Новосибирск 1.8 °C

Суд будет только слушать - обвинителя и защитника

09.01.2002 00:00:00

Новый Уголовно-процессуальный кодекс

 Свершилось давно ожидаемое - 22 декабря опубликован и вступил в действие Уголовно- процессуальный кодекс, из-за которого столь долго и яростно ломались копья. Нельзя сказать, что для рядового обывателя это событие первоочередной значимости. Но не зря живет-не умирает поговорка: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Все под Богом ходим. И вполне законопослушный автомобилист, налетевший на чужую машину или, не приведи Господь, на старушку. И мамаша, чей несовершеннолетний сынок украл у соседки колечко, чтобы зелья прикупить. И несчастная женщина, неудачно ударившая сковородкой мужа-пьяницу - до смерти. Мы все, увы, можем оказаться в роли потерпевших, свидетелей, а кое-кто и обвиняемого. Знать свои права не помешает, тем более что нынешние адвокаты дороги.

Почему-то, рассказывая о новом УПК, многие СМИ нажимают на статьи о передаче суду санкций на арест, обыск. Совершенно новые для России нормы, вступающие в действие с 2004 года. Суд присяжных - с 2003 года. Каждая тема требует особого разговора. Сегодня наш корреспондент расспрашивает начальника Управления прокуратуры области по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Нину Дуденко.

- Нина Ивановна, с точки зрения функций вашего управления что бы вы отметили, скажем так, магистральное в новом УПК?

- Участие прокуроров во всех абсолютно судебных процессах. То есть необходимость стопроцентно обеспечить систему поддержания обвинения.

- Но как это сопоставить с тем, что в последнее время много говорят о давлении прокуратуры, о господстве обвинительного уклона?

- Тогда отвечу вопросом на вопрос: как же обеспечить состязательность процесса, если не будет участия двух сторон - обвинения и защиты? Состязательность процесса продекларирована в статье 123 Конституции, а также в статье 15 нового УПК: «Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга... Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их обязанностей». Иными словами, бремя доказывания вины с суда снято. Он будет лишь оценивать доводы той и другой стороны. По их ходатайствам суд имеет право приобщать документы, вызывать свидетелей, назначать экспертизы, а потом все это анализировать.

- Так сколько же теперь понадобится государственных обвинителей? Справится ли прокуратура?

- Придется справляться. Нам дан год для подготовки. Статья об обязательном участии прокурора вступает в действие с января 2003 года. Можно привести теперешние цифры. За первую половину прошедшего года судами области с участием прокурора рассмотрено 63 процента всех уголовных дел - более трех с половиной тысяч. Сейчас на восемь судей приходится один гособвинитель, они невероятно загружены. Надо сделать так, чтобы один обвинитель работал в процессах как максимум с двумя судьями. Но штаты нам не увеличивают. Поэтому в суды в качестве обвинителей будут направляться все сотрудники районных прокуратур - даже и следователи, и помощники по общему надзору. В течение года будем их готовить к новой миссии. Но даже и при таком раскладе все равно нехватка примерно человек тридцать. Но год пройдет, и требование закона о состязательности судебного процесса все равно придется выполнять. Ответственность колоссальная.

- Не зря новый УПК входит в пакет законов о реформировании судебной системы. То есть меняются не просто отдельные статьи, но сам принцип рассмотрения уголовных дел. Люди знают, что после суда так называемой первой инстанции можно подать кассационную жалобу. После районного суда - в областной, в течение семи дней. Обжаловать приговор можно и после - в порядке надзора, когда несогласие с ним высказывает прокурор. Некоторые дела пересматриваются годами. Мне известно о деле, когда человеку дали семь лет, он отсидел шесть с половиной, но все жалуется. Есть ли новшества в этом смысле?

- Есть, и весьма существенные. Думаю, наши граждане должны о них знать. Статья 405 нового УПК говорит о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. В чем смысл? Например, человек за убийство без отягчающих обстоятельств приговорен к пяти годам лишения свободы. Родные убитого могут добиваться более сурового наказания. Теперь такую жалобу можно будет подать только в кассационном порядке, то есть после суда первой инстанции. Срок с семи дней продлен до десяти. Если кассационная жалоба не поступила, приговор вступает в законную силу, и изменить его позже в порядке надзора теперь будет невозможно. Прокурор сможет опротестовать решение суда только в сторону смягчения наказания, «поворот к худшему» новый УПК запрещает. Надо успевать жаловаться в те десять дней, что дает закон для подачи кассационной жалобы. Эта норма закона вступает в действие с первого июля 2002 года. После этого срока по жалобам на мягкость наказания уже ничего сделать будет нельзя. Думаю, понятно, что такое изменение идет в русле гуманизации уголовного преследования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: