Новосибирск 4.6 °C

Отрок перед монитором

21.12.2001 00:00:00

О том, как влияет чрезмерное увлечение компьютерами на наших детей, рассказывают многие средства массовой информации. Не осталась в стороне и «Вечерка». В ответ на статью «Беглецы» в редакцию поступают отклики от наших читателей. Сегодня мы представляем вашему вниманию два совершенно разных взгляда на проблему.

Духовно развитый ребенок
не станет «компьютерозависимым»

 В последнее время в СМИ все чаще стала муссироваться тема компьютерных клубов. Заголовки какие-то душераздирающие: «Компьютерные зомби» или, например, «Наркотик в компьютерной упаковке». Приводится история, как добропорядочный мальчик из добропорядочной семьи стал посещать компьютерный клуб, после чего сделался двоечником, перестал ночевать дома, стал воровать деньги и сделался подонком. Или примеры того, как подросток под влиянием компьютерных игр стал агрессивным, пошел на преступление или, в лучшем случае, просто свихнулся перед монитором, тыкая ножом в экран и пытаясь уничтожить виртуальных врагов.

Во всех этих статьях меня возмущает мнение психологов, которые дают комментарии по этому поводу. Причину деградации психики подростков они видят в том, что компьютерные игры - это, в основном, агрессивный мир. Он накладывает свой отпечаток на еще не созревшую психику. Постоянное общение с машиной суживает духовный мир. У подростка бледнеют эмоции, уплощается личность, наступает отчуждение от семьи, друзей. Один психолог даже цитирует слова завсегдатая одного из клубов: «Порой я не могу заснуть, а если засыпаю, то часто играю во сне, мой мозг проигрывает картины сражений - с этим невозможно бороться, меня туда просто тянет». Из всех комментариев я согласен только с тем, что ребенок не просто играет в игру, а погружается в некую виртуальную субкультуру, находясь среди себе подобных, что с психологической точки зрения гораздо опаснее. Со всем остальным позвольте не согласиться.

Компьютер не накладывает свой отпечаток на еще не созревшую психику подростка, не суживает духовный мир. Духовный мир у такого ребенка уже сужен, у него уже плоская личность и бледные эмоции. Он со всем этим уже пришел в компьютерный клуб, иначе, если бы это было не так, он бы не пришел. Это лишь итог. Причины же того, почему человек пришел ко всему этому, лежат гораздо глубже. Я попробую объяснить их на сравнении.

Ребенок приходит в виртуальный мир из реального. Он уходит из реального мира потому, что реальность для него страшна. И родители, и общество, его окружающее, создали такую реальность. Однажды администратор одного из компьютерных клубов рассказал мне такую историю: молодые родители пришли искать своего сына, лет десяти, в компьютерный клуб - ребенок не ночевал дома, а родители были заняты на работе, рано уходили и поздно приходили. Больше всего меня удивило то, что родители пришли искать своего сына не тотчас, когда они вернулись с работы, а только утром, когда обнаружилась «пропажа». По всей видимости, они судили о присутствии сына по съеденным завтракам или обедам, которые они оставляли ему в холодильнике.

Скажите мне, если бы их сын в свои десять не пришел в компьютерный клуб - разве в свои пятнадцать получил бы больше шансов не стать наркоманом? Кому он нужен? А в клубе у него друзья. В школе или в подворотне его могут избить, отобрать деньги, а учительница сделает вид, что ничего не происходит, и отец цинично процедит сквозь зубы: «Решай сам». И ребенок идет в компьютерный клуб, где у него есть набор оружия, 100 процентов манны и код бессмертия.

Наше общество само создало себе такие условия, при которых даже самые безобидные достижения стали смертельно опасны. Когда человек борется с видимой проблемой - это ложь. Когда в стране каждый второй - алкоголик, а как первопричину вырубают виноградники - это ложь. Когда дети мрут в подъездах домов от передозировок, а правительство не борется с наркомафией - это ложь. Когда родители жалуются, что их дети попали в лапы компьютерных монстров - это тоже ложь, потому что эти же родители сами сделали все возможное, чтобы ребенок там оказался.

Ребенка с детства приучают не обманывать родителей, но в то же время обман той же учительницы или сверстника одобряется. Родители отталкивают от себя ребенка подозрительностью. Если вдруг отец или мать уличили ребенка во лжи, они его наказывают, считая свою личность униженной обманом. Да, обман - сознательное унижение человека. Но, может быть, ребенок просто не хочет огорчать своих родителей, жалея их. А если родители этого не понимают, то просто из боязни наказания. И не важно, говорит ли ребенок правду, важно, правдиво ли он себя ведет. Но именно против этого идет все воспитание современных детей. Их учат быть добрыми и великодушными, честными и благородными в кругу семьи, но готовят к выходу в мир, где человек человеку - враг, где нужно быть самым хитрым и пройти по головам к своей цели. Ведь сами родители боятся, что их детей обманут, обидят, учат их «давать сдачу», записывают детей в секции рукопашного боя, но даже не думают объяснить детям, что на каждого сильного есть свой сильный, на хитрого - хитрый, а на прием - лом.

Если бы ребенка учили быть самим собой, быть, а не казаться, к нему бы тянулись люди, он бы не испытывал одиночества. И у него не было бы потребности уходить в виртуальный мир. Компьютерная игра была бы не более чем развлечением, которое через два часа уже надоедает, а еще через пять минут уходит из головы. Если ребенку уделяется достаточно внимания со стороны родителей, если его не заставляют заниматься музыкой или футболом без его на то согласия, он никогда не будет испытывать желания сутки напролет уходить в другой мир, просто потому, что он не будет казаться ему лучше.

На чем воспитано поколение, которое утонуло в виртуальном мире насилия и обмана? На мультфильмах «Том и Джерри», где самое смешное было то, как персонажи бьют друг друга, на Скрудже МакДаке, который ценил доллар выше всех благ, и на каратэшных боевиках. Ребенку внушалась мысль о сверхчеловеке, который мог одной левой уложить полсотни врагов и спасти мир от апокалипсиса, к тому же родители сами усугубляли ситуацию тем, что заставляли свое чадо приспосабливаться к условиям жизни. Жизнь - дерьмо? И мы тебя дерьмом измажем, чтобы не выделялся. Не хватает денег одеться лучше других - воруй! Потому что на джипах только воры ездят, а работой не заработаешь. Под воспитанием понимается приучение - к чему приучили, то и будет. Воспитание смешали с дрессировкой. Родители потому воспитывают так своих детей, что считают, что доброму и честному жить плохо, что надо с детства учить ребенка жизни. Тогда давайте с детства бить ребенка палками, чтобы удар держал.

Родители желают детям только одного - хорошо устроиться в жизни, но в этом нет воспитания. Воспитывают детей не богатыми, сильными, хитрыми приспособленцами, а самостоятельными, честными, добрыми, счастливыми и не более того. Если родители думают только об устройстве ребенка в жизни, они все равно его потеряют. И если не в виртуальной реальности, то в наркотической зависимости. Все, что нужно ребенку, - это внимание родителей, если его нет, они найдут себе замену. Именно поэтому несостоятельны советы психолога, который советует создать альтернативу компьютерным клубам, например, загружать ребенка по полной программе: спорт, музыка, иностранный язык и так далее. Но ведь это перекладывание с больной головы на здоровую. Где гарантия, что ребенок будет всем этим заниматься. А о его желании спросили? Возможно, он с тренировки снова убежит в клуб. Ребенка надо заинтересовать. Да, придется больше уделять ребенку внимания, может быть, отказаться (ради ребенка!) от выгодного предложения на работе, возможно, потерять часть прибыли. Но ребенок и в старых ботинках будет гораздо счастливее, чем в навороченной «упаковке», но никому не нужный.

Виталий ЛАБУЗОВ

И урок литературы станет информатикой?

 Я работаю учителем русского языка и литературы в обычной школе 20 лет. И вот что замечаю в последние годы: те ученики, которые имеют дома компьютер, практически перестают работать. Они не выполняют задания, а скачивают из Интернета рефераты, даже не прочитав самого произведения. Какова ценность таких знаний? Получается, что человек сам себя обворовывает. К тому же обучение разным предметам предполагает разную степень «машинизации»: информатике - одно, литературе - другое.

Главная моя претензия как гуманитария в том, что, воспитывая детей на «компьютерной» культуре, мы отказываем им в истинных ценностях. Многие дети ночь напролет играют в компьютерные игры, смотрят американские мультфильмы, нарисованные той же машиной, а не человеческой рукой. Вся сюжетная линия здесь тоже просчитана компьютером. Ни для ума, ни для сердца это ничего не дает. У ребенка не остается времени читать книжки, слушать сказки, колыбельные песни... А это и есть знание мира, мудрость, накопленная многими поколениями, которая «закладывается» в ребенке на бессознательном уровне. Мы от этого отказываемся, и, честно говоря, на душе делается как-то горько...

Светлана СКОРОБОГАТОВА

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: