Руководитель транспортного департамента мэрии
Владимир Кривушкин не без оптимизма рассказывает
о развитии городского общественного транспорта
Пусть год Черной Лошади принесет новосибирским транспортникам удачу. Фото Сергея ПЕРМИНА |
Предстоящий нам всем год, как известно, должен пройти под сугубо транспортным знаком Черной Лошади. Если покопаться в истории, то окажется, что каждый из лошадиных годов в нашем городе неизменно сопровождался знаменательными событиями в жизни городского транспорта. 1990 год: закупка последнего автобуса «Икарус», по сей день по-стариковски бороздящего необъятные просторы новосибирского асфальта. 1978-й: эпохальное подорожание такси - проезд на машине с шашечками стал стоить аж 20 копеек за километр, что, помнится, вызвало могучую волну народного возмущения. В том же году появились и первые «маршрутки»-рафики: маленькие и по 15 копеек за проезд. 1966-й: сконструирован и запущен в серию народный автобус марки «Луноход» - живой и по сей день ЛиАЗ-677. О 1954-м скромно умолчу, хотя факт рождения транспортного обозревателя «ВН» - тоже, может быть, в какой-то мере транспортное событие.
Я уже не говорю о том, что гороскопная лошадь в какой- то мере - индикатор курса наших реформ. Предыдущий «лошадиный» 1990-й был годом Белой Лошади: перестройка, демократия и - на белом коне в светлое будущее. Теперь, двенадцать лет спустя, имеем уже коня черного по всем параметрам - от Чечни до коммунальной реформы. Остается разве что оценить, насколько черным ожидается очередной «лошадиный» год для новосибирского транспорта.
Руководитель департамента транспорта, связи и дорог мэрии Владимир Кривушкин: «В бюджете-2001 на нужды городского транспорта были заложены и освоены 236 миллионов рублей. Положим, мы бы освоили и 300 миллионов: проблем у муниципального транспорта накопилось немало. Самые наболевшие, разумеется, - закупка подвижного состава взамен выбывающего по старости и повышение зарплаты работникам городского транспорта. Тем не менее на 2002 год бюджетный пирог должен довольно-таки чувствительно ужаться в размерах: пока что запланированные расходы составляют 197 миллионов рублей».
В общем, не лошадь получается, а дохлая кляча. За такую сумму не то что до светлого будущего - до светлого настоящего не доедешь. Тем не менее житель нашего отечества как раз и славится умением выходить из любого положения при любых обстоятельствах.
Владимир Кривушкин: «Той дотации, что мы получаем, хватает разве что на электроэнергию и бензин, а зарплата водителям, кондукторам, ремонтникам и всему персоналу ПАТП и депо уже не первый год выплачивается из кондукторских сумок - из выручки. В уходящем году бедой стал дефицит кадров: новосибирские заводы потихоньку начинают работать, и люди уходят на более высокую зарплату. Поэтому, чтобы сохранить муниципальный транспорт, придется идти, как сейчас часто выражаются, на непопулярную меру: в новом году проезд на наземном транспорте будет стоить 4 рубля, а в метро - 5 рублей».
Плюс рубль пишем - а через годик, глядишь, и плюс два в уме. На самом деле мэрии приходится делать выбор между двумя непопулярными решениями: повышать тариф или отменять многочисленные льготы. Насколько мне известно, в повышение зарплаты нашим транспортникам, произошедшее летом этого года, закладывались доходы от предполагаемой отмены федеральных льгот по бесплатному проезду на городском транспорте. А затем Москва, как профессиональная «наперсточница», в очередной раз «кинула» регионы, сохранив эти льготы в полном объеме. Решение о повышении зарплаты принято, надо платить по новым ставкам - а чем?
Владимир Кривушкин: «Другое направление нашей деятельности, которое должно активно развиваться - муниципальные коммерческие перевозки. Именно это, на мой взгляд, позволит избежать дальнейшего повышения тарифов в наступающем году. Сейчас прорабатывается идея о создании муниципального коммерческого предприятия, которое аккумулировало бы все пазики и специализировалось бы на этом типе автобусов. А получаемые таким образом доходы уже распределялись бы по другим ПАТП».
И все-таки более серьезная на сей день проблема - обновление парка. Те же пазики можно распределять и перераспределять до бесконечности, но не будет новых машин - не будет и ПАТП с депо.
Владимир Кривушкин: «Пока в 2001 году мы купили 14 общегородских автобусов плюс незадолго до этого - 20 ЛАЗов и 10 пазиков. Понятно, что этого мало, но надеемся в новом году взять еще примерно 30 городских автобусов за счет лизинговой схемы. Обнадеживает то, что наконец-то стало хоть немного, но развиваться отечественное автобусостроение: импортные машины хороши, но, что называется, до первой запчасти, которая уже влетает в немалый доллар.
По электротранспорту ставка пока делается на капитальный ремонт: получаем с завода полностью укомплектованный кузов и к нему монтируем все остальное. Причина опять же в экономике - новый троллейбус стоит раза в полтора дороже. Трамвайный парк пока застыл на мертвой точке, но сейчас ведем переговоры с Санкт-Петербургом о закупке первого для нас вагона в сибирском исполнении - с двойным остеклением».
Пытаюсь представить транспортный символ 2002-го - новый черный автобус. Или троллейбус. Увы, городской транспорт еще с советских времен в эту масть не красят - дабы не путали с транспортом для особо важных персон.
Владимир Кривушкин: «Нет, почему же, по крайней мере, троллейбус покрасить можем - хоть в черного, хоть в серого с яблоками. В Ленинском троллейбусном депо уже действует мощная покрасочная камера, смонтированная немецкими специалистами, можно сказать, на европейском уровне. Благодаря этому удается зарабатывать на рекламе: покраска «рекламного» троллейбуса обходится городу практически бесплатно.
Вообще, даже просто привести в порядок и содержать уже имеющееся хозяйство - огромная работа. В 2001 году мы уже заменили три километра трамвайных путей по новой технологии путем сваривания рельсов в опалубке - теперь на этих участках трамваи ходят почти бесшумно. В новом году такой ремонт будет продолжен. В принципе, нам надо заменять в год по шесть километров трамвайного пути - так что пока отстаем.
Зато удалось в какой-то степени решить проблему трамвайных рельсов: берем отслужившие свое метрополитеновские. В метро, где и скорость выше, и вес поезда больше, они уже подлежат замене - а на трамвайных линиях могут служить еще не один год без проблем».
Как говорила моя бабушка в таких случаях - не тот казак, что победил, а тот, что выкрутился. Хотя в принципе идея неплохая, особенно с учетом того, почем сейчас одна рельсина на российской барахолке, прошу прощения, на российском рынке. При нашей бюджетной отощалости всякий сэкономленный рубль на вес доллара тянет - тем более что транспорт необходимо не только сохранять, но и по мере возможности все же развивать.
Владимир Кривушкин: «Сейчас в свете создания новой транспортной схемы прорабатываются варианты развития сети маршрутов. Основная ставка - троллейбус. Есть в мэрии просьба от администрации Ленинского района - закольцевать троллейбусной линией отдаленные микрорайоны. Есть старинная просьба от горожан Калининского района - пустить троллейбус до Снегирей. Будем решать - тем более что в последнем случае заводы Калининки, где работают большинство жителей тех же Снегирей, обещали нам долевое участие в расходах. В более дальней перспективе - троллейбусная линия до города Оби и аэропорта Толмачево по новой трассе через улицу Станционную».
Наряду с городской сетью маршрутов у мэрии существует и сеть междугородная - на базе автобусов ПАТП-4. Пользуясь лошадиной терминологией, с извозчиками все понятно - а каковы перспективы у наших муниципальных ямщиков?
Владимир Кривушкин: «Здесь прежде всего хотелось бы, чтобы в новом году было продолжено успешно складывающееся деловое сотрудничество мэрии со структурами областной администрации. На сегодня есть постановление мэра о строительстве нового автовокзала в районе улицы Большевистской: вопрос непростой, капиталоемкий, но есть надежда, что совместно с областью его удастся решить года за три-четыре.
Хорошо также, что при областной администрации недавно организовано управление пассажирских перевозок по области: всегда удобнее работать с одной структурой, чем с десятками мелких организаций. И, конечно же, нужны и новые междугородные автобусы. Но тут вопрос непростой, будем думать - машины этого класса очень дорогие».
Любая техника - дорогая, дешевая ли - мертва без людей. И не вспомнить об этом перед Новым годом никак нельзя.
Владимир Кривушкин: «Конечно, хотелось бы поздравить через газету всех наших транспортников и пожелать, чтобы в новом году жизнь для всех нас складывалась легче и счастливей. Что ни говори, а люди у нас замечательные. Прекрасно подготовилось к зиме полностью реорганизованное ПАТП-9 с новым директором: никогда там такой степени готовности не было. Успешно осваивает новую площадку в Дзержинском районе ПАТП-1. Стабилизировалась ситуация в традиционно сложном ПАТП-3. Большую и очень непростую работу по реорганизации перевозок на автобусах малой вместимости и такси провело ПАТП-5. Да и об остальных ПАТП и депо хочется сказать только самые добрые слова».
Что ж, если в новом году к этим добрым словам удастся добавить и не менее добрые рубли, - год Черной Лошади может получиться и неплохим. Приносит же, как верят многие, удачу черная кошка - чем вороное парнокопытное хуже?