Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зритель расслабился и получил удовольствие

26.12.2001
В рамках программы «OFF» IV Рождественского феcтиваля искусств на малой сцене «Глобуса» сыграна опера-буфф Гаэтано Доницетти «Рита, или Пиратский треугольник». Проект интересен уже тем, что это едва ли не первый в России опыт оперной антрепризы.После спектакля наш корреспондент встретился с Алексеем Людмилиным, музыкальным руководителем проекта и дирижером, и Анатолием Ахреевым, автором идеи, продюсером и режиссером.

 В рамках программы «OFF» IV Рождественского феcтиваля искусств на малой сцене «Глобуса» сыграна опера-буфф Гаэтано Доницетти «Рита, или Пиратский треугольник». Проект интересен уже тем, что это едва ли не первый в России опыт оперной антрепризы.

После спектакля наш корреспондент встретился с Алексеем Людмилиным, музыкальным руководителем проекта и дирижером, и Анатолием Ахреевым, автором идеи, продюсером и режиссером.

«Рита»

На сцене - «Рита»

 Почему для антрепризного спектакля выбран «камерный» Доницетти, вполне понятно. В «Рите» - минимум действующих лиц (три солиста), нет хора... К тому же:

- Доницетти демократичен, - говорит Людмилин. - И хочу вам сказать, публика не дура, и если люди не ходят в театр - это не случайно, конечно, бывает и такое, но в основном... Если опера второй свежести, это ужасно.

Для новосибирской публики камерная опера далеко не «вторая свежесть»:

- Камерные оперы вообще ставятся очень мало, - говорит дирижер, - и публике они известны мало. Камерные театры существуют только в Москве и Петербурге, а обычные предпочитают большую форму.

Что касается самого спектакля, то то, что в нашем варианте названо «Рита, или Пиратский треугольник», в первоисточнике звучало как «Рита, или Побитый муж», а в премьере парижской «Опера комик» - «Двое мужчин и одна женщина». Уже по названию понятно, о чем, собственно, речь. Простой и непритязательный сюжет закручен вокруг любовного треугольника - комические ситуации, остроумие, жизнерадостность, лиризм... Плюс замечательная музыка, легко запоминающиеся мелодии, эффектные арии, яркая театральность... Для актеров «Рита» - прекрасная возможность не только попеть, но и поиграть. Беппо (Алексей Долгов, студент Новосибирской консерватории) убедительно забит, покорен и подкаблучен. Гаспар (Александр Лебедев, заслуженный артист России, НГАТОиб), напротив, напорист и брутален. Красавица Рита (Ольга Иванова, солистка Новосибирской филармонии), вынужденная лавировать меж двух огней - мужем нынешним и мужем «минувшим», неожиданно воскресшим, проявляет чудеса женской изобретательности, попадая при том в ситуации самые комические.

Спектакль, который увидели зрители в рамках Рождественского фестиваля, - четвертый по счету. И, по мнению Людмилина, из всех самый неудачный. Требовательный же Ахреев был настолько недоволен, что под занавес к зрителю и вовсе не вышел. Как бы то ни было, но столичным критикам, приехавшим на фестиваль, которых в зале было предостаточно, придется оценивать и рецензировать именно этот вариант.

Причину того, что спектакль прошел не в своем лучшем варианте, создатели антрепризы видят отчасти и в акустической неприспособленности зала:

- Зал рассчитан на камерную драматическую постановку, музыкальная форма здесь глохнет и тонет... Нужен пространственный объем для резонирования, которого в этом зале нет.

С залами у оперной антрепризы проблема. Своей крыши пока нет и вряд ли в ближайшем будущем появится. Помещение приходится арендовать. Идеальными площадками видятся Театр кукол и репетиционная сцена оперного, где есть и оркестровая яма, и зал на 150 зрительских мест. Однако Театр кукол в крыше отказал, что же касается оперного, то:

- Даже не мечтай об этом, - урезонивает «собрата по антрепризе» Анатолий Людмилин, который до сих пор о своем уходе из оперного выражается не иначе как «когда меня выгнали из театра».

Людмилин без политесов

 На сегодняшний день Алексей Людмилин работает в Уфе художественным руководителем и главным дирижером Башкирской оперы, только что поставил «Травиату», которая идет с большим успехом. В Новосибирске бывает наездами. Перестав быть главным дирижером Новосибирского оперного, то есть сойдя с орбиты местных театральных страстей, амбиций и боязни испортить отношения, он освободился и от множества «табу» и о многих вещах говорит весьма откровенно.

- Для творческого человека Новосибирск - город очень сложный и тяжелый. В культуре здесь много людей безграмотных, которые, к сожалению, правят бал.

Со сменой руководства и приходом в Новосибирскую оперу нового директора никаких особых перемен он пока не заметил.

Что касается репертуарной политики, то:

- Руководитель театра такого уровня, как наш, должен смотреть вперед, и именно с этой точки зрения и должен ставить спектакли, рассчитывая на что-то, на какую-то перспективу. Сейчас же спектакли ставятся просто так, захотелось одному, захотелось другому - и поставили...

По мнению Людмилина, не хватает творческого мышления на перспективу и второму музыкальному театру:

- Мы предлагали сделать в музкомедии очень интересный проект, но... Город предпочитает тратить бесконечные бешеные деньги на приглашение постановочных групп из двух столиц, точнее, из одной, из Петербурга, оплачивая одну и ту же постановочную бригаду. Леонид Кипнис даже не скрывает и озвучил это в одной из телевизионных программ, что эти спектакли - изделия первого сорта, и есть спектакли для публики попроще, которые ставит Элеонора Титкова и все...

Антреприза

 - На оперную антрепризу никто не решается прежде всего потому, что это очень дорого, - говорит Анатолий Ахреев, - опера вообще жанр затратный, в нашем спектакле только оркестра 18 человек...

Спонсором постановки выступила корпорация «Сибирское здоровье». Теперь задача - сделать спектакль окупаемым. Чтобы просто рассчитаться с артистами и цехами и заплатить за аренду помещения, по словам продюсера, билет должен стоить порядка 100 рублей (мы не говорим о развитии проекта - расширение репертуара, привлечение новых имен и прочее, что тоже необходимо). Готовы ли к этому новосибирцы? За столичную (правда, драматическую) антрепризу или эстрадных звезд они выкладывают суммы значительно большие. Но то столица, и ситуацию «нет пророка в своем отечестве» переломить крайне сложно. К тому же не стоит забывать, что опера вообще жанр элитарный, стадиона зрителей на спектакль никак не соберешь, да и зритель у оперного искусства - не самый богатый, в основном малоимущая интеллигенция. Если вначале у создателей оперной антрепризы и были иллюзии на предмет полной самоокупаемости, то теперь, реально проанализировав ситуацию, они сошлись на том, что рассчитывать на это не приходится:

- Без государственной поддержки, без поддержки Министерства культуры мы ничего не сделаем...

Проблем, как обычно, оказалось больше, чем предполагалось, - и Алексей Людмилин бывает в городе редко, и Игорь Кутянский, художник спектакля, из Новосибирска уехал:

- В городе больше нет художника, которому лично я бы хотел заказать оформление, - резюмирует Ахромеев.

Но интерес к оперной антрепризе, и большой, в городе определенно есть. На спектакле были замечены, например, директора двух домов культуры, которые имеют вполне приличные залы и готовы взять «Риту», и представитель «Сибирского соглашения». По словам продюсера, прорабатываются варианты сделать в перспективе оперную антрепризу выездной...

Резонанс
Новости
18.12.2017
Помещения специально под фермы для майнинга криптовалюты начали сдавать в аренду новосибирцы. Стоимость аренды этих помещений ниже средней цены по городу, сообщает портал по выбору недвижимости N1.RU.
В редакцию «Новостей ОТС» обратились жители многоквартирного дома на улице Котовского в Новосибирске. Доставщик питьевой воды своей машиной повредил козырек над подъездом и скрылся с места происшествия. При этом дорожные полицейские не проявляют активности в поисках нарушителя, несмотря на то, что известен номер машины.
На ретро-дискотеку 90-х в ЛДС «Сибирь» в Новосибирске пришли 2800 человек. Одной из самых ярких звезд стала Алиса Мон, чья песня «Алмаз» в 90-х годах прошлого века была очень популярна. Певица дала интервью корреспонденту VN.ru, в котором рассказала о том, как живет сейчас, как был написан хит, и поделилась секретами красоты.
Герой Советского Союза, ветеран войны в Афганистане - его часто сравнивают с Алексеем Маресьевым. Отец Киприан, в миру Валерий Бурков, посетил Новосибирск. Он побывал в школах, реабилитационных центрах и патриотических клубах. С человеком уникальной судьбы встретился корреспондент ОТС.
18.12.2017 Видео
Почти 20 тысяч новых семей появились в Новосибирской области в этом году. Такую статистику озвучили в органах ЗАГС, которые отмечают столетие со дня образования. О работе тех, кто с нами и в горе, и в радости, узнали корреспонденты ОТС.
15.12.2017 Видео
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.