Новосибирск 6.8 °C

Наследники легендарного комдива

11.01.2002 00:00:00

Эмоциональный комментарий к повышению платы за проезд

Теперь проезд в метро стоит пять рублей

 Кому что, а мне приснился на днях легендарный Василий Иванович Чапаев. Скачет комдив в атаку на белом коне и размахивает шашкой с легендарным опять же боевым кличем «По рублю!!». А впереди по курсу - толпа несчастных «беляков», лихорадочно соображающих: то ли скидываться по рублику, то ли быть порубленными. То погано, и это не фонтан. Тут просыпаюсь от жужжания пейджера. Звонок из родной редакции - мэрия опять тарифы на городской транспорт поднимает, ровно на рубль, прокомментировать бы надо, и так, чтобы комментарий не только мужики читать могли, но и дамы.

Что тут скажешь? Все познается в сравнении. Ежели сопоставить с новогодней свиньей, подложенной горожанам коммунальщиками, то решение транспортников покажется скромным молочным поросеночком. В конце концов, сегодня рубль - не деньги, и даже не бумажка - так, четверть тарифа за посещение общественного туалета. Эх, дожил бы до этого Василий Иванович - точно клич боевой менять пришлось бы, дабы не смешить противника.

Можно ли было новосибирцам еще с годик проездить по «трешке»? Вопрос непростой. Любое ведомство - и транспортники не исключение - с пеной у самого ответственного рта будет уверять, что ну никак без рейда по карманам сограждан не обойтись. Ибо есть такой бухгалтерский монстр - СЕБЕСТОИМОСТЬ. И ее, проклятую, дескать, ни на каком троллейбусе не объехать...

Так-то оно так, но опять же... Именно в этот параметр можно заложить все, что угодно - хоть автобусную «баранку», инкрустированную бриллиантами, хоть отдых дочки начальника ЖЭУ на Канарах. Может, я и утрирую, но ненамного. Недавно одна мной уважаемая газета прошлась по такой неприметной должности, как паспортистка в ЖЭУ: паспортное дело - федеральная функция, функционеры МВД оплачиваются из федерального бюджета (как и должно быть), а эти милые дамы средней полезности и все их расходы от помещения до скрепок содержатся, правильно, за счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и тем самым включаются в их себестоимость. Мелочь, конечно, но если перебрать все такие мелочи, то вполне может оказаться, что квартплату впору было бы не увеличивать, а уменьшать.

Так и с транспортом, только здесь проблемы еще деликатней. Понятно, что повышать зарплату работникам транспорта надо, запчасти и новые машины закупать надо - следовательно, надо повышать и доходы. Но за счет чего?

Метод первый - просто собирать деньги, прямо на дороге. Не далее, как позавчера, лично провел эксперимент: встал на середине длинного перегона между остановками, и при приближении каждого коммерческого «пазика» стал «голосовать», делая вид, что не успеваю добежать - дескать, забери, браток, на борт, и лишняя «пятерка» тебе обеспечена. Статистика такова: из четырех «частников» тормознули двое, из пяти муниципальных «коммерсантов» - никто. Ну, не нужны им мои деньги, хоть застрелись - зато стон по поводу их же муниципального безденежья стоит на весь Новосибирск. Излишне говорить, что, к примеру, в весьма мной уважаемом соседнем городе Кемерове в аналогичной ситуации остановились бы девять водителей из девяти - там не стонут, а зарабатывают те самые рубли.

Метод второй - сокращать и отменять льготы. Еще в старину отмечали: если все начнут платить за проезд, как за хлеб в магазине, то цену билетика можно не увеличивать, а смело уменьшить раза в два. Но отменить федеральные льготы, даже не финансируемые Москвой, региону не по зубам, а отменить местные - все равно, что на полной скорости направить персональную «Волгу» в здание мэрии. Ибо политическое самоубийство лишь немногим отличается от физического.

Вот и остается метод третий, чапаевский - «по рублю!». Бедных он не касается - те ездят бесплатно, богатых тоже - им трамвай без надобности. Весь удар принимает на себя и так балансирующий на грани бедности «средний класс». Как и в жилищной реформе - когда соответствующей зарплаты еще нет, а пресловутая дотация уже не положена.

Впрочем, и транспортникам повышение платы за проезд сулит пока лишь похмелье: традиционно народ сперва отшатывается от новых тарифов. И надо много дней ждать, когда он, горемыка реформенная, обреченно побредет обратно в салоны тех же троллейбусов. Тем не менее никуда ему, народу, в конечном счете не деться, ибо, как говорил Василий Иванович японскому каратисту после личной встречи: «парнишка ты, конечно, шустрый, но вот голой пяткой супротив шашки...»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: