Новосибирск 4.9 °C

Авиакатастрофа как средство передвижения

09.01.2002 00:00:00

Комментарий к печальной статистике

 Минувший год здорово попугал нас впечатляющими авиакатастрофами. Пассажирские самолеты врезались в небоскребы, ведомые руками террористов-камикадзе, падали, сбиваемые ракетами, обрушивались наземь из-за технических неисправностей. Анализирующие эти события исследователи прогнозируют, что к 2007 году количество авиакатастроф в мире увеличится вдвое по сравнению с нынешним и в среднем будет происходить по одной авиакатастрофе в неделю... Стало быть, сегодня в среднем случается по одной крупной авиакатастрофе в две недели. И это малоутешительно. Ведь не угадаешь того самого рейса, который по стечению обстоятельств и случайностей станет роковым, и не очень-то приятно, садясь в самолет, ощущать себя потенциальным смертником...

Согласно официальной статистике, в 1999 году жертвами авиакатастроф в мире стало 628 человек, в 2000-м - 1046. Любопытным показателем оперирует французское Бюро по расследованию авиакатастроф. Этот «коэффициент» звучит как «количество погибших пассажиров на миллион пассажиро-километров». Итак, в 1996 году этот показатель составил 0,05; в 1997-м - 0,04; в 1998-м - 0,035, в 1999-м - 0,02 в 2000-м - 0,025.

Новосибирский Ту-154 погиб по уже «накатанному сценарию»

 Отныне и во веки веков эту авиакатастрофу, аукнувшуюся горем для людей, живущих и в Новосибирске, и в Израиле, можно поставить в ряд «хрестоматийных». Она развивалась словно по заранее предначертанному сценарию, в котором были и роковое повторение кем-то уже пройденных ошибок, и дезинформация, исходящая от «заинтересованных лиц», и многое-многое другое...

В конце концов было признано, что пассажирский самолет сбила «сдуревшая» самонаводящаяся ракета, отверстия в фюзеляже - следы смертоносной «начинки» боеголовки, а вся эта трагедия - результат халатности украинских военных. Как-то не очень внятно посожалел о случившемся Кучма - и все...

А вот катастрофа-«двойник» той, в которой погибли наши земляки. 1 сентября 1983 года в мировой скандал вылилась трагическая история с отклонившимся от курса пассажирским самолетом корейских авиалиний. Зависший над сахалинскими военными базами, заподозренный в шпионаже, самолет срезал двумя ракетами советский истребитель. Принятый за самолет-шпион, авиалайнер упал в море с высоты 11000 метров (с такой же высоты упал и летевший в Новосибирск Ту-154). Как абсолютно бесчеловечную эту акцию охарактеризовал Рональд Рейган, а один из американских конгрессменов заявил: «Атаковать безоружный гражданский самолет - все равно, что атаковать автобус со школьниками». В самом деле, действия советских стратегов 1983 года в отличие от украинских 2001-го характеризовались осознанностью. Перестраховались ли наши военные? Не хватило ли у них выдержки? Но спустя пять лет, 3 июля 1988 года, американский крейсер практически по тому же «сценарию», по роковой ошибке, сбил в Персидском заливе иранский коммерческий авиалайнер, приняв мирный воздушный борт за военный. Да, перед этим крейсер был атакован иранскими катерами и палубными вертолетами, и пассажирский самолет оказался в 32 километрах от вышедшего из боя крейсера. Но когда он приблизился к боевому кораблю на расстояние 14 километров, был расстрелян и рухнул в воду.

Иркутская «бермудь»

 В ночь с 3 на 4 июля в 21.05 исчез с экранов радаров иркутского аэропорта Ту-154, выполнявший рейс Екатеринбург-Владивосток. Спустя некоторое время в диспетчерскую аэропорта поступило сообщение от жительницы расположенной невдалеке от аэропорта деревни Бурдаковка о взрыве самолета. Авиалайнер должен был выполнить промежуточную посадку для дозаправки. Но, не долетев, рухнул вниз с уже выпущенными шасси и закрылками. Так произошла «очередная» авиакатастрофа под Иркутском. Об иркутских катастрофах начали поговаривать как о какой-то аномалии вроде Бермудского треугольника. В январе 1993-го разбился в аэропорту Ту-154. В декабре 1997-го на город упал «Руслан»... Все фрагменты потерпевшего в 2001-м катастрофу под Иркутском лайнера Ту-154 были перевезены в специальный ангар для экспертизы. Личный контроль руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Юрия Журавлева должен был обеспечить объективность расследования. В интервью одной из иркутских телекомпаний, как информировала интернет-газета «Страна. ru», 3 августа заместитель транспортного прокурора Иркутской области Сергей Стрелец говорил о наличии следов алкоголя в крови командира экипажа Ту-154М. Однако 4 августа «Стране. ru» сообщили, что пленка с записью этого интервью - затерта. Члены экипажа Ту-154М, разбившегося 3 июля под Иркутском, перед вылетом во Владивосток несколько дней отдыхали в профилактории под Екатеринбургом. По некоторым данным, за день до катастрофы сотрудники профилактория видели нескольких нетрезвых людей, которые были одеты в форму работников гражданской авиации... Мир, конечно, праху летчиков того Ту-154, которые, даже совершив ошибку, выполняли свой долг, боролись за доверенные жизни людей до последнего. Ведь у гражданских авиаторов нет ни катапульт, ни парашютов... Для того чтобы приведенные версии стали официально признанным фактом, конечно же, необходимо выполнить все юридические тонкости, но чем-то таким тревожно-мрачноватым веет от этой «алкогольной» версии, что просто глаза бы не смотрели на небушко, когда над твоей головой грохочет «железная птица»...

Реквием-блюз, или Сколько стоит пассажир?

 Авиакатастрофы - это наш очень печальный опыт... Ведь человек строил самолеты, чтобы воспарить, наращивал скорости, чтобы подарить людям весь мир, взгляд с высоты птичьего полета, а что вышло... Один из первых советских фильмов-катастроф - «Экипаж» - воспроизводит ситуацию, когда катастрофа накладывается на катастрофу. В далекой африканской стране извергается расположенный рядом с аэропортом вулкан - и, отрываясь от земли, самолет получает повреждение. Далее разворачивается героическая хроника борьбы экипажа с неполадками... Сегодня воздушный океан штормит потому, что и на земле неспокойно. Можно сделать детальную выборку неполадок технического характера, которые связаны с износом авиационной техники, огрехами конвейерной сборки или обслуги, произвести детальный анализ конструктивных изъянов, из-за которых упавший под Иркутском Ту почему-то ни с того ни с сего начинает болтать в воздухе, а у рухнувшего под Нью-Йорком «Боинга» загорелся двигатель, но... Как оказалось, поведение террористов непредсказуемо, и мощнейшие спецслужбы одного из самых технологичных государств мира не могли спрогнозировать, что у них на уме. Сделав зловещий «круг», ситуация со стрельбой по мирным самолетам с мирными пассажирами вернулась в ту страну, людям которой казались столь антигуманными действия советских военных, сбивших когда-то корейский авиалайнер. От безысходности американскому руководству пришлось дать «добро» на стрельбу ракетами по своим же пассажирским самолетам, со своими же гражданами. Ракета, ударившая по последнему «Боингу», не дотянувшему до какого-то важного объекта (может быть, даже атомной станции), была наведена по звонку сотового телефона, потому как другие радиоизлучатели террористы-камикадзе отключили.

В «сценариях» катастроф довольно часто появляется «линия» дезинформации. Слишком много высокопоставленных лиц бывают заинтересованы в том, чтобы прошла «выгодная» версия. Тенденциозная статистика может повлиять на принятие решений, судьбоносных для экономики страны. Торговля самолетами да и авиаперевозки - бизнес и дорогостоящий, и прибыльный. И весьма тревожно то, что наши самолеты с особой интенсивностью начали разбиваться на страницах газет в тот момент, когда принималось непатриотичное решение покупать французские пассажирские самолеты... В конкурентной борьбе и такого рода «пиар» может сработать... Ну а в ответ на страшную статистику Аэрофлот проводит имиджевые кампании. Рекламируется сервис. Принимаются меры безопасности. В частности, самолетам, взлетающим и садящимся в Толмачево, теперь предписано держаться подальше от административного центра Новосибирска (об этом сообщала «ВН»). В других городах планируют выносить аэропорты подальше за город.

Профессии летчика и авиадиспетчера были и будут одними из самых ответственных. Невыспавшийся, угнетенный мизерной зарплатой авиадиспетчер вряд ли станет надежным гарантом безопасности. Летчик подшофе или с похмелья - ну какой он ангел-хранитель доверивших ему свои жизни людей? Авиадиспетчеры бастуют... Профессия бортпроводницы становится одной из самых опасных. Летчика, совершившего ошибку, как правило, на скамью подсудимых уже не посадишь. А вот авиадиспетчера... В прошлом году греческие авиадиспетчеры были осуждены за авиакатастрофу украинского лайнера Як-40. В Греции же судили российских пассажиров, устроивших в салоне самолета пьяный дебош... Шлейф тяжб, следующий за каждой авиакатастрофой, - это настоящий клубок разбитых надежд, исковерканных судеб. Затраты моральные. И затраты материальные. Все рядом.

10 тысяч долларов за погибшего - такая была «назначена» предварительная компенсация за каждого летевшего в самолете, следовавшем рейсом Тель-Авив - Новосибирск, и кому, к несчастью, авиакатастрофа послужила средством передвижения в мир иной..

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: