Новосибирск 4.6 °C

В шестьдесят жизнь только начинается...

10.01.2002 00:00:00

К юбилею Михаила Пахомова

 Девятнадцатого января заслуженный артист России Михаил Пахомов выйдет на сцену НГАТОиБ в опере «Борис Годунов» в роли царя Бориса. Для Михаила Павловича это будет не просто очередной спектакль. «Борисом...» певец отметит на сцене родного театра свой шестидесятилетний юбилей.

Родиться в канун Нового года посчастливится не каждому. Михаилу Павловичу, например, все с детства завидовали - ведь день рождения у него плавно перетекал в новогодние праздники. Сам же именинник по этому поводу отшучивается: дескать, хорошо-то хорошо, вот только уж очень большая нагрузка для организма.

- А в этом году даже обидно было, - говорит певец. - Двадцать седьмого декабря - юбилей. Все вокруг поздравляют, выпивают за здоровье, а у меня на следующий день спектакли: утром я Медведь («Терем-теремок»), а вечером - Князь Галицкий («Князь Игорь»). Сами понимаете, надо быть в форме. Но уже после спектакля вечерком мы с коллегами, конечно, отметили, чисто символически...

Если бы ему вдруг в качестве эксперимента предложили прожить свою жизнь заново, он, не раздумывая, сразу поступил бы в консерваторию. В реальности же обладатель шикарного природного баса шел к певческой карьере окольными путями, через Кавказские горы и Балтийское море.

Родился Михаил Пахомов в станице Солдатская (Кабардино-Балкария) в декабре 1941 года. Со второго курса Нальчикского университета ушел служить на флот. Однажды на эскадренный миноносец «Неустрашимый» пожаловал высокий гость - маршал Советского Союза Михаил Гречко. Командование корабля решило уважить маршала, не дожидаясь, когда для этой цели прибудет ансамбль песни и пляски Балтийского флота. «Яблочко» лихо исполнили выпускники хореографического училища, а «Вдоль по Питерской» спел Михаил. После концерта, уже на банкете, маршал, указывая на молодого старшину, шепнул командиру корабля: «Ты отпустил бы этого лохматого в консерваторию. Уж очень он душевно поет...» С флота радиометрист артиллерии главного калибра Михаил Пахомов демобилизовался в 1964 году. Демобилизовался он с пакетом, в котором за семью печатями хранилось разрешение за подписью маршала Гречко, позволяющее ему продолжить обучение в высшем учебном заведении. В ректорате Нальчикского университета пакет вскрыли со словами: «Это не к нам, а в консерваторию». Запечатали обратно и отдали удивленному Михаилу. Покорять своим талантом педагогов консерватории в канун Нового года Пахомов не стал. Поехал в родную станицу отдохнуть, да случайно разговорился там с руководителем местной самодеятельности. Тот учился в музыкальном училище в Орджоникидзе. Слово за слово, и вдруг как подтолкнул кто-то: а что если поехать и прослушаться - авось...

Вокальное отделение музыкального училища в Орджоникидзе Михаил Пахомов закончил с красным дипломом.

- Я учился у Александра Геккера, - вспоминает певец. - Ему я обязан тем, что голос мой зазвучал и приобрел силу. Он мне на прощание сказал: «Мишенька, у тебя природный бас, береги его, ведь голос - это дар от Бога».

В августе 1974 года после окончания Саратовской консерватории Михаил Пахомов был зачислен в труппу Новосибирского театра оперы и балета. Директор театра Александр Чугуков и дирижер Исидор Зак присмотрели молодого перспективного баса на вокальной «ярмарке» в Уфе. В одно время с Новосибирским его приглашали на прослушивание в Большой и Кировский театры. От столь пристального внимания к собственной персоне певец первое время даже растерялся. Но мудрый Исидор Зак вовремя внес ясность в хаотичные мысли своего подопечного.

- Зачем вам, Миша, соваться в этот серпентарий, - сказал дирижер. - Зачем травмировать себя и свой голос. Вас же берут здесь в труппу на ведущие партии. И, кроме того, дают ставку двести рублей. А это по нашим временам деньги немалые. Так что идите и работайте, голубчик...

В то время в оперной труппе театра была как никогда сильная и творчески одаренная басовая группа. На сцене блистали Иван Косов, Николай Логутенко, Алексей Левицкий. Чтобы влиться в такой «звездный» состав, а не оплошать сразу и навсегда, надо было иметь голос и обладать компанейским характером. Басы вообще мужики спокойные, добродушные, весомые. Они между собой всегда договорятся. В общем, новенького мэтры новосибирской сцены приняли радушно. А Михаил Павлович в свою очередь усвоил раз и навсегда - халтурить, работать в полсилы нельзя.

За годы работы в НГАТОиБ юбиляр исполнил более тридцати ведущих оперных партий. Говорит, что все они для него, как дети, рождались в муках, ну а потом радовали. Самые яркие его работы: Гремин («Евгений Онегин»), Князь Галицкий («Князь Игорь»), Малюта Скуратов («Царская невеста»), Инквизитор («Крылатый всадник»), Фагот («Мастер и Маргарита»). Жалеет певец, что нет в афише театра, например, «Фауста», где он с удовольствием спел бы партию Мефистофеля. Ну а к вершине басового репертуара - партии Бориса Годунова - Михаил Павлович подходил постепенно. Он спел в опере все возможные басовые партии (Варлаам, Пристав, Пимен) и, наконец, три года назад исполнил партию царя Бориса. Зная, как трепетно Михаил Павлович относится к «Борису...», руководство театра попросило его исполнить любимую партию девятнадцатого января на собственном юбилее. И вот теперь Михаил Пахомов с нетерпением ждет спектакля.

О чем жалеет юбиляр, оглядываясь на прожитые годы? Что радует?

- Жаль, что годы так быстро летят, - отвечает Михаил Павлович. - Только что было сорок, и вдруг уже шестьдесят стукнуло. Жаль, что в свое время не принял участие в международных конкурсах вокалистов. Еще жаль, что ростом я пошел не в деда - тот под два метра был и голос имел замечательный. А радует то, что я всегда был востребован, не сидел без работы ни дня. Радует семья: жена, дочь, сын, внученька. Радует то, что теперь я знаю - в шестьдесят лет жизнь только начинается.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: