Новосибирск -0.8 °C

Куда повезет нас Черная Лошадь?

22.12.2001 00:00:00

Руководитель транспортного департамента мэрии
Владимир Кривушкин не без оптимизма рассказывает
о развитии городского общественного транспорта

Пусть год Черной Лошади принесет новосибирским транспортникам удачу. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Предстоящий нам всем год, как известно, должен пройти под сугубо транспортным знаком Черной Лошади. Если покопаться в истории, то окажется, что каждый из лошадиных годов в нашем городе неизменно сопровождался знаменательными событиями в жизни городского транспорта. 1990 год: закупка последнего автобуса «Икарус», по сей день по-стариковски бороздящего необъятные просторы новосибирского асфальта. 1978-й: эпохальное подорожание такси - проезд на машине с шашечками стал стоить аж 20 копеек за километр, что, помнится, вызвало могучую волну народного возмущения. В том же году появились и первые «маршрутки»-рафики: маленькие и по 15 копеек за проезд. 1966-й: сконструирован и запущен в серию народный автобус марки «Луноход» - живой и по сей день ЛиАЗ-677. О 1954-м скромно умолчу, хотя факт рождения транспортного обозревателя «ВН» - тоже, может быть, в какой-то мере транспортное событие.

Я уже не говорю о том, что гороскопная лошадь в какой- то мере - индикатор курса наших реформ. Предыдущий «лошадиный» 1990-й был годом Белой Лошади: перестройка, демократия и - на белом коне в светлое будущее. Теперь, двенадцать лет спустя, имеем уже коня черного по всем параметрам - от Чечни до коммунальной реформы. Остается разве что оценить, насколько черным ожидается очередной «лошадиный» год для новосибирского транспорта.

Руководитель департамента транспорта, связи и дорог мэрии Владимир Кривушкин: «В бюджете-2001 на нужды городского транспорта были заложены и освоены 236 миллионов рублей. Положим, мы бы освоили и 300 миллионов: проблем у муниципального транспорта накопилось немало. Самые наболевшие, разумеется, - закупка подвижного состава взамен выбывающего по старости и повышение зарплаты работникам городского транспорта. Тем не менее на 2002 год бюджетный пирог должен довольно-таки чувствительно ужаться в размерах: пока что запланированные расходы составляют 197 миллионов рублей».

В общем, не лошадь получается, а дохлая кляча. За такую сумму не то что до светлого будущего - до светлого настоящего не доедешь. Тем не менее житель нашего отечества как раз и славится умением выходить из любого положения при любых обстоятельствах.

Владимир Кривушкин: «Той дотации, что мы получаем, хватает разве что на электроэнергию и бензин, а зарплата водителям, кондукторам, ремонтникам и всему персоналу ПАТП и депо уже не первый год выплачивается из кондукторских сумок - из выручки. В уходящем году бедой стал дефицит кадров: новосибирские заводы потихоньку начинают работать, и люди уходят на более высокую зарплату. Поэтому, чтобы сохранить муниципальный транспорт, придется идти, как сейчас часто выражаются, на непопулярную меру: в новом году проезд на наземном транспорте будет стоить 4 рубля, а в метро - 5 рублей».

Плюс рубль пишем - а через годик, глядишь, и плюс два в уме. На самом деле мэрии приходится делать выбор между двумя непопулярными решениями: повышать тариф или отменять многочисленные льготы. Насколько мне известно, в повышение зарплаты нашим транспортникам, произошедшее летом этого года, закладывались доходы от предполагаемой отмены федеральных льгот по бесплатному проезду на городском транспорте. А затем Москва, как профессиональная «наперсточница», в очередной раз «кинула» регионы, сохранив эти льготы в полном объеме. Решение о повышении зарплаты принято, надо платить по новым ставкам - а чем?

Владимир Кривушкин: «Другое направление нашей деятельности, которое должно активно развиваться - муниципальные коммерческие перевозки. Именно это, на мой взгляд, позволит избежать дальнейшего повышения тарифов в наступающем году. Сейчас прорабатывается идея о создании муниципального коммерческого предприятия, которое аккумулировало бы все пазики и специализировалось бы на этом типе автобусов. А получаемые таким образом доходы уже распределялись бы по другим ПАТП».

И все-таки более серьезная на сей день проблема - обновление парка. Те же пазики можно распределять и перераспределять до бесконечности, но не будет новых машин - не будет и ПАТП с депо.

Владимир Кривушкин: «Пока в 2001 году мы купили 14 общегородских автобусов плюс незадолго до этого - 20 ЛАЗов и 10 пазиков. Понятно, что этого мало, но надеемся в новом году взять еще примерно 30 городских автобусов за счет лизинговой схемы. Обнадеживает то, что наконец-то стало хоть немного, но развиваться отечественное автобусостроение: импортные машины хороши, но, что называется, до первой запчасти, которая уже влетает в немалый доллар.

По электротранспорту ставка пока делается на капитальный ремонт: получаем с завода полностью укомплектованный кузов и к нему монтируем все остальное. Причина опять же в экономике - новый троллейбус стоит раза в полтора дороже. Трамвайный парк пока застыл на мертвой точке, но сейчас ведем переговоры с Санкт-Петербургом о закупке первого для нас вагона в сибирском исполнении - с двойным остеклением».

Пытаюсь представить транспортный символ 2002-го - новый черный автобус. Или троллейбус. Увы, городской транспорт еще с советских времен в эту масть не красят - дабы не путали с транспортом для особо важных персон.

Владимир Кривушкин: «Нет, почему же, по крайней мере, троллейбус покрасить можем - хоть в черного, хоть в серого с яблоками. В Ленинском троллейбусном депо уже действует мощная покрасочная камера, смонтированная немецкими специалистами, можно сказать, на европейском уровне. Благодаря этому удается зарабатывать на рекламе: покраска «рекламного» троллейбуса обходится городу практически бесплатно.

Вообще, даже просто привести в порядок и содержать уже имеющееся хозяйство - огромная работа. В 2001 году мы уже заменили три километра трамвайных путей по новой технологии путем сваривания рельсов в опалубке - теперь на этих участках трамваи ходят почти бесшумно. В новом году такой ремонт будет продолжен. В принципе, нам надо заменять в год по шесть километров трамвайного пути - так что пока отстаем.

Зато удалось в какой-то степени решить проблему трамвайных рельсов: берем отслужившие свое метрополитеновские. В метро, где и скорость выше, и вес поезда больше, они уже подлежат замене - а на трамвайных линиях могут служить еще не один год без проблем».

Как говорила моя бабушка в таких случаях - не тот казак, что победил, а тот, что выкрутился. Хотя в принципе идея неплохая, особенно с учетом того, почем сейчас одна рельсина на российской барахолке, прошу прощения, на российском рынке. При нашей бюджетной отощалости всякий сэкономленный рубль на вес доллара тянет - тем более что транспорт необходимо не только сохранять, но и по мере возможности все же развивать.

Владимир Кривушкин: «Сейчас в свете создания новой транспортной схемы прорабатываются варианты развития сети маршрутов. Основная ставка - троллейбус. Есть в мэрии просьба от администрации Ленинского района - закольцевать троллейбусной линией отдаленные микрорайоны. Есть старинная просьба от горожан Калининского района - пустить троллейбус до Снегирей. Будем решать - тем более что в последнем случае заводы Калининки, где работают большинство жителей тех же Снегирей, обещали нам долевое участие в расходах. В более дальней перспективе - троллейбусная линия до города Оби и аэропорта Толмачево по новой трассе через улицу Станционную».

Наряду с городской сетью маршрутов у мэрии существует и сеть междугородная - на базе автобусов ПАТП-4. Пользуясь лошадиной терминологией, с извозчиками все понятно - а каковы перспективы у наших муниципальных ямщиков?

Владимир Кривушкин: «Здесь прежде всего хотелось бы, чтобы в новом году было продолжено успешно складывающееся деловое сотрудничество мэрии со структурами областной администрации. На сегодня есть постановление мэра о строительстве нового автовокзала в районе улицы Большевистской: вопрос непростой, капиталоемкий, но есть надежда, что совместно с областью его удастся решить года за три-четыре.

Хорошо также, что при областной администрации недавно организовано управление пассажирских перевозок по области: всегда удобнее работать с одной структурой, чем с десятками мелких организаций. И, конечно же, нужны и новые междугородные автобусы. Но тут вопрос непростой, будем думать - машины этого класса очень дорогие».

Любая техника - дорогая, дешевая ли - мертва без людей. И не вспомнить об этом перед Новым годом никак нельзя.

Владимир Кривушкин: «Конечно, хотелось бы поздравить через газету всех наших транспортников и пожелать, чтобы в новом году жизнь для всех нас складывалась легче и счастливей. Что ни говори, а люди у нас замечательные. Прекрасно подготовилось к зиме полностью реорганизованное ПАТП-9 с новым директором: никогда там такой степени готовности не было. Успешно осваивает новую площадку в Дзержинском районе ПАТП-1. Стабилизировалась ситуация в традиционно сложном ПАТП-3. Большую и очень непростую работу по реорганизации перевозок на автобусах малой вместимости и такси провело ПАТП-5. Да и об остальных ПАТП и депо хочется сказать только самые добрые слова».

Что ж, если в новом году к этим добрым словам удастся добавить и не менее добрые рубли, - год Черной Лошади может получиться и неплохим. Приносит же, как верят многие, удачу черная кошка - чем вороное парнокопытное хуже?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: