Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В борьбе за... пассажира

08.01.2002
Увы, на коммерческих маршрутах нашего города ситуация доходит уже до мордобоя между обслуживающим эти маршруты персоналом: мы писали об этом буквально перед новогодними праздниками. Все чаще возникает ощущение, что если не принять определенные меры, то имеющееся напряжение будет только нарастать.Какие конкретно меры - вопрос к специалистам по пассажирским перевозкам.

Мы и не заметили, как дожили до такого счастья, что можем
выбирать: «частником» добираться или муниципальным автобусом.
Опять надо наводить порядок

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Как говаривал когда-то один персонаж кошачьей национальности, «ребята, давайте жить дружно!»

Увы, на коммерческих маршрутах нашего города ситуация доходит уже до мордобоя между обслуживающим эти маршруты персоналом: мы писали об этом буквально перед новогодними праздниками. Все чаще возникает ощущение, что если не принять определенные меры, то имеющееся напряжение будет только нарастать.

Какие конкретно меры - вопрос к специалистам по пассажирским перевозкам.

Директор МУП ГАПП-5 (бывшее ПАТП, теперь Муниципальное унитарное предприятие «Городские автомобильные пассажирские перевозки») Валерий Ильенко: «Да, проблема есть. И начинается она, как часто сегодня бывает, с несовершенства нашего законодательства и подзаконных документов. Допустим, купил человек пассажирскую «Газель» или автобус. По закону ему в этом случае обязаны выдать лицензию и заключить договор для работы на маршруте. Вопрос только, на каком маршруте? Вот об этом в законе - ни слова.

Понимаете, маршруты с неба не падают и вдруг не рождаются. Предположим, есть идея соединить в городе точку А и точку Б и есть надежда, что между этими точками возникнет стабильное движение пассажиров. Но может пройти месяц и больше, пока маршрут «прикатается» и начнет приносить прибыль, а до этого времени могут быть сплошные убытки. Так вот, новоприбывший независимый транспортник чаще всего просится на уже прокатанный другими маршрут - как кукушонок в чужое гнездо. И кончается это чаще всего как у птичек: прежний хозяин, вложивший в эту трассу терпение и немалые деньги, птичкой же с него и вылетает».

Давайте оговоримся: «частник» «частнику» рознь. Солидный индивидуальный предприниматель с гаражом в 15-20 машин и больше чаще всего способен найти собственную персональную нишу на маршрутной сети, любовно ее прокатать и беречь от чужаков. Таковы 1064-й маршрут «Фотолэнда», ставшие привычными «три девятки» 999-го маршрута и не только они.

Иное дело - мелкая, но агрессивная сошка, нередко с криминальной крышей. Такому действительно дай палец, то бишь местечко на маршруте - так всю лапу оттяпает.

Валерий Ильенко: «Разреши, дай» - гонцы идут постоянно. К чему это ведет? Сегодня муниципальные перевозчики вынуждены оставлять ими же сделанные стабильные и прибыльные трассы. Вот только часть списка наших потерь: маршруты номер 2, 13, 27 - полностью, номер 11, 15 - пока частично, но в перспективе полностью.

Есть и другая сторона - самые «хлебные» трассы сегодня переполнены машинами сверх меры. Неизбежно начинаются автогонки: чтобы увести пассажира из-под носа конкурента. Тут и до беды недалеко».

Видел я это дело - и на собственной шкуре пассажира не раз испытывал. Иные орлы летают настолько лихо, что, неровен час, следующим рейсом всех могут уже по старинному шоферскому присловью повезти тихо...

Валерий Ильенко: «Рано или поздно наводить порядок здесь придется. Логичной представляется такая схема. Прежде всего нужен единый заказчик по маршрутной сети - допустим, в лице профильного департамента мэрии. Далее, на каждом маршруте должен быть один хозяин, а сегодня почти все линии напоминают недоброй памяти коммунальные квартиры. И, я считаю, должна быть обязательно выделена сеть социально значимых маршрутов, закрепленная за муниципальным транспортом, включая электротранспорт. Есть в городе отдаленные районы, где большого пассажиропотока нет, но людей вывозить оттуда надо - «частник» этим заниматься не будет».

Что удивительно - за два первых пункта в принципе выступают и крупные независимые перевозчики, жестко при этом подчеркивая, что заказчик должен быть независимым от тех, кто конкретно осуществляет перевозки. Впрочем, оно и понятно - у серьезных людей и интересы совпадают...

Валерий Ильенко: «Насчет единого для всех конкурса по распределению маршрутов, за который ратуют иные независимые перевозчики, - не так все просто, как кажется. Да и не может быть единых правил для тех, у кого десятки машин и у кого одна-две: крупный перевозчик должен хотя бы иметь возможность маневрировать резервами, перераспределяя машины по маршрутам».

А как все же быть «одиночкам» с одним или парой «моторов»?

Валерий Ильенко: «Впишутся и они в эту схему - по нескольким вариантам. Возможность первая: я, условно говоря, как собственник маршрута заключаю с ними договор, и они работают у меня. Вторая: жизнь их заставляет объединяться, чтобы стать собственником полновесного маршрута. Юридически это легко решаемо. Ну, и третья: искать и прокатывать свою персональную линию в индивидуальном порядке».

С ходу вопрос - что считать своим маршрутом? Линии городского транспорта сегодня переплетаются самым причудливым образом, и «свое» иной раз даже на длинных участках совпадает с «чужим».

Валерий Ильенко: «Разумеется, есть и такая проблема. Возьмите линию «Цветной проезд» - город», где три маршрута - 15-й, 1235-й и 1075-й - совпадают процентов на 90. Отсюда там и бесконечные водительские стычки - кому ехать первым? Нужна соответствующая корректировка маршрутной сети города, исключающая линии-двойники, это полностью реально».

Сегодня иногда уже ставится вопрос: а зачем Новосибирску муниципальный транспорт вообще? Дескать, не зависимые от мэрии конкуренты и пассажиров возят нормально, и размножаются шустро. Тем не менее в транспорте, как в природе, все взаимосвязано - убери один вид, и равновесие рухнет. По зарплате муниципальные водители сегодня приблизились к независимым коллегам. По словам Валерия Ильенко, до пяти тысяч рублей в ГАПП-5 зарабатывать вполне реально. А вот система социальных гарантий у них, пожалуй, будет помощнее.

Работы хватит на всех - тем более что наше метро еще не скоро доберется до городских окраин. Вот только на нравах Дикого Запада далеко не уедешь. Впрочем, сегодня это понимают и с муниципальной, и с независимой стороны.

Резонанс
Новости
Рейтинг районов Новосибирска, основанный на отзывах местных жителей, составил Domofond.ru. Лидером сразу по шести критериям стал Советский район, а в аутсайдеры попали Дзержинский и Ленинский районы. Их обитатели пожаловались на грязь и отсутствие развлекательных учреждений.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников занял 17-е место в рейтинге глав регионов, составленном компанией «Медиалогия». Это один из лучших показателей для глав регионов, представляющих Сибирский федеральный округ.
Католическую школу в Кировском районе Новосибирска топят канализационные воды. Из-за зловония в школе отменили занятия, а учителя вынуждены направлять задания школьникам на дом.
Исправить форму носа, груди и стать моложе - с такими просьбами чаще всего обращаются к пластическим хирургам в Новосибирске. Медики внедряют новые технологии и все чаще делают маммопластику, используя жировую ткань пациента.  
Биткоин-лихорадка дошла и до Новосибирской области. Жители мегаполиса меняют реальную работу на интернет-доход, онлайн-деньги растут в цене. Что такое майнинг, блокчейн и криптовалюта, и есть ли сходство с финансовой пирамидой, узнали корреспонденты ОТС.
Мантия как у Менделеева на известной картине теперь есть и у химика из Новосибирского Академгородка. Елена Болдырева получила звание почетного доктора Эдинбургского университета в Великобритании. О церемонии как в кино, своих студентах и жизни, посвященной науке, знаменитый ученый рассказала корреспонденту ОТС.