными докторами однозначная - спускать воду в огромном пруде и ремонтировать насыпь самым капитальным образом. Но как это объяснить сельчанам - жителям большого села Карасево, чьи коровы и гуси рискуют остаться без воды? Ну, перегородят они завтра речку выше, благо дело нехитрое - еще одна водяная мина возникнет. В общем, куда ни кинь, всюду клин - а что-то делать все-таки надо. Ибо к чему приводит многолетнее разгильдяйство на гидротехнических сооружениях, четко видно на примере ОбьГЭС.

Сергей Полещук: «Начиная с будущего года, состоянию плотин на дорогах и реках будет уделяться особое внимание. Сегодня дорожниками разрабатывается программа оперативных мер по приведению в порядок сооружений, вызывающих наибольшую тревогу. В частности, по Карасевской плотине уже выделены деньги и определен опытный подрядчик - ООО «ПСУ-4 НМС», бывшее подразделение «Новосибирскметростроя». В течение лета должно быть завершено обследование основных гидротехнических объектов, и на каждый из них составлен паспорт. Необходима также огромная разъяснительная работа с жителями города и области через средства массовой информации. Сегодня, по сути дела, любой дачник может организовать себе персональный прудик - а до тех пор, пока перегораживание малых рек будет идти бесконтрольно, не лишние для всех нас бюджетные деньги будут уходить на восстановительные работы по ликвидации очередных последствий этого процесса, как вода через дырявые плотины».

P.S. Одно радует: по мнению специалистов, непосредственной угрозы плотине Новосибирской ГЭС пока нет. Может, потому, что за ней хоть немного, но присматривают.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: