Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Что есть богема в России?

11.01.2002
Мы знакомы с Виталием Гонновым довольно давно. Еще раньше я знал фильмы заслуженного деятеля исскуств России кинорежиссера Гоннова, известного не только в Новосибирске человека. Его работы были широко популярны с конца 60-х годов, начиная со знаменитой экранизации оперы «Алкина песня», и более поздние его фильмы в области документального кино многократно демонстрировались Центральным еще тогда телевидением на всю страну.А тут просто случай свел нас в оперном театре на Рождественском фестивале в декабре.
Виталий Гоннов. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Мы знакомы с Виталием Гонновым довольно давно. Еще раньше я знал фильмы заслуженного деятеля исскуств России кинорежиссера Гоннова, известного не только в Новосибирске человека. Его работы были широко популярны с конца шестидесятых годов, начиная со знаменитой экранизации оперы «Алкина песня», и более поздние его фильмы в области документального кино многократно демонстрировались Центральным еще тогда телевидением на всю страну.

А тут просто случай свел нас в оперном театре на Рождественском фестивале в декабре: шла «Богема» Пуччини. Я спросил его:

- Как вам, Виталий Васильевич, спектакль?

- Я вообще люблю «Богему», - имея в виду конкретную оперу, ответил он.

Позже мы встретились в Доме актера. Свободные от репетиций артисты щелкали биллиардными шарами. Сейчас здесь никогда не бывает пусто.

И, как бы продолжая прерванный разговор, я спросил его:

- Виталий Васильевич, а что такое вообще богема?

- С французского - цыганщина, не имеющая никакого отношения к самим цыганам. Среда обитания преимущественно молодой творческой интеллигенции. Это нечто радостное, когда у тебя все впереди и ты полон надежд. Богема стариков - печальное зрелище. Да и вообще богема - это явление, исключительно касающееся именно художественной интеллигенции: артистов, скульпторов, писателей, поэтов и так далее. Богема в России тоже была и есть. Она просто не такая, как во Франции.

Если это научная молодежь или еще какая-нибудь, как сейчас говорят, тусовка, это уже не богема. Это нечто другое.

Я с детства люблю эту оперу Пуччини. Со школы усиленно изучал классическую музыку, оперную, в частности, ходил в театр постоянно. У нас был такой строгий и хороший преподаватель черчения - Резинкин. Часами приходилось корпеть над чертежами. И параллельно я слушал музыку. Берешь задание - ага, это на одну оперу, а вот это на две потянет.

В детстве я думал, что богема - это нечто божественное. И герои-то оперы были для меня, тянущегося к искусству подростка, необычными людьми: мансарда, Монпарнас, Рождество - все это необычайно впечатляло. И, наверное, послужило одной из причин моего профессионального выбора.

Но тогда я еще не думал об этом. Позже понял, что богема - это и полуголодное существование. Поэт сытым быть не может. Если он работает над соцзаказом, это уже не богема. Прикормленный властью художник - нечто иное. Богема - это что-то нестабильное, кочевое. При советской власти у нас вообще ведь не было такого понятия - буржуазное явление, да и только. Не так все просто.

- И где же вы учились?

- После неудачной попытки получить театральное образование закончил университет во Фрунзе, преподавал в сельской школе физику и математику. Но судьбу не переиграешь. В конечном счете поступил во ВГИК. Предполагалось, что буду режиссером игрового кино. И учителя-то у нас были великий Григорий Чухрай, прекраснейший актер Владимир Белокуров, который в свое время сыграл Чкалова.

Вот тогда-то я окунулся в эту среду творческой молодежи. Жили на стипендию в 26-30 рублей и говорили только об искусстве. Это было настоящее студенческое братство. Еще и на вино умудрялись деньги находить. Но всякий знал, что без ужина не останется, друзья покормят, посылочку кто-нибудь из дома получит.

- Что было вашей первой работой в кино?

- Игровая двадцатиминутная лента по рассказу Роберта Шекли «Лавка миров». И надо сказать, что сейчас этот фильм обошелся бы в несколько сотен тысяч рублей. А нам, студентам ВГИКа, государство ведь давало деньги на курсовые работы. Была возможность планомерно наращивать профессионализм.

По сюжету в том первом кино мне нужна была иномарка. Я с трудом раздобыл ее на два часа. Это было нечто!

Потом на джипе группа артистов в военной форме США вдруг оказалась вблизи секретного какого-то объекта. Их сразу арестовали, была даже маленькая паника среди наших военных. Но потом отпустили, конечно.

- А что было вашей дипломной работой?

- А тут вышло очень удачно. Я получил предложение, от которого просто не смог отказаться. В Новосибирске по повести Анатолия Иванова в ТЮЗе с громадным успехом шли «Алкины песни». Георгий Иванов, тоже наш земляк, написал по ней оперу. Успех был колоссальный. Постановку осуществил Эмиль Евгеньевич Пасынков, при котором оперный театр расцвел в те годы.

Руководитель «Новосибирсктелефильма» Аркадий Зельманов решил экранизировать именно оперу. Стали искать подходящего режиссера. Наверное, кто-то подсказал, что я что-то смыслю в музыке. Приехал познакомиться да так с тех пор и остался в Новосибирске.

Приехал зимой, вещички в гостиницу - и на площадь. Много был наслышан о новосибирском театре. Меня манил его образ. И я был покорен увиденным.

Приступили к работе. Драматические актеры по сценарию должны были играть роли в кино, а оперные - озвучивать партии. Было трудно и непривычно и актерам, и мне. Работа по техническим причинам растягивалась по времени, и в промежутках я выпустил свой первый документальный фильм «Песня» - о народном творчестве.

- А как вы потом стали кинодокументалистом? Или по принципу - все равно не Тарковский?

- Не было этого. Мы тогда вообще не задумывались над такими понятиями. И сил было достаточно, и время не то. Каждый хотел работать, и много. А «Новосибирсктелефильм» не приспособлен для игрового кино. У него был всегда четкий план, который надо выполнять.

- Но вы могли продолжать снимать фильмы о людях искусства. У вас появились значительные работы о Лидии Мясниковой, Аскольде Мурове и другие ленты, связанные с художественным творчеством.

- Тут все просто и прозаично. В планах студии всегда была четкая градация: допустим, на четыре фильма о заводах и колхозах можно было снять один фильм для души о творческой интеллигенции.

- Позже у вас стали появляться фильмы не только о людях Новосибирской области. Хотя многие помнят ваши фильмы и об ученых: академиках Трофимуке, Соболеве. Вы снимали Лаврентьева, Аганбегяна, других известных ученых. А вот шахтерский пласт у вас как-то особняком стоит.

- И тут все просто. Мы много лет, еще со вгиковских времен, знакомы с Юрием Мирошниченко. Он сам работал в шахтерской газете, знает Кузбасс как свои пять пальцев. И мы сделали вместе с ним несколько фильмов по шахтерской проблематике.

Первый наш совместный фильм был о замечательном человеке директоре шахты Шандулиди.

Но потом мы уже совместно пришли как-то на ощупь к выводу, что снимать только комплиментарное кино мало. А все шахтерское начальство, да и не только оно, привыкло именно к этому. И так второй наш герой был Михаил Иванович Найдов в фильме «Шипы и розы директора Найдова».

Это редкостный руководитель. У него на одной из шахт Междуреченска были и громкая слава передового коллектива, и розы на клумбах, и великолепный соцкультбыт. Но нам хотелось, чтобы зритель задумался: а какой ценой все это достается?

Мы взяли за основу один частный конфликт директора с подчиненным. И он стал стержнем фильма. Все остальное - фон. Нам удалось снять сцену в кабинете директора, когда он протягивает руку одному из своих подчиненных для примирения. А тот не может простить ему нанесенных обид и не отвечает рукопожатием.

Фильм посмотрел весь Кузбасс, вся страна. Найдов с нами полгода после этого не разговаривал. Но времена на дворе уже были перестроечные. Общество требовало обновления.

Потом был фильм «Возвращение к себе» о бригадире шахтеров Баженове. О нем говорили товарищи, что на поверхности он человек как человек, но под землей становится зверем. И награды, и деньги, которые получали шахтеры в его бригаде через унижение человеческого достоинства, вряд ли оправдывают его методы руководства. Баженов погиб под землей по собственной халатности. Судьба его трагична. Как и многое во всем нашем обществе прошлых лет. Надеюсь, что те фильмы заставляли думать.

Потом был фильм о забастовке шахтеров в 89-м году. И в центре стоял образ широко известного тогда Тенгиза Авалиани. Это незаурядный человек, он выступал против сложившейся экономической системы, был избран на последний съезд партии на альтернативной основе и даже баллотировался на пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

Мне везло на товарищей: много лет мы вместе работали с оператором Леонидом Казавчинским, Сергеем Чавчавадзе, Петром Сидневым, с известными журналистами и писателями.

И всегда стремились, чтобы в центре темы был живой человек с его, как правило, непростой судьбой.

Еще знаменитый кинорежиссер Чухрай говорил: будет человек, будет фильм. Иного, как говорится, не бывает. Вот есть у тебя эпизод в фильме какой-то, и ты чувствуешь недоработку. Не надейся, что зритель этого не заметит. Он это заметит и почувствует, так же как и ты.

- Где-то в середине 80-х в Новосибирске состоялся объединенный пленум творческих союзов. Мне вы всегда представлялись человеком не только интеллигентным, но и мягким. Но вдруг я слышу в вашем докладе очень жесткую критику в адрес властей и наших тогдашних порядков. Чем это было вызвано?

- В первую очередь желанием что-то изменить в нашей общей судьбе, всего нашего общества. Может быть, и покаяться. Надоело жить в этой тине. Ведь фильм грузина Тенгиза Абуладзе «Покаяние» был именно об этом. Тенгиз не только осуждал сталинизм, он и сам в чем-то каялся и искал дорогу, ведущую к храму, а значит - к истине.

Впоследствии меня избрали председателем совета творческих союзов, которым я и остаюсь до сих пор. Но доклад писался не одним только мной. Все творческие союзы представили свои разделы, и я не волен был их на свой лад перекраивать. Потому и получилось жестко.

- Закончим на профессиональной теме. Вам часто приходилось считаться с мнением цензуры? Оказывалось ли на вас давление со стороны партийных и советских органов?

- Оно было заложено в самой системе власти. В формах руководства и контроля. Но скажу честно: выбор всегда был. И если тебя просили сделать фильм о том или ином, мало кто отказывался. Дали тему - полюби ее. Это твоя профессия, и долг профессионала велит тебе работать, а не пенять на обстоятельства. Думаю, вы вспомните и сами массу примеров, когда художник вынужден был считаться с обстановкой. Но профессионализм включает в себя и это - умение настроиться на работу, которая тебе предложена.

Резонанс
Новости
Ситуация с очередями по-прежнему остается напряженной в девяти многофункциональных центрах оказания государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области. Наиболее остро ситуация стоит в самом Новосибирске. Врио губернатора области Андрей Травников лично посетил МФЦ на Державина и распорядился внести необходимые коррективы в организацию обслуживания граждан.
19 апреля 1970 года с конвейера завода в Тольятти сошел первый автомобиль ВАЗ-2101. В народе его прозвали «Копейка». Автомобиль - нечастый гость на дорогах, но единичные экземпляры сразу же привлекают внимание. Корреспонденты ОТС узнали об итальянских корнях и долголетии когда-то самой народной машины в СССР.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении главы Убинского района по статье «Превышение должностных полномочий». В кабинетах руководителя и его заместителей прошли обыски - следователи изъяли документы и данные с рабочих компьютеров.
Визитная карточка города – 100-квартирный дом – появилась в архитектурную эпоху перехода от революционного конструктивизма к богатому декором сталинскому ампиру. Здание несет на себе печать разных стилей и многочисленных переделок, прославилось в Париже и стало одним из символов Новосибирска. Цены на квартиры в знаменитом памятнике архитектуры на Красном проспекте зашкаливают и сегодня.
22-летняя сексуальная блондинка Вероника Мурашкина, которая родом из Новосибирской области, приняла участие в съемках программы Comedy Club. Со сцены Тимур Каштан Батрутдинов предложил красотке, сидящей в VIP-зоне, придумать ассоциацию к картинке, которую он сам нарисовал.
Семь светофоров нового поколения могут установить в городе в этом году. Конструкция способна не только регулировать движение, но и подсказывать водителям об изменениях дорожной ситуации. Корреспонденты ОТС побывали на предприятии, которое выпускает такие приборы.