Новосибирск 9.3 °C

В борьбе за... пассажира

08.01.2002 00:00:00

Мы и не заметили, как дожили до такого счастья, что можем
выбирать: «частником» добираться или муниципальным автобусом.
Опять надо наводить порядок

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Как говаривал когда-то один персонаж кошачьей национальности, «ребята, давайте жить дружно!»

Увы, на коммерческих маршрутах нашего города ситуация доходит уже до мордобоя между обслуживающим эти маршруты персоналом: мы писали об этом буквально перед новогодними праздниками. Все чаще возникает ощущение, что если не принять определенные меры, то имеющееся напряжение будет только нарастать.

Какие конкретно меры - вопрос к специалистам по пассажирским перевозкам.

Директор МУП ГАПП-5 (бывшее ПАТП, теперь Муниципальное унитарное предприятие «Городские автомобильные пассажирские перевозки») Валерий Ильенко: «Да, проблема есть. И начинается она, как часто сегодня бывает, с несовершенства нашего законодательства и подзаконных документов. Допустим, купил человек пассажирскую «Газель» или автобус. По закону ему в этом случае обязаны выдать лицензию и заключить договор для работы на маршруте. Вопрос только, на каком маршруте? Вот об этом в законе - ни слова.

Понимаете, маршруты с неба не падают и вдруг не рождаются. Предположим, есть идея соединить в городе точку А и точку Б и есть надежда, что между этими точками возникнет стабильное движение пассажиров. Но может пройти месяц и больше, пока маршрут «прикатается» и начнет приносить прибыль, а до этого времени могут быть сплошные убытки. Так вот, новоприбывший независимый транспортник чаще всего просится на уже прокатанный другими маршрут - как кукушонок в чужое гнездо. И кончается это чаще всего как у птичек: прежний хозяин, вложивший в эту трассу терпение и немалые деньги, птичкой же с него и вылетает».

Давайте оговоримся: «частник» «частнику» рознь. Солидный индивидуальный предприниматель с гаражом в 15-20 машин и больше чаще всего способен найти собственную персональную нишу на маршрутной сети, любовно ее прокатать и беречь от чужаков. Таковы 1064-й маршрут «Фотолэнда», ставшие привычными «три девятки» 999-го маршрута и не только они.

Иное дело - мелкая, но агрессивная сошка, нередко с криминальной крышей. Такому действительно дай палец, то бишь местечко на маршруте - так всю лапу оттяпает.

Валерий Ильенко: «Разреши, дай» - гонцы идут постоянно. К чему это ведет? Сегодня муниципальные перевозчики вынуждены оставлять ими же сделанные стабильные и прибыльные трассы. Вот только часть списка наших потерь: маршруты номер 2, 13, 27 - полностью, номер 11, 15 - пока частично, но в перспективе полностью.

Есть и другая сторона - самые «хлебные» трассы сегодня переполнены машинами сверх меры. Неизбежно начинаются автогонки: чтобы увести пассажира из-под носа конкурента. Тут и до беды недалеко».

Видел я это дело - и на собственной шкуре пассажира не раз испытывал. Иные орлы летают настолько лихо, что, неровен час, следующим рейсом всех могут уже по старинному шоферскому присловью повезти тихо...

Валерий Ильенко: «Рано или поздно наводить порядок здесь придется. Логичной представляется такая схема. Прежде всего нужен единый заказчик по маршрутной сети - допустим, в лице профильного департамента мэрии. Далее, на каждом маршруте должен быть один хозяин, а сегодня почти все линии напоминают недоброй памяти коммунальные квартиры. И, я считаю, должна быть обязательно выделена сеть социально значимых маршрутов, закрепленная за муниципальным транспортом, включая электротранспорт. Есть в городе отдаленные районы, где большого пассажиропотока нет, но людей вывозить оттуда надо - «частник» этим заниматься не будет».

Что удивительно - за два первых пункта в принципе выступают и крупные независимые перевозчики, жестко при этом подчеркивая, что заказчик должен быть независимым от тех, кто конкретно осуществляет перевозки. Впрочем, оно и понятно - у серьезных людей и интересы совпадают...

Валерий Ильенко: «Насчет единого для всех конкурса по распределению маршрутов, за который ратуют иные независимые перевозчики, - не так все просто, как кажется. Да и не может быть единых правил для тех, у кого десятки машин и у кого одна-две: крупный перевозчик должен хотя бы иметь возможность маневрировать резервами, перераспределяя машины по маршрутам».

А как все же быть «одиночкам» с одним или парой «моторов»?

Валерий Ильенко: «Впишутся и они в эту схему - по нескольким вариантам. Возможность первая: я, условно говоря, как собственник маршрута заключаю с ними договор, и они работают у меня. Вторая: жизнь их заставляет объединяться, чтобы стать собственником полновесного маршрута. Юридически это легко решаемо. Ну, и третья: искать и прокатывать свою персональную линию в индивидуальном порядке».

С ходу вопрос - что считать своим маршрутом? Линии городского транспорта сегодня переплетаются самым причудливым образом, и «свое» иной раз даже на длинных участках совпадает с «чужим».

Валерий Ильенко: «Разумеется, есть и такая проблема. Возьмите линию «Цветной проезд» - город», где три маршрута - 15-й, 1235-й и 1075-й - совпадают процентов на 90. Отсюда там и бесконечные водительские стычки - кому ехать первым? Нужна соответствующая корректировка маршрутной сети города, исключающая линии-двойники, это полностью реально».

Сегодня иногда уже ставится вопрос: а зачем Новосибирску муниципальный транспорт вообще? Дескать, не зависимые от мэрии конкуренты и пассажиров возят нормально, и размножаются шустро. Тем не менее в транспорте, как в природе, все взаимосвязано - убери один вид, и равновесие рухнет. По зарплате муниципальные водители сегодня приблизились к независимым коллегам. По словам Валерия Ильенко, до пяти тысяч рублей в ГАПП-5 зарабатывать вполне реально. А вот система социальных гарантий у них, пожалуй, будет помощнее.

Работы хватит на всех - тем более что наше метро еще не скоро доберется до городских окраин. Вот только на нравах Дикого Запада далеко не уедешь. Впрочем, сегодня это понимают и с муниципальной, и с независимой стороны.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: